Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Феномен существования и развития Древней Греции породил интереснейшее явление во всеобщей литературе – греческую лирику. Для науки, в целом, вся древнегреческая литература в первую очередь представляет интерес именно тем, что она ставит крайне острые проблемы в историографии.
С одной стороны, древнегреческая лирика, безусловно, отражает трансформацию социально-экономических отношений и, вследствие, этого социокультурной революция, породившей совершенно иные формы общественной жизни.
С этих позиций она особенно интересна как исторический источник для изучения перемен в древнегреческом обществе. С другой же стороны, античная лирика выступает объектом исследования для филологов, искусствоведов, лингвистов. Дань античной лирике отдавали и знаменитые поэты более поздних периодов – Вальтер, Ломоносов, Державин, Пушкин, Шиллер.
1. ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ И ЭВОЛЮЦИЯ АНТИЧНОЙ ЛИРИКИ В VII-VI ВВ ДО Н. Э.
1.1 Трансформация идеологии греческого полиса и исторические предпосылки специфики древнегреческой лирики
Ещё на рубеже IX – VIII веков до н. э. в Греции происходят глубокие необратимые изменения. На тот момент она уже была заселена теми народами, которые называли себя эллинами. Именно в этот период мелкие и зачастую изолированные по причине географического расположения родовые сельские общины превращаются в новые социально-политические организмы. Именно за счёт этого начинается интенсивное экономическое развитие, и, соответственно, возникновение острых противоречий между различными социальными группами. В первую очередь, из-за экономического роста начинает развиваться ремесло и торговля, а значит, возникают общегреческие центры. В этом контексте важная роль также принадлежит религии, которая выступала ещё одним связующим звеном для всех греков. В греческих общинах были местные боги, но был и общий пантеон. В частности, два святилища Аполлона привлекал молящихся отовсюду. Один находился на острове Делос (считается центральным островом Эгейского моря), а другой - в Дельфах.
К VII веку большая часть Греции упрочнила свое положение и начала демонстрировать стабильный экономический рост. Одновременно с этим нарастающее имущественное неравенство и развитие рабовладельческих отношений порождало острую фазу социально-политической борьбы. В Греции постепенно отмирает власть царя – прежнего племенного вождя, а отдельные функции начинают передаваться должностным лицам из числа знати.
Важно заметить, что именно демос (народ), представленный часто торговцами, ремесленниками, средними и мелкими землевладельцами против господства родовой знати и долгового рабства образовал условия для развития Греции в VIII веках. Именно в ходе этой борьбы между родовой аристократии и демосом произошел явный переход греческих городов-государств от прежних форм социально-экономической организации к новым. Новый правящий класс приобрел богатство и военную мощь, обеспечивая гоплитов, которые составляли основу греческой армии. Греческое слово для обозначения такого человека, пришедшего к власти в результате военного переворота – тураннос, тиран. Тогда данный термин еще не приобрел своего более позднего жестокого и деспотического оттенка. Тираны многих греческих городов-государств улучшили методы управления. Но в целом им не удалось установить династии, и их авторитет умер вместе с ними.
Важно отметить, что, несмотря на продолжающуюся дифференциацию и распад общества на классы и единицы, развитие производительных сил в Греции действительно стало объединяющим фактором. Наиболее важной характеристикой рассматриваемого периода является формирование полиса (города-государства). Полис представлялся гражданской общиной, которая напрямую опиралась на античную форму рабовладельческой собственности. Безусловно, далеко не всё население, жившее на принадлежавшей полису территории, входило в состав гражданской общины и могло пользоваться гражданскими правами.
И, тем не менее, несмотря на то, что полисы как первого, так и второго типа создавали внутреннюю структуру на протяжении столетий, это явление было, безусловно, исторически прогрессивным. Организация полиса наложила свой отпечаток не только на социально-экономическую сферу, но и на культурную религиозную и общественную жизнь. Она способствовала консолидации общины, в условиях которой частная, семейная и личная жизнь была отодвинута на второй план, и при которой каждый гражданин помнил, что такая жизнь возможна лишь в том случае, если общество гарантирует каждому гражданину защиту от внутреннего притеснителя, а каждый гражданин обществу — защиту от внешнего врага.
1.2. Представители античной лирики VII-VI вв. до н. э.
