Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений.
Здоровье населения – показатель благосостояния общества, поэтому его сохранение является задачей государственного уровня. Особого внимания требуют дети и молодежь, потому что они – наше будущее. Современная национальная школа РФ должна формировать не только человека, который бы воплощал в себе высокие гражданские чувства, национальное сознание, а прежде всего личность, сознательно относится к своему здоровью, здоровому образу жизни и в полной мере обладает знаниями поведения, безопасными для ее здоровья. Причинами ухудшения состояния учащихся является недостаточность валеологических знаний у школьников, отсутствие преемственности, системности, последовательности во внедрении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие и виды массовых физкультурных мероприятий
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия занимают важное место в системе организации здорового образа жизни населения РФ. Они являются методом привлечения широких масс населения занятиями физической культурой и спортом, реабилитации организма, повышения физической подготовленности, воспитания необходимых двигательных навыков и умений, способствующих повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Спортивно-массовые мероприятия - это соревновательная игровая деятельность, участники которой с учетом их возраста, пола, подготовленности имеют примерно равные возможности добиться победы в доступных им упражнениях. Эта доступность создается специальным подбором соревновательных упражнений, сложности и длины дистанции, веса используемых снарядов, а также продолжительностью и интенсивностью выполнения двигательных действий. Кроме того, для соревнования по различным контингентам участников с целью выравнивания их возможностей используются гандикапы, фора, сравнительные коэффициенты и поощрительные баллы [4].
Физкультурно-оздоровительные мероприятия сочетают в своем содержании не только спортивные соревнования с целью проверки навыков и умений, приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями, но и с целью организации активного оздоровительного отдыха, релаксации и реабилитации. Это приводит к расширению и разнообразия программ, использование новейших технологий, пополнение технического и тактического арсенала, повышает требования к особенностям подготовки и проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с населением различных возрастных и социальных групп.
В XXI веке наиболее распространенными массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями являются «Богатырские игры», «Игры патриотов», «Форт Буаярд», «Рыцарские турниры», «Казацкие забавы», «Дни спорта», фестивали, спартакиады учебных заведений и трудовых коллективов, футбольные турниры от МТС, массовые гуляния по случаю государственных и региональных праздников и т.д. Такого рода мероприятия являются не только средством пропаганды здорового образа жизни, но и мощным средством воспитания патриотизма и национальной целостности [1].
Большой интерес вызывают соревнования по лыжному спорту, массовые эстафеты и пробеги, праздники конькобежцев, велосипедистов, комплексные соревнования, день здоровья, день пловца, день бегуна. Участниками таких физкультурно-спортивных мероприятий могут быть представители разных слоев населения, возрастных групп и уровня физической подготовленности. Цель таких соревнований - повысить эмоциональность, создать благоприятную атмосферу, стимулировать рост мастерства и результативности участников и тем самым сделать более эффективными соревнования. Цель таких соревнований - повысить эмоциональность занятий, создать благоприятный настрой, стимулировать рост мастерства и тем самым сделать занятия более эффективными.
1.2. Организация спортивно-массовой работы в школе
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня учащихся регламентируется комплексными программами. Основная их задача создания оптимального уровня повышения физического и умственного уровня работоспособности в процессе учебного дня.
С этой целью в школах рекомендуется, кроме учебных занятий по ФК, проводить: гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках каждый день, физические занятия в группах продленного дня и тому подобное.
К основной внеклассной физкультурно-спортивной работы относятся: кружки физической культуры, кружки начальной подготовки ДЮСШ, кружки общей физической подготовки, спортивные секции по различным видам спорта, спортивные соревнования, спортивные праздники, туристические походы.
Физкультурно-оздоровительная работа - важная часть педагогического процесса. Особое значение она приобретает в связи с ростом нагрузки на младших школьников, увеличением количества больных детей, неблагоприятными экологическими условиями, гиподинамией [3].
Физическое воспитание направляется на формирование навыков здорового образа жизни, позитивного отношения к физической культуре, гигиены, спорта, на совершенствование и развитие двигательных качеств, формирование правильной осанки, воспитание морально-волевых качеств.
Организация физкультурно-оздоровительной работы требует продуманного, творческого подхода, особенно - если группа разновозрастная. Воспитатель должен быть осведомлен о состоянии здоровья, уровнем физического развития каждого ученика, и в соответствии с этим регулировать нагрузку. Для занятий физкультурой целесообразным является разделение учащихся на группы не по возрасту, а по состоянию здоровья.
