Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбор или создание оптимальной системы организации труда есть непременное условие успешного функционирования любой системы управления хозяйственной деятельностью как на микро-, так и на макроуровнях.
Под организацией труда понимается «система устройства и регулирования совместного туда работников предприятия, организации, аппарата управления, органов государственной власти и других формирований».
Применение обоснованной модели организации трудового процесса (наряду с другими факторами) приводит к снижению издержек производства и увеличению производительности труда, что в конечном итоге увеличивает доход как хозяйствующих субъектов, так и государства в целом.
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области организации и оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политике переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размер оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
1. Теоретические основы организации управления в области труда и социального развития
1.1 Роль государственного управления в сфере труда и занятости
Федеральная служба по труду и занятости представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере занятости, труда, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также предоставлению установленных российским законодательством для социально незащищенных категорий граждан социальных гарантий.
Федеральной службе по труду и занятости в регионах и муниципалитетах подчиняются:
- органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют полномочия в сфере содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными;
- государственные учреждения службы занятости населения.
Функции Федеральной службы по труду и занятости в себя включают:
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
2. Контроль за:
– обеспечением государственной гарантии в сфере занятости населения;
– приемом на работу инвалидов в рамках установленной квоты;
– регистрацией инвалидов в качестве безработных;
– прохождением альтернативной гражданской службы гражданами и увольнением с нее.
3. Регистрация:
– безработных граждан и граждан с целью поиска подходящей работы;
– отраслевых соглашений, которые были заключены на федеральном уровне социального партнерства, в уведомительном порядке.
4. Оказание согласно российскому законодательству таких государственных услуг, как:
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых сотрудников;
– информирование о положении на трудовом рынке;
– организация профессиональной ориентации граждан с целью выбора сферы деятельности (профессии), профессионального обучения, трудоустройства;
– психологическая поддержка безработных граждан, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
– осуществление социальных выплат гражданам, которые признаны безработными в установленном порядке;
– организация проведения оплачиваемых общественных работ;
– организация временного трудоустройства граждан, нуждающихся особо в социальной защите и испытывающих сложности в поиске работы;
– социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
– содействие самозанятости населения;
– выдача заключений о привлечении и использовании иностранных работников работодателям;
– содействие гражданам при переселении для работы в сельской местности;
– содействие при разрешении коллективных трудовых споров;
– организация подготовки трудовых арбитров, которые специализируются в разрешении коллективных трудовых споров .
1.2 Нормативно-правовое регулирование труда и социального развития
В Указе Президента РФ от 11.05.2020 года № 316 предусмотрено право руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ приостанавливать или ограничивать деятельность находящихся на их территории организаций, независимо от формы собственности. Руководствоваться при этом следует реалистичной оценкой сложившейся эпидемиологической обстановки и рекомендациями Роспотребнадзора. Правительство РФ готовит постановление, содержащее нормы, регулирующие трудовые отношения в организациях, в отношении которых введены ограничения. Действовать эти нормы будут только по 31.12.2020 года.
В проекте ПП РФ, разработанном Минтрудом, вводятся следующие правила для начисления оплаты труда в компаниях и учреждениях, работа которых остановлена или ограничена:
если принято решение о сохранении для части сотрудников или всего персонала зарплаты на период действия ограничений, ее сумма должна соответствовать той, которую работник получил бы, отработав норму времени полностью или выполнив установленную норму выработки (для сдельщиков);
оплата сдельщикам, порядок и условия начисления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами;
сотрудникам, занимающимся начислением и выплатой зарплаты, должны быть обеспечены условия для своевременного исполнения своих должностных обязанностей .
Для тех, на кого ограничительные меры не распространяются, сохраняется действующий в организации порядок оплаты труда.
Во время действия ограничительных мероприятий, введенных властями субъектов РФ в связи с распространением инфекции, допускается расторжение трудовых договоров по двум причинам:
собственное желание работника;
соглашение сторон .
Если работодателем изменено штатное расписание, и дата увольнения сотрудников, указанная в выданных им уведомлениях о сокращении, приходится на период приостановки или ограничения деятельности, оформить расторжение трудовых договоров следует в день возобновления работы организации.
В соответствии с законом от 16.12.2019 года № 439-ФЗ, работодатели обязаны уведомить всех сотрудников в письменном виде об изменениях в ТК РФ, связанных с введением положений о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Следует до 30 июня проинформировать работников об их праве оставить бумажную трудовую (ст.66 ТК РФ) или перейти на электронный формат (ст.66.1 ТК РФ). В проекте постановления об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году предлагается перенести крайний срок выдачи уведомлений сотрудникам на 31 октября 2020 года.
В ст.157 ТК РФ работодателям, вынужденным временно прекратить деятельность, предоставляется возможность своим приказом объявить простой с оплатой:
в размере 2/3 тарифа (должностного оклада), если работа прекращена по причинам, не зависящим от обеих сторон трудового договора (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.);
в размере 2/3 среднего заработка, если простой объявлен по вине работодателя (отсутствие сырья, рынка сбыта и пр.).
В соответствии с разработанным Минтрудом проектом, при объявлении региональными властями ограничений для отдельных категорий работников (пожилых, страдающих хроническими заболеваниями) или при остановке деятельности всей организации простой вводить нельзя. Тем сотрудникам, которых не удастся отправить на больничный, в отпуск, перевести на дистанционную работу, нужно будет сохранять заработную плату.
2. Роль Пенсионного фонда РФ в социальном развитии
2.1 Пенсионный фонд РФ: статус, цель, функции
Пенсионный Фонд РФ представляет собой организацию, отвечающую за сбор и накопление страховых взносов от работающего населения в целях выплаты государственных пенсий и других социальных видов помощи населению России. Актуальность настоящей темы обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики основным институтом защиты человека выступает социальное страхование . В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами кардинальным образом изменяются, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в сфере социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи является принципиально важным изучение теоретических основ социального страхования и Пенсионного фонда как важнейшего его института .
Пенсионный Фонд Российский Федерации считается одним из важнейших социальных институтов.
Пенсионный фонд обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые по определенным обстоятельствам не в силах обеспечивать свое проживание. Денежные средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсии инвалидам, пенсии по потери кормильца, выплаты, служащие компенсацией пенсионерам, пособия для детей от 1,5 до 6 лет, а также иные социальные выплаты.
Следует отметить, что пенсионная система прошла в своем историческом развитии несколько этапов:
Первый этап с 1927 г. - 1990 г. - социалистический. Особенность данного периода заключается в том, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.
Второй этап 1990 г. - переходный. Особенность данного периода заключается в адаптации пенсионной системы к новым политическим реалиям, а также процессе подготовки новой нормативной базы, которая обеспечила нормативное содержание экономики периода преобразования социалистического в российское законодательство.
Третий этап, который продлился с 1990 г. по 2002 г., обладал адаптивным характером. В данное время происходило развитие пенсионной системы как самостоятельной отрасли социального обеспечения граждан при полном финансировании из бюджета страны .
В рамках четвертого этапа, длящегося с 2002 г. по сей день, происходит реформирование пенсионной системы России .
Модернизация системы соцзащиты и повышение уровня жизни более уязвимой части населения явилось одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда РФ. В процессе целого комплекса радикальных реформ социального и пенсионного обеспечения, которые осуществляются в РФ за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда в значительной сфере расширились. Кроме выплаты социальных и трудовых пенсий, Пенсионный фонд РФ осуществляет выплату всех видов пособий малоимущим и льготным категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; инвестирование, формирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие иные функции .
В 2017 году система социального и пенсионного обеспечения в России насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения РФ (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.
Нижестоящие органы являются подотчетными вышестоящим. Координацию деятельности Пенсионного Фонда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития России. Откуда это? министерства такого нет.
2.2. Направления совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ
Значительным минусом деятельности ПФР является низкая пенсионная обеспеченность граждан. В России уровень жизни населения намного ниже, чем в развитых государствах, и финансовые ресурсы не могут полностью обеспечить население до уровня, который рекомендован Международной организацией труда (МОТ). По оценке этой организации, пенсия в 40% от зарплаты может позволить необходимый для жизни уровень.
Многие исследователи видят выход из этой проблемы в повышении объёмов пенсионных взносов за счёт более долговременной трудовой активности, то есть непосредственно в увеличении пенсионного порога. Для осуществления этого мероприятия был увеличен минимальный страховой стаж и следует намного увеличить размеры пенсий гражданам, которые по собственному желанию оттягивают свой выход на пенсию. В 2015 году проблему низкого пенсионного обеспечения предложили решить по-другому - предоставлять бонусы за каждый год отсрочивания выхода на пенсию. В процессе проведения социологического опроса было выявлено, что только20% пенсионеров готовы воспользоваться этим предложением .