Богато развитая древнегреческая лирика, появившаяся в VII–VI веках до нашей эры ознаменовала собой новый этап в истории как древнегреческой поэзии, так и в целом развития Эллады. Следует отметить, что слово «лирика» возникло намного позже расцвета лирической поэзии, лишь в III II веках до нашей эры. Буквально оно обозначало такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента. Сами же греки предпочитали использовать термин «мелос», что в переводе с древнегреческого переводится как «песня». Это напрямую отсылает к своеобразному художественному синтезу, выраженному в древнегреческой лирике как соединение песни, музыки, танцев и стихов. При этом, обращаясь к отдельным жанрам и их представителям древнегреческой лирики, следует учитывать историю и социально-экономическое развитие древнегреческого общества в процессе её становления. Как мы уже отмечали выше, исторические предпосылки появления древнегреческой лирики заключались в трансформации идеологии эллинистического мира, когда в противовес родовой аристократии возникла аристократия денежная. Именно в таких условиях творили лирики VII – VI веков до нашей эры. Отметим некоторых из них, на произведениях которых следует выстраивать рассмотрение творческого наследия Эллады в указанный период.
Формально древнегреческая лирика делилась на песенную и декламационную, то есть в зависимости от того, как выполнялись стихи – декламировались или пелись. Кроме того, каждый жанр характеризовался еще и определенной тематикой и художественными особенностями.
Предметом изображения в лирике есть духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Такие лирические жанры, как послание (дружеское или любовное), эпиграмма (стихотворение иронического характера), эклога (стихотворение в тему сельской жизни), эпитафия (стихотворение на смерть), элегия (грустный стих) происходят из античной поэзии.
Песенная лирика включала сольную и хоровую. Сольная лирика была выразителем мира личных чувств и переживаний человека; хоровая лирика связана главным образом с обрядами, и для нее особое значение сохраняет миф как часть священной истории народа.
Декламационная лирика имела такие жанровые разновидности, как элегии и ямбы. Элегии – размышления на общественные и личные темы, ямбы – публицистическая полемика и ироническая критика противника.
2. ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ, ОТРАЖЕННЫЕ В АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Категория «Я» и человек как центральная тема античной лирики
Процесс трансформация мировоззренческой парадигмы в условиях изменяющихся социально-экономических реалий привёл к тому, что центральным мотивом античной литературы стал человек. Именно ему, по мнению авторов, принадлежит весь окружающий мир, ему предначертано испытать горечь страданий и бедствий, изведать радость и благополучие. Желая утешить или помочь страдающему, античные авторы стремились найти доводы против скорби и душевной боли, побудить человека избавиться от уныния, особенно если это уныние касалось смерти. Так, о краткости и недолговечности человеческой жизни пишет пишет поэт Симонид Кеосский: «Нет у людей ничего долговечного».
Безусловно, как и в гомеровскую эпоху существовало понимание греками того, что их жизнь после смерти продолжается, однако если гомеровские произведения представляют мир загробного крайне мрачным, то лирика презентует жизнь после смерти безмятежной для тех, кто вел добродетельную жизнь.
Противопоставление миру человека закономерно породило в античной лирике мотив «Я», проявляемый в индивидуализме, в стремлении понять чувства и эмоции. Конечно, на начальном этапе развития лирическое «Я» ещё подчинялась ритуальной функции и выступало в виде посредника между божественными силами и человеком. При этом, как отмечает В. Ярхо, «в Греции не существовало жречества как особого духовного сословия, уполномоченного вступать в контакт с божеством», а значит, свое избранничество поэт осознавал как некую миссию, осуществляемую им на основании собственного выбора. Однако в последствии этот выбор стал фактором, поспособствующим выделению голоса поэта из традиционного хора. Лирика же стала тем инструментом, который ускорил процесс самоидентификации личности в условиях прежнего господства коллективного «мы». Эти «Я» и «мы» сообщались специфически, но крайне органично. Такая форма реализации находит отражение, в том числе, и в призывах к божеству с просьбой о защите и покровительстве. У Алкея присутствует: «Афина, дева браней, владычица», «Сын отчий в небе, царь Аполлон, гряди»; у Сапфо: «Радужно-престольная Афродита/Зевса дочь бессмертная, казнодейка», «Ты, Киприда! Вы, нереиды-девы! / Братний парус правьте к отчизне милой»; у Анакреонта: «Даруй приятную жизнь, / Майи божественный сын (Гермес)»; у Пиндара: «Зевс-вершитель! Людям всем, что живут близ аменской струи, / Счастье вместе с владыками их / Дай в удел».
