Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие характеризуется существенными изменениями социальных приоритетов государства в сторону развития здорового образа жизни и физической культуры населения. Демографический кризис, высокий уровень смертности и снижение качества здоровья граждан заставили обратить внимание государственной власти на необходимость формирования условий для решения данных проблем и формирования условий улучшения качества жизни населения.
Главным фактором обеспечения экономического роста государства является производительность труда, которая находится в прямой зависимости от качества рабочей силы - от уровня развития физических и интеллектуальных способностей населения страны, занятого в создании совокупного общественного продукта. Развитию физической культуры и спорта сегодня уделяется особое внимание, как одному из главных приоритетов политики государства. Как отметил Президент РФ на встрече посвящённой развитию системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики» .
На федеральном уровне решение проблемы развития физической культуры и спорта решается достаточно активно, о чем свидетельствует большое количество разработанных законов, концепций и программ, таких как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и другие.
В то же время разработка и реализация данных законов и программ осуществляется непосредственно на региональном и муниципальном уровнях, что обуславливает необходимость создания аналогичной нормативно-правовой базы и создания эффективных механизмов ее реализации.
В результате становится важным сформировать комплексную научную базу для поддержки развития и повышения эффективности управления муниципальных организаций в области физической культуры и спорта.
Данный аспект обуславливает необходимость исследований и теоретико-методологических разработок в данном направлении, что определяет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - деятельность муниципальных организаций в сфере физической культуры и спорта.
Предмет исследования управление организациями в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, очевидна проблема отсутствия у местных органов власти необходимого опыта и ресурсной базы для реализации мероприятий по развитию организаций в области физической культуры и спорта. Зачастую им крайне не хватает финансовых средств, на которые можно построить или модернизировать спортивные комплексы, оборудовать спортивные залы, оплатить работу преподавателей и тренеров.
Цель работы – провести анализ деятельности и выявить пути совершенствования организаций в сфере физической культуры и спорта (на материалах муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская-юношеская спортивная школа» Искитимского района Новосибирской области).
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность государственной политики в области физической культуры и спорта в СССР и современной России;
- описать нормативное правовое регулирование сферы физической культуры и спорта;
- представить краткую характеристику федерального проекта «Спорт – норма жизни»;
- провести анализ условий для занятий физической культурой и спортом в муниципальном образовании;
- провести анализ деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская-юношеская спортивная школа» Искитимского района Новосибирской области;
- провести анализ особенностей планирования и организации деятельности учреждения;
- выявить основные направления совершенствования организации деятельности в области физической культуры и спорта в рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации деятельности учреждения по реализации государственной политики в области физической культуры и спорта..
Правовую базу основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2015 - 2018 годы», Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Закон г. Москвы от 15.07.2009 N 27 (ред. от 26.12.2012) «О физической культуре и спорте в городе Москве», Приказ Минспорта России от 27.08.2013 N 674 «Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва; «Государственная программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы»».
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых, которые исследовали особенности и направления развития управления физической культурой и спортом в Российской Федерации: Вороновой Н.А., Дуплинской Е.Б., Золотова М.И, Передельского А.А., Филипова С.С.и других.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений совершенствования развития физической культуры и спорта в Новосибирской области.
Сложность исследования обуславливает его структуру, которая представлена тремя главами, весемью параграфами, заключением, списком источников.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы управления физической культурой и спортом. Вторая глава исследования раскрывает особенности управления физической культурой и спортом в Искитимском районе Новосибирской области. В третьей главе представлены пути решения обозначенных проблем.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОДХОДА
К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность государственной политики в области физической культуры и спорта в СССР и современной России
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. За последние годы создана фундаментальная нормативно-правовая основа их развития.
Государство обращает взгляд и принимает определенные усилия для формирования благоприятной атмосферы оздоровления и повышения качества жизни своих граждан, что обуславливает необходимость развития физической культуры и спорта.
