Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что система административного централизованного планирования развития территорий, которая действовала ранее, показала свою неспособность к решению задач, в условиях рыночной экономики, следовательно возникает необходимость построения новой системы планирования, которая бы обеспечивала баланс интересов государственного и частного сектора экономики, а также была бы направлена на эффективное решение проблем населения городской территории. Появление стратегического планирования обусловлено необходимостью поиска нового содержания процессов планирования социально-экономического развития, которая стала возникать в конце XX века.
1. Теоретические аспекты стратегического планирования в муниципальном управлении
1.1. Сущность и значение стратегического планирования
Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность любой организации, а в последствии и развития экономики территорий, субъектов и всей страны в целом, является разработка и внедрение успешной стратегии .
В современной российской экономике была выдвинута концепция долгосрочной стратегии, ориентированной на рост общих социально-экономических показателей Российской Федерации, её технологического и инновационного потенциала. Рост социально-экономических показателей невозможен без их роста в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации, поэтому качество стратегического управления окажет решающую роль в решении поставленных задач.
Теория государственного стратегического управления схожа со стратегическим менеджментом фирмы. Государство, как и фирма, стремится улучшить свое социально-экономическое положение и государственные служащие в аналогии с персоналом в фирме нуждаются в мотивации для совершенствования своих навыков с целью выполнения поставленных задач, поэтому стратегическое управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и стратегическое управление в коммерческой организации. Здесь проявляются те же закономернос¬ти, что и общем управлении.
Для того чтобы привести определение государственного стратегического управления необходимо проанализировать предшествующие теории и концепции государственного регулирования экономики и социально-экономического развития.
При изучении основных концепций государственного регулирования экономики, следует обратить внимание на отсутствие такого определения как государственное стратегическое управление, которое внесло бы новое видение для сбалансированного развития общества и экономики, поэтому необходимо привести данное определение, указать его цели, этапы и функции.
Государственное стратегическое управление – это научно обоснованное, сбалансированное, многоцелевое воздействие руководителей государства, аппарата государственного управления, политических и общественных организаций на социально-экономическую среду государства, обеспечивающее долгосрочный устойчивый и инновационный рост экономики и качества жизни, обеспечение безопасности личности и государства, предупреждение чрезвычайных ситуаций .
1.2. Нормативно-правовой аспект стратегического планирования
Законодательная база по стратегическому планированию опирается на Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", согласно которому стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований и определяет стратегическое планирование, как деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
2. Практические аспекты стратегического территориального планирования
2.1. Реализация стратегического планирования муниципального управления с позиции системного подхода
Таким образом можно сделать вывод, что целью стратегического планирования в муниципальном образовании является развитие представленных на рисунке 1.4 макроподсистем, при помощи разработки и реализации стратегии социально-экономического развития, а также достижение режима функционирования муниципального образования «как самоуправляемой и саморегулируемой системы, обеспечивающей устойчивое повышение качества жизни».
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в главе 11 устанавливает документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования, а именно Ст. 39 Федерального закона № 172-ФЗ определяет, что в муниципальных районах и городских округах разрабатываются, утверждаются (одобряются) документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса .
2.2. Методы стратегического планирования в муниципальном управлении
Все работы по разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования принято делить на ряд последовательно выполняемых этапов. Эти этапы логически следуют один за другим, однако существует и устойчивая обратная связь этапов (обратное влияние каждого этапа на остальные и на всю их совокупность). Их содержание следующее:
1.Формулировка миссии и постановка целей и задач стратегического планирования муниципального образования.
Это основная общая цель. Главной целью развития территории всегда является улучшение качества жизни. В первую очередь, необходимо определить в качестве миссии то, что характерно для данной территории (рекреационная зона, культурно-исторический центр, научный центр и. т. д.).
Значение миссии, которая формально выражается в виде конкретных положений, чрезвычайно велико. Выработанные на ее основе цели служат в качестве ориентиров и критериев для всех последующих управленческих решений.
2.3 Этапы стратегического планирования
Этап стратегического анализа является основным этапом, в котором формируются представления о состоянии развития муниципального образования. Для начала стоит сказать про анализ стартовых условий социально эконмического развития муниципального образования.
Муниципальные образования, которые ранее принимали стратегии развития, могут основываться на результатах предыдущего периода и отчетных документах по их реализации, что облегчает процесс стратегического анализа для последующих стратегий развития. Поставленные цели по росту социально-экономических показателей должны получить конкретный результат в числовом выражении, и быть соотнесены с плановыми значениями, чтобы подвести итоги по реализации каждой цели.
Для муниципальных образований, не принимавших ранее стратегии, ситуация осложняется систематизацией стартовых социально-экономических показателей и в отсутствии опыта предшествующих периодов.
В свою очередь этап стратегического анализа состоит из:
1) Анализа внешней среды.