О. Фрейденберг установила, что «в античности нет ни одного произведения, которое не было бы обращено к какому-либо лицу». Исследовательница связывает это со слабой вычлененностью лирического «Я» из лирического «мы».
Крайне важным фактором является то, что в архаике коммуникативная функция лирических произведений доминирует над художественной. Лирика даёт наиболее яркое представление о путях изменения художественного процесса, напрямую связанного с самоидентификации личности, выстраиванием контактов с внешним миром в этом новом качестве. Недаром именно в Гесиоде не без основания видят первою в древнегреческой литературе личность автора, за которой следует вереница лирических поэтов, хотя это и противоречит хронологическим принципам построения классификации древнегреческой литературы. Вспомним и несколько стихов стихов из Архилоха, отделенного всего лишь несколькими десятилетиями от Гесиода. «Я слуга владыки Эниалия, и мне знаком желанный дар Муз»; «Я знаю, как начать дифирамб – прекрасную песнь владыки Диониса, воспламенив вином рассудок»; «Я умею быть другом другу, враждовать с врагом» – так представляет себя поэт.
2.2. «Мы» как категория: патриотизм и гражданская лирика в трудах античных авторов
Поскольку сам феномен древнегреческой лирики тесно связан с трансформацией общественных отношений, нельзя рассматривать её темы в отрыве от социально-политических изменений. И, в первую очередь, их можно проследить по отношению к государству, полису, гражданам и Родине как вечным категориям. Для этого представляется актуальным сравнить творчество Тиртея и Архилоха.
Творчество Тиртея является образцом элегической поэзии. Поэт, живший во второй половине VII в. до н.э., был одним из самых известных представителей декламационной лирики. Ведущими темами его творчества были политическая и гражданская. В отличие от гомеровского эпоса, идеалом которого был благородный герой, который искал на войне личной славы и добычи, военные элегии Тиртея были обращены ко всем гражданам полиса, которых поэт призывал к честному выполнению своих гражданских обязанностей, и, прежде всего, к выполнению священной обязанности защитника отечества от врагов.
В произведениях Тиртея немало советов, наставлений соотечественникам. Его боевые песни полны патриотизма, вдохновляют на подвиги. В этом Тиртей продолжает традиции воинственно-патриотической лирики своих предшественников, в частности Каллина. Стихи и фрагменты, дошедшие до нас, показывают, что проблематика его произведений достаточно широка. Прежде Тиртей выступает защитником существующего государственного строя. Поэт излагает своеобразный кодекс гражданского поведения; рассказывает о легендарном основания Спарты Геракловыми потомками.
В другой элегии, «Советы», звучит мотив патриотизма, призыв к обороне Спарты. В элегии «Хорошо умирать тому …» Тиртей прославляет отважных воинов, павших в боях с врагом, защищая родную страну:
«Хорошо умирать тому, кто защищая родную страну,
Между храбрых бойцов падает в первых рядах».
Тиртей убедительно изображает ужасную судьбу тех, кто опозорил себя и свой род, убегая от врага. Патриотические призывы поэта:
«Будем родину и детей защищать отважно.
В битве поляжем мы, не пожалеем жизни» –
укрепляли боевой дух воинов, воспитывали чувство общественного долга перед родиной, пробуждали мужество и храбрость в бою.
Теперь перейдем к творчеству Архилоха, которое и с точки зрения хронологии, и по таланту считается в античной лирике первой величиной. Создатель элегической и ямбической лирики, Архилох писал преимущественно сатирические произведения. Он составлял басни, элегии, гимны, эпиграммы, но больше всего любил ямбы. Его чувствительные ямбы сравнивали с ядовитым жалом.
В язвительных ямбах Архилох высмеивал человеческие пороки, и, прежде всего, бездумное поклонение старым морально-этическим нормам. Для поэта не существует неоспоримых нравственных ценностей, которые были основой поведения гомеровских героев. Он иронизирует даже над военной честью и славой. В его глазах слава ради славы и еще и ценой жизни вообще лишена какого-либо смысла. Поэт не признает даже славы защитника отечества, ибо «судьба павших – худшая» и «благодарность живые чувствуют лишь к живым», а «кто пал, поэтому ни славы, ни благодарности нет».
