Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Взаимодействие школы и семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками необходимо и очень важно. Достижения ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Почти одинаковое количество времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а положительно и активно воспринималось ребёнком. Педагоги и родители должны быть союзниками, должны заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания. Семья и школа – это трудовые коллективы, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, учителями, одноклассниками.
В семье закладываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Степень разработанности проблемы. Проблеме взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками в последнее время уделяется немало внимания, что находит отражение в современных социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социальнокультурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А. Ариарский, О.И. Киселева, Э.И. Медведь, И.А. Новикова, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов и другие российские ученые.
Объект исследования – Краснодарский край.
Предмет исследования – пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками.
Цель исследования – изучить и проанализировать пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками (на примере конкретного региона).
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками;
2) проанализировать пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками на примере Краснодарского края.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Практическое значение имеет то, что разработаны и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками. Эти выводы могут быть использованы в процессе организации пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками.
1 Теоретические аспекты взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками;
1.1 Социально-психологические особенности подросткового возраста
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. По мнению Выготского Л.С. включающего пубертатный возраст в число стабильных: «…нам известно об этом возрасте и что характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в личности.
Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в организме. Этот возраст также называется переходным: у девочек начинаются первые менструации, у мальчиков — рост волос на лице и теле, первые поллюции. В связи с формированием половых признаков и функций в этом возрасте дети очень заинтересованы противоположным полом и стремятся в построению общения с ним.
Особенности подросткового возраста.
12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.
Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.
Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.
Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.
Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.
13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.
Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи. Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу. С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.
Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик. Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства. Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С. Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры / С.Алексеев // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2015. – № 12. – С. 14-19.
2. Алексеева А. В., Реброва Н. П. Человеческий капитал как фактор экономического развития регионов [Текст] / А. В. Алексеева, Н. П. Реброва // Современная экономика: теория и практика. – Пенза, 2019. – С. 93-98.
3. Антошин В.А. Современное общество: диалектика управления и регулирования / В.А.Антошин // Вопросы управления. – 2013. – № 4 (25). – С. 26-32.
4. Астахова Н.И. Теория управления: Учебник / Н.И.Астахова. – М.: Юрайт, 2012. – 422 с
5. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
6. Бочарова Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Веснин В. Р. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 613 с.
8. Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Врублевская, под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского. – 4-е изд., испр. и перераб.- М.: Юрайт, 2011. – 838 с.
9. В помощь руководителю учреждения культуры клубного типа. Методические материалы. – Ижевск: ООО «Принт-2», 2016 – 78 с
10. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Формирование здорового образа жизни семьи средствами рекреативных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. 13.
11. Государственное управление и экономика в социально-культурной сфере: современное состояние и перспективы развития: Материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф., 26 июня 2014 г. / СПб. Гос. ун-т кино и телевидения. — СПб., 2014. – 201 с
12. Грачев Р.В. Принципы стратегического управления в культурной сфере / Р.В. Грачев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2 (2). - С. 41-47
13. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурнообразовательной деятельности музея // Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития. М., 2016
14. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры / Л.С.Жаркова. – М., 2012. – 234 с.
15. Зеленцова Е. Культурно-досуговые учреждения: назад в будущее / Е.Зеленцова // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2015. – № 12. – С. 15-18.
16. Игнатьева Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях. Основные трудности в условиях реформирования / Е.Л.Игнатьева // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2011. – № 1. – С. 12-15.
17. Игнатьева А.В Исследование систем управления. 2-изд. / А.В.Игнатьева, М.М. Максимцов. – М., 2012. – 169 с.
18. Игнатьева Е.Л. Правовое регулирование в сфере культуры / Е.Л.Игнатьева // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2015. – № 6. – С. 21-26.
19. Игнатьева Е.Л. Инструменты управления учреждениями культуры / Е.Л.Игнатьева // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2016. – № 64 1. – С. 31-38
20. Карякин В.Ф. Направления и методы управления в сфере культуры / В.Ф. Карякин // Аналитика культурологии. - 2012. - № 7. - С. 11-18.
21. Левина И.Д., Опарина Н.А. Художественнотворческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. 2016. № 3
22. Молчанова Н.В. Организация семейного досуга в условиях культурно-досуговых учреждений [Текст]: учебное пособие/ Молчанова Н.В. – Волгоград, 2018 – 111 с.
23. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. М.: ИНФРА-М, 2010. 189 с.
24. Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: трудоустройство и адаптация молодого специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 мая 2015 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е. В. Савелова, сост. е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ФГБОУ ВПО «ХГИИК», 2015. - 160 с.
25. Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: монография /М.М.Прокопьева. – М.: МПСИ. 2013. – 365 с.
26. Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 14 мая 2013 г.) / [науч. ред., ред.-сост. Л.В. Секретова]. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – 264 с
27. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 30-36.
28. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, Г. Л. Азоева, В. П. Баранчеева [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. 736 с.
29. Формирование здорового образа жизни современной семьи: коллектив. моногр. / А.В. Бабаев, Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина [и др.]; под ред. Г.В. Ганьшиной. ОреховоЗуево: ГГТУ, 2017
30. Организация семейного досуга и совместной творческой деятельности в семье. URL: http://kcsonpz.ucoz.ru/publ/organizacija_semejnogo_dosuga_i_sovmestnoj_tvorcheskoj_dejatelnosti_v_seme/1-1-0-150
31. Психологические особенности подростков. - http://detzdrav.com/11107.html