Фрагмент для ознакомления
2
Соотношение налогового и таможенного законодательства как основы для исчисления фискальных обязательств плательщиков
Фискальное право России является динамично развивающейся отрас-лью с присущими ему повышенной сложностью, противоречивостью. Про-цесс усложнения звеньев финансовых отношений продолжается непрерывно. Сложная конструкция фискальных правоотношений, предполагающая их комплексный характер, позволяет выделить проблемы соотношения отдель-ных отраслевых законодательных актов, регулирующих отношения по фор-мированию доходной базы бюджета. В частности, важное значение при регу-лировании фискальных отношений приобретает разрешение вопроса о соот-ношении налогового, таможенного, бюджетного, гражданского законода-тельства и иных отраслевых актов .
Для правильного рассмотрения этого соотношения необходимо рас-смотреть правовую природу таможенных платежей и налогов, исходя из того, что КС РФ неоднократно указывал на различия в правовом регулировании таможенных платежей и налогов .
В настоящее время таможенной пошлине принято приписывать три функции: фискальную, протекционистскую и балансировочную. Ввозная (импортная) таможенная пошлина выполняет фискальную и протекционист-скую функции, а вывозная (экспортная) пошлина - фискальную и балансиро-вочную функции. Таким образом, фискальную функцию выполняет одновре-менно ввозная и вывозная таможенные пошлины. Протекционистская и ба-лансировочные функции решают задачу регулирования национальной эко-номики, имеют свою специфику, в целом (совокупно) их можно обозначить как регулирующую функцию. Протекционистская функция направлена на защиту отечественных производителей от нежелательной конкуренции со стороны иностранных товаров и тем самым поддержание национального производства, уровня занятости и благосостояния населения. Балансировоч-ная функция ставит преграду для избыточного вывоза отечественных товаров за рубеж и тем самым способствует увеличению потребления таких товаров внутри страны .
Мы исходим из того, что таможенная пошлина является платежом не-налогового характера. Отметим, что до 1 января 2005 г. таможенные пошли-ны и сборы были отнесены к федеральным налогам и сборам, но затем пра-вовое регулирование изменилось, и в соответствии с действующим налого-вым, таможенным и даже бюджетным законодательством таможенные пла-тежи были выделены в отдельный вид фискальных платежей при осуществ-лении внешнеэкономической деятельности.
Полагаем это обоснованным решением, поскольку налоговые и тамо-женные общественные отношения имеют общую фискальную природу, но различаются между собой весьма существенно. Таможенные общественные отношения возникают исключительно по поводу перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Никаких иных оснований их возникновения не существует в принципе. В то время как нало-говые общественные отношения возникают по поводу уплаты налогов, в том числе, и при перемещении через таможенную границу, где эти общественные отношения между собой и пересекаются. Поэтому необходимость их право-вого регулирования как нормами налогового законодательства, так и тамо-женного не вызывает сомнений.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона 03.08.2018 N 289-ФЗ "О тамо-женном регулировании в Российской Федерации" к отношениям по взима¬нию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодатель¬ство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о на¬логах и сборах, если иное не установлено международными договорами и ак¬тами в сфере таможенного регулирования.
Соотношение налогового и таможенного законодательства также опре-деляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ - к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности винов-ных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Анализ судебной практики применения указанных норм показывает: суды исходят из того, что положения НК РФ должны прямо предусматривать возможность их применения таможенными органами . В частности, нормы НК РФ о проведении камеральной налоговой проверки не применимы к пра-воотношениям, связанным с проведением камеральной таможенной провер-ки.
Другой пример: согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налого-плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным пред-принимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налого-вый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического ли-ца, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм,