Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сфера построения жилищных зданий интересна не только архитекторам и строителям, но и оказывается под пристальным наблюдением филологов и языковедов, в частности, исследуется проблема номинации. К 2004 году естественный прирост населения в России увеличился, что означало возросшую потребность у людей в обеспечении себе крыши над головой.
Безусловно, что многие мечтают об уютном, комфортном, приятным глазу доме, где есть все, что нужно для жизни. Наиболее актуальными объектами, которые сочетают эти требования, являются многофункциональные жилые здания, так называемые, жилые комплексы (ЖК), в которых квартиры занимают лишь часть от общей площади. Очень часто в таких жилых зданиях, помимо квартир, есть офисные помещения. На современном рынке недвижимости знакомые нам новые здания уступили место новому типу многоквартирных домов.
Возможности жителей, их благосостояние, развитость строительной и архитектурной отраслей позволяют людям строить такие жилые комплексы, которые могли бы полностью удовлетворить их нужды. Основа жилого комплекса состоит из квартир, но сопутствующие элементы не менее важны и предназначены для поддержания полноценной жизнедеятельности внутри такой структуры.
ГЛАВА 1. ОНОМАСТИКА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ.
1.1. Ономастика - основные термины и определения. История появления термина, обозначающего названия жилых комплексов.
Используя язык, мы каждый день сталкиваемся с именами собственными. Они служат для обозначения людей, географических и пространственных объектов, животных, различных предметов материальной и духовной культуры.
Функциональное и лингвистическое своеобразие имен собственных привело к тому, что их начали изучать в особой области лингвистики - ономастике (греч.,«Искусство давать имена»). [Бондалетов, с. 3].
Ономастика исследует основные законы истории, развития и функционирования имен собственных. лингвистика ономастика школа зоонимики Ономастика - это самостоятельный раздел лингвистики, основанный в начале 20 века. Официальное существование ономастики как науки ведется с 1930 года, когда во Франции проходил 1-й Международный конгресс по ономастике. [Шмелева, с. 7].
Ономастика носит явно междисциплинарный характер. Имя собственное может быть объектом внимания многих наук: лингвистики, географии, астрономии, истории. Имя собственное в сравнительном языкознании также рассматривается.
В современном русском языке используется множество нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие стороны жизни. Кроме них существует и особая категория слов, выполняющих функцию выделения, она оригинальна и неповторима, и занимается выражением разнообразных имен и названий.
Сегодня имена собственные изучаются не только филологами, но и также представителями лингвистики, географии, истории, этнографии, психологии и так далее.
Однако в первую очередь, собственные имена внимательно изучаются языковедами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, зданиям, городу, деревне, озеру, книге или названию фирмы) - это слово, прежде всего, находится в системе языка, живет и следует его законам, а также следует определенным законам употребления в речи.
Такой раздел языка как «ономастика» существует специально для того, чтобы посвятить себя лингвистическому исследованию, занимающемуся именами, названиями и наименованиями.
Ономастика [от греческого noma — «имя»] - раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений.
Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, т. е. при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка.
1.1.
1.2. Названия жилых комплексов как урбанонимы и как рекламные имена
С одной стороны, названия жилых комплексов могут быть отнесены к разряду урбанонимов. Н. В. Подольская в своем словаре дает им следующее определение: «Вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта, в т. ч. агороним, годоним, хороним городской, экклезионим, ойкодомоним» [Подольская, 1988, с. 139].
Ключевым в данном определении, безусловно, является слово топографический, образованное от слова топография, под которым понимается как «отдел геодезии, изучающий земную поверхность и способы ее измерения», так и «совокупность признаков, характеризующих населенный пункт или административно-территориальную единицу в географическом отношении» [БАС, ст. 640—641].
Очевидно, что любое название жилого комплекса обладает признаком топографичности, что объединяет названия жилых комплексов с другими урбанонимами по следующим признакам:
— название жилого комплекса обозначает объект, который имеет четкую локализацию на земной поверхности;
— одно и то же название не может повторяться в пределах одного населенного пункта;
— однажды закрепленное название не может произвольно переноситься с объекта на объект;
— название жилого комплекса способно выполнять адресную функцию как в письменной, так и в устной речи; как в официальном дискурсе (юридических документах, реестрах, списках и т. п.), так и в неофициальном общении.
Зримым воплощением топографичности, на наш взгляд, является нанесение онима на географические карты или его включение в адресные базы данных. Этими свойствами, безусловно, обладают и названия жилых комплексов. Поэтому при подготовке данного исследования, чтобы определить мотив создания названия, нам пришлось обратиться к онлайн-картам Ярославля, на которых отмечены уже построенные жилые комплексы. Ссылка на данные Федеральной информационно-адресной системы, в которых содержится информация об адресных объектах Российской Федерации, также подтверждает появление топографической функции у таких имен собственных: они впервые зафиксированы на данном электронном ресурсе. Ссылка на площадь жилого комплекса.