Изучение внешней среды, и степень её влияния на социально экономическое развитие муниципального образования, относится к важнейшим направлениям процесса стратегического планирования. Установить связь муниципального образования с социально-экономической и политической обстановкой в регионе и в стране в целом может помочь метод PEST – анализа.
3. Совершенствование деятельности по стратегическому планированию в муниципальном управлении
3.1. Основные направления совершенствования деятельности
Для совершенствования системы стратегического планирования в муниципальном образовании необходимо внести ряд предложений, которые поспособствуют улучшению социально-экономического развития МО. Реализацию предложений можно разделить на 3 этапа:
1. Первый этап – формирование уточненного древа целей, задач и мероприятий, которое будет учитывать сферы жизни населения и развития территории МО с учетом изменяющейся среды.
Важнейшим этапом формирования новой стратегии является этап выделения целей социально-экономического развития, исполнение которых будет являться приоритетом всех уровней власти муниципального образования. Постановка цели – бессмысленная процедура, если под целью не будет прописан комплекс действий по ее достижению, которые называются задачами. Поэтому основным методом постановки целей и способов из решения при формировании стратегии является «метод древа целей и задач»..
Основываясь на результаты стратегического анализа и выделения положительных и отрицательных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие можно разработать древо целей и задач \
Под каждой целью необходимо выделить ряд задач, которые поспособствуют реализации поставленных целей.
3.2. Основные мероприятия по реализации ключевых направлений совершенствования стратегического планирования муниципального образования
Для каждого блока целей необходимо определить ряд мероприятий, которые необходимо реализовать на практике для решения задач, поставленных в плане социально-экономического развития Тюлянчиского муниципального района. Необходимо отметить, что мероприятия стоит подбирать, пользуясь системным подходом, то есть каждое мероприятие должно решать сразу ряд поставленных задач.
В таблице 2представим рекомендуемый ряд мероприятий, которые должны обладать повышенным приоритетом в реализации по комплексному социально-экономическому развитию муниципального района, отсутствующие в ныне действующей стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные политико-экономические условия определяют необходимость целенаправленной деятельности органов муниципальной власти и управления по обеспечению роста благосостояния населения, повышению качества жизни граждан, комплексного социально-экономического развития государства. Такие особенности и характеристики муниципального образования как экономическая сфера, географическое положение, социальная и политическая составляющие являются определяющими для организации стратегического управления муниципальным развитием. Движение в направлении трансформация социально-экономической структуры муниципалитета предопределяет необходимость наличия у органов местного самоуправления четко обозначенных перспектив развития, а также понимания тех факторов, которые могут оказать сдерживающее влияние. В этой связи особую роль играет процедура целеполагания и процесс формирования концепции муниципального развития в текущих макроэкономических условиях, которые отличаются динамизмом и глобальным характером.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авезов А. Х. Стратегическое управление устойчивым развитием экономики региона // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. №1 С.30-37.
2. Асланова С. Х., Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. №2-11 С.2389-2393.
3. Бочарова А. А., Прасолова Л. В. Совершенствование инструментов управления социально-экономическим развитием региона // ИСОМ. 2015. №3 С.87.
4. Бубнов Г. Г., Паутова А. В., Золотарев В. И. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления // ТДР. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-vazhneyshaya-funktsiya-upravleniya (дата обращения: 12.05.2021).
5. Власкина Е.Я. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: прихоть или необходимость? // ЭКО. 2016. №11 (509). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-na-munitsipalnom-urovne-prihot-ili-neobhodimost (дата обращения: 12.05.2021).
6. Инвестиционная стратегия Чеченской республики до 2025 г. // Справочно-правовая система «Гарант». – 2016. –– URL: http://garant.ru/
7. Назаров В. П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления // Власть. 2015. Том 21. № 12. С. 4-11.
8. Парфиненко М. А., Грищук В.А. Особенности стратегического планирования на муниципальном уровне // Общество, экономика, управление. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strategicheskogo-planirovaniya-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 12.05.2021).
9. Пивень И. Г., Мартынова Т. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона // Новые технологии. 2011. №2 С.120-124.
10. Савченко И. И., Сидорова Н. Г. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 (73). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya (дата обращения: 12.05.2021).
11. Сергеева Н.М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-suschnost-etapy-i-podhody-v-rossii-i-v-razvityh-stranah (дата обращения: 12.05.2021).
12. Соляник М. Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-1 (дата обращения: 12.05.2021).
13. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области до 2020 г. // Справочно-правовая система «Гарант». – 2016. –– URL: http://garant.ru/
14. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г. // Справочно-правовая система «Гарант». – 2016. –– URL: http://garant.ru/
15. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. // Справочно-правовая система «Гарант». – 2016. –– URL: http://garant.ru/