Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для любого государства важную роль играет его устройство. И с практической, и с теоретической точки зрения весьма важным является рассмотрение вопроса касаемо формы государственного устройства. Особенно это отмечается в современных реалиях, когда происходит появление «гибридных» и «переходных» форм, которые, в свою очередь, сказываются на внутреннем устройстве и международном положении государств. От процесса организации и реализации государственной власти зависит то, насколько эффективным будет государственное руководство, правительство стабильным, а управление действенным.
Предусмотрены различные виды форм государственного устройства, особое место среди которых отведено федерациям. Федеративное государство является сложным государством, которая включает в свой состав иные государства либо государственные образования - субъекты федерации, для которых характерен определенный суверенитет, наличие собственного законодательства и органов власти.
Актуальность данной темы определяется тем, что федерация как форма государственного устройства в современном мире получила достаточно широкое распространение, в том числе в России. Федерация является ключевым звеном в российской государственности, представляющий собой сложнейший комплекс разнообразных структур, институтов политической власти, обусловленных социальными, экономическими, политическими, культурными традициями, условиями жизнедеятельности народов.
Таким образом, для Федерации характерны следующие черты:
1) субъекты являются политически и юридически самостоятельными, к примеру, предусмотрено наличие у субъектов собственной конституции (США, Мексика, Германия), своего гражданства (США);
2) система государственных органов власти состоит из двух уровней: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;
3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;
4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
6) двухканальная система налогов.
Объект курсовой работы - являются формы (устройства) государства.
Предмет курсовой работы - федеративное устройство государства.
Цель курсовой работы: изучение особенностей федеративной формы государственного устройства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику государственного устройства;
- раскрыть понятие, признаки и основные формы федеративного устройства государств;
- рассмотреть особенности федеративного устройства России.
Проблемой исследования форм государственного устройства занимались в разное время такие ученые, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, Б.В. Ерофеев, С.В. Клименко, И.О. Красов, В.В. Лазарев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянц, Ф.М. Решетников, А.П. Сергеев, Л.И. Спиридонов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич и другие. Данными правоведами подробно изучены вопросы, касающиеся как форм государственного устройства, так и форм правления, форм государственно-правового режима государств.
Методологическая база исследования включает в себя методы: анализ литературных, информационно-правовых источников; исторический; обобщение; сравнительно-правовой и др.
Нормативную базу курсовой работы составляет Конституция Российской Федерации.
Глава 1. Понятие и виды федеративной формы государственно-территориального устройства
1.1. Понятие федеративного государства
В рамках политико-правовой литературы предусмотрено использование термина «государственное устройство» в двух смыслах. Широкий смысл предполагает, что в рамках данного понятия рассматриваются вопросы по государственному строю и устройству всего государства с точки зрения основ социального, экономического, политической, территориального основы устройства страны.
С узкой точки зрения данным понятием характеризуется территориальная организация государственной власти.
Когда государственное устройство характеризуется как одна из форм государства, то предусматривается использование второго значения данного термина.
С помощью данного определения могут быть даны ответы на следующие вопросы :
1) какие структурные единицы районы, города, области, края, республики, округа, кантоны, штаты, провинции, земли входят в территориальную структуру государства.
2) каким правовым статусом обладают данные образования. В данном случае речь идет о полной самостоятельности, относительной и абсолютной подчиненности.
3) в соответствии с каким принципом сформированы части государства: национальным, территориальным или смешанным;
4) из каких уровней состоят высшие органы государственной власти ;
Федерализм представляет собой совокупность разнообразных элементов, свойств и признаков, все они в совокупности определяю существенные отличительные свойства федерализма от иных форм государственного устройства. Федерация представляет собой союзное государство, которая включает в себя такие административные территориальные единицы, например в США это штаты, в Швейцарии кантоны, в России автономные округа, республики, области, в Германии 16 федеральных земель.
В соответствующих нормативно – правовых актах (например в Конституциях, в союзных и федеративных договорах) указываются нормы и правила регулирующие особенности функционирования федеративных государств. Также стоит отметить, что форма государственного устройства состоит из единства государственного устройства и централизованной государственной власти, в которой все территориальные – административные единицы обладают самостоятельностью.