Очевидно, что не все граждане знают о том, что вопросом пенсионного обеспечения занимается не только государство, которое заботится о поддержании требуемых размеров замещения потерянной зарплаты. Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) представляет собой систему, которая включает в себя банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, пенсионные программы предприятий БОЮЛ. Вместе с тем, негосударственный сектор выполняет две ключевые функции: гарантирует социальную стабильность и защищённость лиц пенсионного возраста; формирует средства пенсионных накоплений для длительного инвестирования в экономику государства.
Благодаря НПО представляется возможным решение нескольких проблем: увеличение размеров пенсий для молодого населения и аккумуляция поступлений денежных ресурсов на отечественный финансовый рынок. При этом Пенсионный фонд мог бы решать вопрос в отношении предоставления социальных выплат лицам пенсионного возраста за счёт собственного бюджета, не мобилизуя средства федерального бюджета.
При этом недостаточная информированность населения о деятельности государственных, а также частных пенсионных фондов приводит к сложностям в выборе управляющей фирмы и неэффективному инвестированию пенсий. Кроме того, может проявляться недоверие населения к негосударственным структурам. На это есть несколько причин:
- нехватка надёжных гарантий;
- высокий риск банкротства, например, в условиях кризиса;
- НПО не предоставляет возможность пользования программой населению с низкими доходами;
- продолжение снижения склонности населения к сбережению.
Исходя из статистических данных, процент граждан, у которых аккумулируются пенсионные накопления и при этом доверяющие их частным пенсионным фондам достигает 24% от общего количества. Непосредственно следствием является низкая степень участия граждан в формировании будущей пенсии.
Говоря о ключевых направлениях совершенствования и развития пенсионного обеспечения РФ, можно сказать, что нужно принятие следующих мер:
- увеличение степени доверия как к негосударственному пенсионному обеспечению, так и к самой российской пенсионной системе;
- повышение уровня пенсий лицам пенсионного возраста, при этом искоренение бедности старшего поколения;
- проведение активного подхода к вовлечению населения в пенсионные программы;
- модернизация действующей накопительной части пенсионной системы;
- улучшение ситуации на рынке труда, снижение уровня безработицы;
- стимулирование увеличения выплат официальных зарплат.
Рассмотренные выше меры должны улучшить существующий уровень жизни такой категории населения, как пенсионеры, и сформировать перспективу на достойное пенсионное обеспечение трудящихся граждан России.
Заключение
Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, а также ассигнований из федерального бюджета
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.95 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2010 г.). - Новосибирск; Сиб. унив. изд-во, 2010. – 224 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 2011 г. № 51 ст. 4831.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 2001 г. N 51 ст. 4832.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014 с изм. от 19.11.2015).
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019)"О страховых пенсиях".
11. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. №47.
13. Алехин, А.П. Административное право России. Общая часть : учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — 4-е изд. — М.: Зерцало-М, 2018. — 480 c. — ISBN 978-5-94373-420-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78877.html (дата обращения 04.05.2021).
14. Базыленко Т.Ю. Становление и развитие государственной службы занятости в России как института рынка труда // Социальная политика и социальное партнерство. — 2015. — № 2. — С. 6.
15. Васильева Е.С. Пенсия - по-новому / Е.С. Васильева // Юрист. – 2016. – № 4. – С. 16 – 20.
16. Волох В. А. Миграционная политика: концептуальный подход // Политика и Общество. – 2017. – № 4. – С. 104.
17. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. N 7.
18. Информация о порядке предоставления государственной услуги и сроке ее предоставления // ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/Kgo9L
19. Игонин Д.И. Определение стратегических приоритетов в государственной миграционной политике России как превентивная мера социальной дезадаптации. // Тренды и управление. – 2017. – № 4. – С. 104.
20. Кибанова А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. – С. 182.
21. Колесниченко М. Н. Положение Роструда на современном рынке труда // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 79.
22. Маслова И.С. Институты российского рынка труда в механизме регулирования процессов занятости // Вестник Института экономики РАН. — 2016. № 5. — С. 51.
23. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 82.
24. Тарасенкова А.Н. Льготыне категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 18.
25. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – Вып. 5. – 176 с.
26. Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 4. - С.21-27.
27. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
28. Федотов Д. Ю. Пенсионные накопления: выбор способа управления / Д. Ю. Федотов // Финансы и кредит. — 2013. — № 38. — С. 34-51.
29. Чупрова Е.В. О некоторых аспектах совершенствования законодательного обеспечения Российской Федерации об обязательном социальном страховании в современный период // Адвокат. 2016. N 2.
30. Шойдорова Е.Ю. Роль Роструда в регулировании рынка труда // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2016.
31. Официальный сайт Министерства Финансов РФ, http://info.minfin.ru/pf.php (дата обращения 03.05.2021).