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА О СЕМЬЕ И ДОМЕ.
2.1. Представления современного человека о таких понятиях как дом, семья и работа.
Современную семью изучают философы и историки, этнографы, социологи и демографы, экономисты и юристы, специалисты по этике и эстетике, физиологи, врачи, психологи и педагоги. В семье ребенок воспринимает окружающий мир так, как его изображают родители. Его пристрастия, потребности, интересы и модель поведения рождаются в семье. Ребенок копирует, подражает взрослым, и таким образом закладывается фундамент личности.
Но стоит отметить, что жизнь семьи, ее нравы, наклонности, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь ее образ жизни, в свою очередь, является отражением жизни всего общества.
Начнем с общего определения о том, что же такое семья. Семья — это социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: а) добровольностью вступления в брак; б) члены семьи связаны общностью быта; в) вступлением в брачные отношения; г) стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей;
Безусловно, что семья – это важнейшая общественная ценность, которая влияет не только, в частности, на жизнь одного человека, но и, согласно научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый человек с момента рождения и до конца жизни находится в семейно-брачном состоянии. В течение жизни статус и функции человека в семье меняются. Для взрослого семья является источником удовлетворения ряда его потребностей, а также выступает для него в виде малого коллектива, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для каждой культуры понятие семьи свое, отражающее особенности их национальности, культуры, истории и традиции, привычки. Но мы остановимся только на отражении этого понятия у русского человека.
Например, русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка
А также в русском языке отношение к семье и её членам , как правило, (от первого лица) как к собственности (принадлежность) — моя семья, моя жена, мои дети или подчеркивается (со стороны) отношение к семье и её членам — семья Фёдора, жена Фёдора, дети Фёдора (и Марии).
Психология человека такова, что ему комфортнее существовать рядом с близкими ему людьми. Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
Традиционно понятие «семья» использует Н.Я. Соловьев. Под этим он понимает небольшую социальную группу в обществе, наиболее важную форму организации личной жизни, основанную на браке и семейных связях, а именно отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе, и общую домашнее хозяйство. Каждый из вышеперечисленных компонентов необходим для того, чтобы группа приобрела качества системы, называемой семьей. Семья - это организованная система со своими характеристиками, характеристиками, культурой и традициями, историей нескольких поколений, ценностными ориентациями и т. Д., Которые динамично видоизменяются и взаимодействуют. Семья в основном определяется функциями, структурой и динамикой.
2.2. Названия жилых комплексов г. Ярославля как отображение представлений человека о семье и доме
Распространенным мотивом создания названий жилых комплексов является подчеркивание их расположения рядом с зелеными насаждениями. Вероятно, подобные ойкодомонимы должны сформировать у потребителя представление о комфортной и благоприятной окружающей среде. Помимо уже упомянутых выше екатеринбургских названий данного типа, приведем аналогичные примеры из ярославского корпуса: «Вишневый сад» 1, «Зеленый бор», «Зеленый квартал», «Клевер парк», «Лесная сказка», «Сирень», «Чистые ключи», «Экогород», «Экоквартал», «Яблоневый посад», «Яблоневый сад». Реальность наличия зеленых насаждений вокруг жилого комплекса можно проверить только после завершения строительных работ, но неизбежно многочисленные деревья и кустарники изображены на всех рекламных материалах.
Особый пласт этого типа ойкодомонимов составляют названия, эксплуатирующие тему семьи, ближнего окружения. Особенно широко представлены подобные онимы в Ярославле: «Молодая семья», «Династия», «Дружная семья». Примыкает к ним и название «Новые друзья».
Главным классификационным противопоставлением в нашем подходе становится оппозиция включенности / невключенности ойкодомонима в существующий урбанонимический ландшафт и, шире, «урбанонимический имидж» района, города, региона.
Мы рассматриваем географическое положение объекта как значимый признак, который стал основным номинативным признаком при создании названия, во-первых, поскольку это важнейшее качество объекта недвижимости, а во-вторых, потому что использование адрес «Принцип в широком смысле номинации показывает стремление ойкодомонимо к преобладающему ономастическому ландшафту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Название жилого комплекса - это то, на что в первую очередь обращает внимание каждый покупатель. Маркетологи твердо верят в это и очень тщательно выбирают название. Перед тем, как осмотреть застройщика, отзывы и все данные о квартире, клиенту предъявляется имя. Может, как привлечь внимание покупателя, чтобы он сразу оттолкнуть.
Конечно, многие мечтают об уютном, комфортном, красивом доме со всем необходимым для жизни. Важнейшими объектами, сочетающими эти требования, являются многофункциональные жилые дома, так называемые Жилые комплексы (ЖК), где квартиры занимают лишь часть общей площади. Часто в таких жилых домах помимо квартир есть офисы. На сегодняшнем рынке недвижимости новые семейные дома уступили место жилому дому нового типа.