Общее руководством законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляет федеральный центр. Однако следует учесть, что каждый субъект федерации, являясь составной частью единого государства, но при этом обладает самостоятельность в пределах своих полномочий, а именно правом принятия своих основных законов (Конституций, уставов) а также наличием собственной системы законодательных, исполнительных и судебных органов власти, при этом деятельность органов должна соответствовать Конституции федеративного государства.
Для того, чтобы внести изменения федеральному центру в статьи Конституции федерации необходимо согласие граждан и исполнительной и законодательной власти субъектов федерации.
Однако стоит, отметить, что для процесс федерализации характерно взаимосвязь в государстве централизационных и децентрализационных начал, для правильного применения указанных начала необходимо разделения системы полномочий между субъетами федеративного государства и федеральным центром, таким образом можно сделать вывод, что система власти в федеративном государстве состоит из двух уровней органов власти субъектов и федерации.
Для того, чтобы в федеративном государстве реализовать единый государственный интерес должно быть сочетание двух элементов – это правовая воля, желание, интерес всех граждан, а также властное согласие субъектов являющихся административно – территориальными единицами федерации.
Федеративное государство имеет законодательный орган власти (парламент), состоящий из верхней (Бундесрат в ФРГ, Государственная дума РФ, Палата представителей Конгресса США) и нижней палаты (Бундестаг ФРГ, Совет Федерации РФ, Сенат США).
Таким образом наличие двухуровневого законодательного органа, свидетельствую о том, что учтены интересы населения всех субъектов федерации .
Существенные отличие состоят в порядке избрания депутатов, в различных полномочиях, а также в функциях, которые они выполняют.
Верхняя палата законодательного органа как правила отвечает за представительство субъектов федерации, а нижняя палата законодательного органа за представления политических, социальных и экономических интересов населения субъектов на уровни федерации.
Нижние палаты формируются путем прямых выборов, в каждой федерации избрания представителей населения, предусматривает свои особенности. Например для в США необходимо прямое тайное голосование каждого жителя штата для избрания сенаторов. В Германии правительство федеральных земель ответственно за назначение депутатов в верхнюю палату. В Российской Федерации сенаторы Совета Федерации назначаются по одному от исполнительной и законодательной власти субъекта.
Хоть и предусмотрены различные формы государственного устройства, основные из них – это унитарная и федеративная.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2019 № 2-ФКЗ, от 21.07.2019 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Актуальные проблемы правовой теории государства: учебное пособие. /Под ред. В.П. Малахова, А.И. Клименко. М., 2019. – 311 с.
3. Бойко Ю.П. Федерализм. Актуальные вопросы истории, теории и практики. – 2-е изд. М., 2017. – 426 с.
4. Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации / М. М. Борисова, И. Г. Дудко – М.: Юрлитинформ, 2018. – 429 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2019. – 311 с.
6. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход. – 2-е изд. Новосибирск, 2016. – 359 с.
7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с французского В.А. Туманова – М.: Международные отношения, 2016. – 321 с.
8. Добрынин Н.М. Насущные задачи развития российской модели федерализма: онтологический дискурс о системных свойствах федерации // Государство и право. 2017. № 9. – С.85-87.
9. Дорохов Н.И. Российский федерализм: состояние и проблемы. // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Белгород, 2018. – С.89-90.
10. Какителашвили М.М. Некоторые проблемы современного российского федерализма. // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 8. –С-74-76.
11. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права: Н. М. Коркунов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 411 с.
12. Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. – 411 с.
13. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2019. -402 с.
14. Морозов В.Е. Территориальные органы в системе федеральной исполнительной власти: к вопросу определения организационно-правового статуса. // Административное право и процесс. 2016. № 4.
15. Общая теория государства и права: Академический курс. В 3-х томах. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Издательство НОРМА, 2019. – 457 с.
16. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник[Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15426.
17. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2019. – 389 с.
18. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21003.
19. Теория государства и права. Базовый курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А. Ю. Гарашко, Д. С. Давидов, Е. Н. Дубинина и др.; под редакцией кандидата юридических наук, доцента А. Г. Мамонтова, кандидата юридических наук, доцента С.А. Иванова. - Москва: ЮНИТИ : Закон и право, 2017.
20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ.ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2019. – 342 с.