Как в СССР, так и в Российской Федерации в настоящее время активная социальная политика государства обуславливает пропаганду здорового образа жизни на предприятиях и одного из его ключевых аспектов – физического развития населения. Это формирует первоочередную тенденцию развития социального аспекта управления – рост значимости данного направления деятельности предприятий и учреждений в общегосударственном масштабе.
Следующая значимая тенденция развития социального управления –активное вовлечение бизнес структур к участию в процессах развития физической культуры и спорта. Пропаганда значимости и важности здорового образа жизни и физической культуры сегодня осуществляется на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности, а также касается не только управляющего состава организации, но и других категорий сотрудников.
Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХI-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, менять жизнь населения в лучшую сторону.
В настоящее время важнейшей задачей органов власти, в том числе и муниципальных, является внедрение физической культуры в быт народа. А это значит:
- во-первых, чтобы каждый человек с детского возраста и на протяжении всей жизни занимался физическими упражнениями; физическая культура должна стать необходимой потребностью каждого человека и каждой семьи;
- во-вторых, чтобы широкие слои населения всех возрастов и профессий были вовлечены в соответствии с их желаниями в систематические и регулярные занятия спортом;
- в-третьих, чтобы были приведены в действия и получили широкий размах многообразные средства и методы физического воспитания, все формы организации работы в этом направлении: самостоятельные занятия, обучение в школах, училищах, вузах, производственная гимнастика, туризм, массовые соревнования, кроссы и т.п. Это означает, что усилия должны быть направлены на развитие массовости физкультурного движения, на систематическое вовлечение в занятия физической культурой и спортом все новых слоев населения.
Государство в лице органов власти должно создавать условия для формирования и развития системы физической культуры и спорта (в том числе детско-юношеского спорта) на вверенной территории.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция российской Федерации. Официальный текст. На 01.01.2016./ М.:. ИНФРА-М, 2016. 58 с.
2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // Информационная система «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Информационная система Консультант Плюс
4. Федеральный проект «Демография» Спорт – норма жизни // Консультант плюс
5. «Государственная программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы» // Консультант плюс.
6. Научная литература
7. Антонов М. В. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 631-635.
8. Бескровная В. А. Нормативно-правовые и экономические основы функционирования физической культуры и спорта в РФ / В.А. Бескровная // Законодательство и политика. 2007. 57 с.
9. Бурцева Ю.А., Чусовитина Ю.А. Средства формирования здорового образа жизни населения страны на примере спортивных объектов прибрежной территории реки Яуза / современные тенденции физической культуры и спорта . М.: 2016. – С.5
10. Дуплинская Е. Б. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ [Текст] / Е. Б. Дуплинская, К. С. Селиванов // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 204-207
11. Золотов, М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России / М. И. Золотов // Теория и практика физической культуры. 2003. - №5., С.36
12. Климкин Ю., Разыграева М. О деятельности органов местной власти по развитию физкультуры и спорта // Самоуправление. 2013. № 12. С. 40-42
13. Моисеева А.И. Система управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации (на материалах г. Москвы) // «Евразийский Научный Журнал» - 2015 - №12, С.35-37
14. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие/ Под ред. В.Н. Иванова. М., 2009.
15. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании. Монография / Киев. – 2009. 267 с.
16. Разыграева М.Г., Судибье А.О., Чекменева Т.Н. Деятельность органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта (на примере МО) // Вестник Академии.2014. № 1. С. 172-177.
17. Филиппов С. С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №6 (112) С.201
18. Князева А. А. Особенности организационно-правовой основы физической культуры и спорта [Текст] / А. А. Князева, Р. Х. Бекмансуров // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 305–306.
Интернет-ресурсы
19. Отчет о деятельности Департамента физической культуры и спорта в Новосибирской области // http://www.novosib.sport.ru/news/
20. Отчет о деятельности МБУ ДО «ДЮСШ» Искитимского района Новосибирской области ДЮСШ // https://dyussh-2-isk-publish-ru.edusite.ru/sveden/common.html (дата обращения: 15.04.2021)