Фрагмент для ознакомления
2
В 1954 г. был основан Нидерландский союз потребителей, ставший первой организацией потребителей на Европейском континенте. В 1960 г. небольшой группой национальных потребительских организаций была образована Международная организация союзов потребителей (International Organization of Consumers Unions), обеспечивающая международное сотрудничество и координацию организаций потребителей разных стран. В год основания она объединяла 21 национальную потребительскую организацию из 18 стран мира. Сегодня Consumers International – Всемирная организация потребителей – насчитывает 240 организаций-членов из 120 стран .
Разнообразные союзы потребителей создавались в США и в Европе с начала XX в., но датой возникновения потребительского права считается 15 марта 1961 г.
Потребительское право родилось из поиска баланса интересов в отношениях между профессионалами (производителями и продавцами) и потребителями. Эти усилия постепенно превращались в самостоятельную и специфическую деятельность. Прежде всего, защита потребителей ассоциировалась с защитой общих интересов или защитой конкуренции. В рамках этой концепции первые законодательные инициативы были направлены на защиту здоровья населения (в области продовольственных товаров и фармацевтики), на обеспечение доступности важнейших услуг (электроснабжение, водоснабжение, транспорт, банковские и страховые услуги), на контроль уровня цен некоторых товаров и услуг, а также на пресечение некоторых торговых практик, ведущих к нарушению нормальных условий конкуренции.
Благодаря развитию потребительского движения законы об охране прав потребителей появились во многих странах. Японским гражданам уже в 1968 г. закон гарантировал права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств товаров и услуг и др. В Швеции с 1970 г. применяются законы «О торговой практике» и «О договорных условиях». Законодательство о торговой практике, аналогичное шведскому, принято в Норвегии (1972), Дании (1975) и Финляндии (1975) .
В последней четверти прошлого века защита прав потребителей получила развитие и на наднациональном уровне. В подписанном в 1957 г. Договоре о создании ЕЭС, известном как Римский договор, фактически отсутствовали положения, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕЭС был создан Консультативный комитет по защите прав потребителей.
В конце 1980-х годов в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей .
Развитие института юридической защиты потребителей в России характеризовалось возникновением форм и способов защиты, соответствовавших конкретно-историческим условиям существования государства. Эволюция проблемы защиты прав потребителей уходит своими корнями в разработку основ договоров купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ, а также в анализ торговой деятельности в целом. Лишь в конце ХХ в. появляются концепции защиты прав потребителей как социально незащищенной категории лиц, что свидетельствует об утверждении в этот период идеи приоритета прав потребителей.
В СССР покупатели обладали определенным кругом прав, однако отсутствовали действенные гражданско-правовые механизмы их защиты. Несмотря на наличие норм Гражданского кодекса и подзаконных актов, в СССР не существовало акта, непосредственно посвященного защите прав потребителей. Вопрос о необходимости принятия специального закона, регламентирующего взаимоотношения производителя и потребителя, неоднократно поднимался советскими учеными-правоведами.
Основываясь на опыте зарубежных стран, советские ученые предлагали концепции создания отечественного правозащитного законодательства. Важной попыткой, направленной на оптимизацию правового регулирования защиты прав потребителей, явилась разработка в 1988 г. проекта закона «О качестве продукции и защите прав потребителей», однако и он не был принят.
Принятие Верховным Советом СССР Постановления «О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» обусловило начало экономических реформ, предполагающих основной задачей формирование рыночных отношений, свободную конкуренцию и борьбу с монополизацией .
Переход к рыночным условиям, либерализация экономики, приватизация определяли необходимость формирования новых правил регулирования рынков и экономических процессов. Такие правила надлежало закрепить в форме государственной антимонопольной политики, проводником которой должен был стать Антимонопольный комитет СССР.
В связи с тектоническими политическими изменениями, которые привели к прекращению существования СССР, Антимонопольный комитет СССР так и не был создан. Тем не менее функции, полномочия и основные направления функционирования, описанные в документах заключительного периода советского времени, стали основой для формирования антимонопольных органов практически во всех государствах постсоветского пространства.
Распад советского государства помешал вступлению в законную силу Закона о защите прав потребителей СССР с 1 января 1992 г., и положения данного акта также не нашли своего применения на практике.
В 1992 г. постепенно начал восстанавливаться отечественный потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Но изменения происходили не в сторону качества: российский рынок наполнился дешевыми и некачественными товарами иностранного производства.
В силу многих причин, включая низкую правовую осведомленность, многие потребители не обращались в судебные органы для защиты своих нарушенных прав. Изготовители товаров, торговые организации и организации обслуживания, а также иные предприниматели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать их права и интересы. Существовавшее тогда классическое гражданское законодательство не было рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. Объективная необходимость в законодательстве о защите прав потребителей требовала создания в России соответствующей национальной системы .
Первым документом, закрепляющим проблематику защиты прав потребителей в качестве одного из приоритетов государственной антимонопольной политики, можно считать Постановление Совмина РСФСР от 10.09.1990 № 344. Указанное постановление закрепляло действие при Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) Совета по изучению потребительского рынка и защите прав потребителей в качестве консультационного и совещательного органа .
Активная работа по созданию современного законодательства о защите прав потребителей началась с 1992 г., с переходом на новую экономическую модель. Данный процесс характеризовался принятием большого количества законов и подзаконных актов, регулирующих отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями). Важной вехой в создании государственной системы защиты прав потребителей является принятие Закона РФ «О защите прав потребителей» в феврале 1992 г. Основы защиты прав потребителей в РФ были также закреплены в Конституции РФ (1993), Гражданском кодексе РФ (1996) и Уголовном кодексе РФ (1996).
К началу XXI в. в России было создано законодательство, обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка.
Первоначально защита прав потребителей в России развивалась в основном за счет контроля надзорных органов за предприятиями потребительского рынка. Параллельно расширялось общественное движение потребителей. Однако опыт их работы показал, что одни потребительские организации не способны решить проблему защиты прав потребителей. Прежде всего, из-за отсутствия у них необходимых полномочий, а также неустойчивого финансирования их деятельности.
Вопросы защиты прав потребителей входили в полномочия антимонопольного органа, так как были отнесены к приоритетным направлениям антимонопольной политики, предполагающей контроль за соблюдением компаниями правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей. После принятия закона о защите прав потребителей деятельность ГКАП России и его территориальных управлений была сосредоточена на решении следующих задач:
– развитие и совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
– создание структур в государственных органах власти и муниципальных администрациях, занимающихся защитой прав потребителей;
– координация взаимодействия ГКАП России с органами исполнительной власти, занимающимися защитой прав потребителей на федеральном и региональном уровнях;
– развитие правоприменительной и судебной практики .
Наверное, самой острой проблемой переходного периода было то, что старые правила, характерные для административно-командной системы, были очень быстро отменены, а новые правила вводились достаточно долго. Кроме того, сама экономика медленно и сложно к ним адаптировалась.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей" // "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // "Российская газета", N 168, 30.07.2010.
5. Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" // "Российская газета", N 121, 06.06.2018,
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р <Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года> // "Российская газета", N 208, 15.09.2017.
7. Астахова М.А. Формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) // Безопасность бизнеса. – 2017. – № 1. – С. 25–29; Барышникова Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве: дис. … к. юр. н. – Ярославль, 2005. – С. 6.
8. Алымов А.А. Общие положения и история развития законодательства о защите прав потребителей // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования: сб. материалов XIX Международной научно-практической конференции, 16 мая – 13 июня 2017, Новосибирск / под ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2017. С 125–130.
9. Богдан В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. / Юго-западный гос. ун-т. Курск, 2015. 389 с.
10. Гагарина И.В., Князева И.В. Трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России: история эволюций, статистические маркеры и возможные перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 11–26.
11. Гаджиалиева Н.Ш., Османов Т.Р. К вопросу о формах защиты прав потребителей в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2019. Том 34. Вып. 2. С. 61-68.
12. Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП) избрана в Совет Всемирной организации потребителей // URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/ news_details.php?ELEMENT_ID=5349 (дата обращения: 23.04.2021 г.).
13. Осипова Е.В. Система защиты прав потребителей в России: к 30-летию антимонопольных органов РФ. (Обзор) // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 2. С. 127–139.
14. Райлян А.А. Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации? // Журнал российского права. 2017. № 11. С. 63–72.
15. Степин А.Б. Реализация форм защиты права: проблемы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 11. С. 3–6.
16. Сбитнев В.С. Права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества: способы защиты // Вопросы российской юстиции. 2020 С. 302-312.
17. Халатов С.А. Совершенствование несудебной защиты прав потребителей розничных финансовых пенсионных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 9. С. 5–8.