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ЛИРИКИ
3.1 Начальный этап становления древнегреческой лирики
Традиционно как в отечественной, так и в зарубежной историографии история греческой классической литературы чаще всего делится на четыре эпохи. VIII в. до н. э. — это эпос, VII — VI вв. — лирика, V в. — драма, IV в. — проза. Эпос — это Гомер; лирика — Пиндар и Анакреонт; драма — Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан; проза — Платон и Демосфен. В перечисленном ряду представительство, олицетворяющееся Пиндаром и Анакреонтом является особенно трудным. Это связано с тем, что древнегреческая лирика, как мы уже отмечали, имеет два вида – монодическая лирика и хоровая. Именно первую и олицетворяет Анакреонт, а хоровую – Пиндар. Таким образом, сложилось четкое разделение на темы: в монодической лирике они простые и понятные (любовь, вино, межличностные отношения). Хоровая лирика чаще всего представляла собой прославление богов, отклики на историю Эллады, размышления о высоком. Формой монодической лирики были короткие складные строчки, легкие для восприятия и подражания; формой хоровой лирики — громоздкие периоды, в которых уловить стихотворный ритм было настолько трудно, что в течение столетий их читали не как стихи поэтическую прозу . И даже когда Пиндар и Анакреонт перестали быть единственными именами, представляющими для нас греческую лирику, прежнее разделение сохранялось. К группе Анакреонта относят и Сапфо, и Алкея, и Архилоха, к группе же Пиндара – Симонида, Стесихора, Алкмана. Однако позволительно ли такое разделение и применимо ли оно в отношении хронологии? Попробуем отследить это, рассмотрев этапы становления греческой лирики.
Начнем рассмотрение с крайней спорного вопроса – трудов Гесиода, которые многие включают в наследие древнегреческой лирики предыдущего этапа. Действительно, формально его произведения принадлежат к тому периоду греческой культуры, который принято называть архаичным. Кроме этого, стиль Гесиода в поэзии крайне близок к гомеровскому из-за общей дидактической направленности. Композиция его поэм очень своеобразна и иногда может казаться даже более архаичной, чем концепция произведений Гомера. Крайне важно также отметить признак этой литературы, заключающийся в устном характере её восприятия, откуда вытекает целый ряд специфических художественных приемов, восходящих к фольклору. Тем не менее, сходство произведений Гесиода с более поздними авторами, в первую очередь, можно отследить по тематике, возникающей в его стихотворениях и поэмах.
3.2 Традиции античной лирики в VI до н. э.
Третье поколение древнегреческих лириков открывает начало VI века до нашей эры. Это время полного расцвета архаической греческой культуры. Именно в этот период возвышается и прочно укрепляется в роли духовного руководителя Греции дельфийский храм Аполлона, что привело к окончанию музыкального кризиса, с которого началась история хоровой лирики. На восточной окраине греческого мира достигает расцвета монодическая лирика в лице знаменитых лесбосцев Алкея и Сапфо, на западной — хоровая в лице сицилийца Стесихора — поэта, само прозвище которого означает «устроитель хора».
Характерно, что важное место в творчестве Алкея занимают произведения с выразительными мотивами гражданской борьбы, общественно-политической активности. Эта поэзия отличается остротой, и даже агрессивностью. Поэт смело и беспощадно критикует самого царя. Наряду с гневной сатирой звучат мотивы грусти, ностальгии. В стихах гражданской тематики встречаются частые описания оружия, военных доспехов и тому подобное. Но определяющими в творчестве Алкея есть темы природы, вина и женщин. В стихах, посвященных женской теме, преобладает тема осуждения женской неверности, в которых он использует мифологическую тематику («Елена»). Тема любви раскрывается в поэтической переписке с легендарной поэтессой Сапфо, о которой мы скажем ниже. Однако даже у Алкея, являющемся явным представителем сольной мелики, встречаются гимны, посвящённые богам. На основании этого можно сделать вывод о том, что на этом периоде становления лирики еще не было четкого разделения на жанровые и содержательные составляющие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с VIII века до нашей эры большинство греческих общин переживают значительные перемены, которые накладывают отпечаток на все сферы общественной жизни.
Во-первых, на территории общин складываются города-государства, полисы, в которые быстро устремляются торговцы и ремесленники. В свою очередь, в их руках начинает скапливаться богатство, что порождает социальную дифференциацию.
Все эти трансформации находят явное отражение в восприятии граждан окружающей действительности, с одной стороны, в консолидации и ощущении себя как части целого общества, с другой – в индивидуализации, где, тем не менее, личность подчинена интересам демоса (народа).