Лучшим путем оптимизации двигательного режима в группах продленного дня (ГПД) в современных условиях является использование физкультурных минуток (2-3 мин), физкультпауз (10-15 мин). Такие непродолжительные занятия способствуют повышению работоспособности, снимают физическое и эмоциональное напряжение. К физкультурных минуток и пауз включаются упражнения для сохранения зрения, коррекции плоскостопия, осанки. Дети могут выполнять упражнения индивидуально или группами под руководством старших учеников. Можно выполнять упражнения по рисункам или просто потанцевать под музыку. Если в группе есть коврик, можно выполнять упражнения лежа - это очень полезно для разгрузки позвоночника [5].
В оборудованных помещениях упражнения на специальных массажерах, хождение по веревке, ребристой доске, камнях, ковриках с нашитыми пуговицами является массажем подошвы и активизируют деятельность нервной системы и внутренних органов, повышают работоспособность. Желательно проводить физкультминутки каждые 45-60 мин, физкультпаузы - 1,5-2 ч.
Более длительные занятия организуются на прогулке или в спортзале. Ежедневное пребывание на свежем воздухе обязательна. Продолжительность прогулки и выбор деятельности школьников зависит от: погодных условий, предыдущей деятельности, состояния их здоровья, даже одежды. При неблагоприятных погодных условиях лучше разделить прогулку на две меньшей продолжительности. Физкультурные занятия на прогулке (или в спортзале) включают упражнения и подвижные игры для закрепления навыков, полученных на уроках физкультуры, для развития быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве и тому подобное. Чтобы поощрить учащихся, желательно проводить спортивные часы как эстафеты, соревнования, тематические подвижные игры («Малые Олимпийские игры», «Богатырские развлечения» и т.д.). В тематические занятия можно включить вопрос о спорте, гигиену. В начале занятия нагрузки больше, затем постепенно уменьшается. Раз в месяц желательно проводить спортивный праздник с участием родителей, учеников, учителей [8].
1.3. Методика проведения спортивных секций, кружков и соревнований в школе
В процессе организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий необходимо учитывать спортивную подготовленность, возможности, интересы предполагаемых участников, а также имеющиеся возможности реализации этих интересов (наличие спортивного инвентаря и необходимых спортивных сооружений, климатические условия, обеспеченность спортивными судьями, организаторами, материальными и финансовыми ресурсами). Утверждая план физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия необходимо ориентироваться на планы областных, городских и районных управлений (отделов) по вопросам физической культуры и спорта. Это позволит обеспечить систематичность и последовательность соревнований, своевременную подготовку сборных команд и участников личного первенства к соревнованиям на первенство района, города. Практически доказано, по месту жительства населения целесообразно проводить в месяц не более 1-2 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятия традиционного характера, проведение которых в течение нескольких лет в определенное время позволяет лучше подготовиться к соревнованиям, делает их привычными, традиционными, знакомыми, систематизирует и стимулирует участников. Мероприятия необходимо проводить для всех слоев населения и распределять равномерно в течение всего календарного года [15].
В плане физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий целесообразно выделить разделы:
1. Комплексные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (народные игры, поединки, фестивали, эстафеты, конкурсы);
2. Соревнования по видам спорта (выполнение упражнений). Кроме названия и сроков проведения в плане можно указать другую информацию, которая может способствовать лучшей организации (предполагаемые награды, призы и т. д.) [8]
Для организации физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия необходимо заблаговременно создать подготовительную комиссию. В нее входят работники управлений и ведомств физической культуры и спорта, преподаватели, тренеры, специалисты физической культуры и спорта и тех организаций, которые могут быть полезны в подготовке, проведении и обеспечении соревнований, фестивалей, аттракционов и развлечений.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ КАРЕЛИИ)
2.1. Состояние спортивно-массовой работы на примере МОУ СОШ №1 г. Кондопоги Республики Карелия
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Кондопоги Республики Карелия находится по адресу: 186 200, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Пролетарская, д. 14.
Спортивно - массовая работа в учебном заведении реализуется по четырем аспектам:
во время учебного процесса;
во внеурочной деятельности;
во внешкольной деятельности;
в работе с родителями.
Спортивно-массовая работа в МОУ СОШ №1 г. Кондопоги Республики Карелия неразрывно связана с организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий во внеурочное время. Для МОУ СОШ №1 г. Кондопоги Республики Карелия является традицией проводить внеклассные мероприятия: «Олимпийская неделя», «Олимпийский урок», «Казацкие забавы», «Неделя физической культуры и спорта». А где, как не на «Олимпийском уроке», можно посоревноваться в олимпийских видах спорта. В 2020 году широко была представлена во всей своей красе королева спорта - легкая атлетика. Различные виды бега, прыжков и метаний с большим упорством, интересом, профессионализмом выполняют дети на уроке, также проводятся соревнования по футболу и волейболу.
Кружковая работа - одна из форм спортивно-массовой работы. В дни школьных каникул ученики с восторгом соревнуются по настольному теннису, шашкам, шахматам.
Согласно Рабочего учебного плана на 2020 - 2021 уч. г., приказа по школе № 145 от 31 08. 2020 года «О внеклассной работе секций спортивного направления» в школе работает спортивная секция «Настольный теннис», которой руководит учитель физической культуры Андрияшев Василий Трофимович
Учитель имеет надлежащую профессиональную подготовку, способен обеспечивать усвоение учащимися учебных программ, владеет методикой преподавания предметов, знакомы с учебными программами по предметам, письмами Министерства образования и науки РФ по изучению, критериями оценивания учебных достижений учащихся, другими официальными документами.
Занятия секция в основном строит в соответствии со структурой личностно ориентированного урока, которая содержит мотивационный этап, целеполагание и планирование, разработку учебного материала, рефлексивно-оценочный этап. В начале занятия учитель создает у детей настроение. В течение занятия учитель формирует деятельностную компетентность учащихся: учит ставить цели и задачи занятия, осуществлять рефлексию по собственной работы.
В достижении высоких результатов в спортивной, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работе большую роль играет наличие и соответствие материальной базы, которая у нас находится на низком уровне.
Медицинский контроль в школе тоже на должном уровне. Ученики 1-9 классов проходят ежегодно медицинские осмотры согласно плану районной больницы. Медицинскую помощь ученикам и работникам школы квалифицированно предоставляет медсестра. На основе результатов обязательного медицинского осмотра или соответствующей справки о состоянии здоровья отдельного ребенка медицинский работник учебного заведения осуществляет распределение всех учеников учебного заведения на медицинские группы по физкультуре (основную, подготовительную, специальную)
За физическим воспитанием в учебном заведении постоянно ведется контроль со стороны администрации. В годовом плане работы школы в разделе «Физическое воспитание» планируются мероприятия оздоровительной и спортивно-массовой работы, за выполнением которой осуществляется проверка. Периодически проводятся совещания и педсоветы, на которых рассматриваются вопросы о состоянии спортивно-массовой работы.
Содержанием работы классных руководителей школы являются: изучение характеристик учащихся, работа по созданию и развитию ученического коллектива, связь с культурно-образовательными и внешкольными учреждениями, работа с родителями и общественностью, связь с школьным психологом.
Залогом качественной воспитательной работы с учащимися является сотрудничество классного руководителя с администрацией. Поэтому важной является задача администрации сделать классных руководителей активными участниками педагогического процесса. Решение этой задачи возможно при условии, если в годовом плане работы будут отражены такие направления деятельности администрации с классными руководителями:
изучение индивидуально-психологических особенностей учителей, что позволит администрации лучше узнать их, понять стиль работы;
педагогическое просвещение, запланированное в соответствии с возрастными особенностями детей, целей и задач учебно-воспитательного процесса, конкретных проблем, возникающих в ходе деятельности учителя.
2.2. План спортивно-массовых мероприятий
В МОУ СОШ №1 г. Кондопоги Республики Карелия каждый год разрабатывается план спортивно-массовых мероприятий.
Ниже представлен план спортивно-массовых мероприятий на 2020-2021 учебный год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество в РФ ориентируется на занятия физической культурой и спортом как на самоценность, которая, к сожалению, еще поддерживается очень развитой этой инфраструктурой, не главной социальной институтом в нашем обществе.
Сегодня, в определенных условиях, в РФ подростки лишены возможности организовано заниматься в спортивных клубах, секциях, залах. В основе этой проблемы - противоречия между потребностями общества и формированием творческой, всесторонне развитой личности, имеет направленность к максимальной реализации и недостаточно развитыми формами проведения и удовлетворения потребностей в решении проблем, связанных с физической культурой и спортом.
Мероприятия, которые проводятся на государственном уровне, к сожалению, не имели значительного влияния на улучшение физического состояния школьников и молодежи, а значит - и на формирование всесторонне развитой личности, как структурной единицы общества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
4. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2020. N 3. С. 14 — 19.
5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
6. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
7. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
8. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
9. Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018. 272 с.
10. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
11. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
12. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. 170 с.
13. Махник Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта // Законодательство и экономика. 2021. N 11. С. 54 — 60.
14. Мелёхин А. В. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2019. 480 с.
15. Мельник Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2021. N 12. С. 133 — 141.
16. Мурзин Д.В., Ольховский Р.М. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта // Российский юридический журнал. 2017. N 6. С. 172 — 183.
17. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
18. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020. 164 с.
19. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
20. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
21. Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.
22. Теория и методика обучения предмету «физическая культура». Водные виды спорта. Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт, 2019. 304 с.
23. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 104 с.
24. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. 228 с.
25. Юрлов С.А. Спортивные санкции, применяемые к субъектам физической культуры и спорта в России // Современное право. 2020. N 2. С. 60 — 63.
26. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.