Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность и типы речевых масок в сфере коммуникации 5
1.1. «Речевая маска» как коммуникативная стратегия 5
1.2. Типы «речевых масок» 9
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Применение «речевых масок» в контексте юмористической коммуникации 15
2.1. Юмор как форма речевого взаимодействия 15
2.2. Функционирование «речевой маски» в юмористическом выступлении 19
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном мире существует ряд ситуаций, когда коммуникативные акты строятся не по обычным стандартам, а с учетом различных особенностей адресата коммуникации и определенных случаев реализации речевого высказывания.
Каждому человеку свойственно иметь собственную языковую личность, которая сопровождает его на протяжении всей жизни, трансформируется и модифицируется в зависимости от различных ситуаций и изменений в характеристиках личности.
При этом в некоторых случаях человек вынужден менять свою языковую личность, надевая так называемые «речевые маски», о которых и пойдет речь в данной курсовой работе.
Степень изученности проблемы. Вопросами создания и применения «речевых масок» в разговорной речи и художественной литературе занимались некоторые исследователи. Однако в ходе исследования не выявлено ни одной научной работы, которая бы рассматривала функции «речевой маски» в юмористическом дискурсе, что подтверждает актуальность и новизну данного курсового исследования.
Цель исследования – провести анализ функционирования приема «речевой маски» в юмористическом высказывании.
Объект исследования – прием «речевой маски».
Предмет исследования – функционирование приема «речевой маски» в юмористическом высказывании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть «речевую маску» как коммуникативную стратегию.
2. Охарактеризовать типы «речевых масок».
3. Изучить юмор как форма речевого взаимодействия.
4. Проанализировать функционирование «речевой маски» в юмористическом выступлении.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, обобщение, хронологический, моделирование.
Теоретико-методологической основой проведения исследования стали работы М.В. Шпильмана и А.В. Кукс.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе собран теоретический материал, посвященный понятию и классификации «речевых масок», которые используются в различных коммуникативных ситуациях. Данная информация может быть полезна для применения в дальнейших исследованиях по этой теме.
Практическая значимость исследования обусловлена подробным описанием различных типов «речевых масок», которые каждый человек может использовать в собственной коммуникативной практике.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность и типы речевых масок в сфере коммуникации
1.1. «Речевая маска» как коммуникативная стратегия
Для достижения коммуникативной цели коммуникатор использует комплексом инструментов, который накопился в его интеллектуальном опыте. Высокий уровень коммуникативной компетенции говорящего определяется наличием и применением так называемых «речевых масок»1.
Под «речевой маской» в научной литературе понимают чужой языковой образ, выбор которого определяется2:
– целями субъекта коммуникации;
– ситуацией и формой общения;
– социально-психологическими особенностями адресата.
«Речевая маска» – это временная и ситуативная эксплуатация чужого речевого поведения, основанная на обобщенном представлении о конкретном типе коммуникатора, закрепленном в сознании носителей языка3.
Связь между теорией коммуникативных стратегий и теорией языковой личности носит двунаправленный характер: изучение коммуникативных стратегий позволяет установить зависимость выбора и реализации той или иной коммуникативной стратегии – как от принятых в обществе норм общения, так и от индивидуальных особенностей языковой личности.
С этой точки зрения, перспективным представляется изучение коммуникативной стратегии «речевая маска» на основе модели языковой личности персонажа художественного текста, поскольку такая «художественная модель» практически всегда соответствует в реальном мире определенной «социальной модели»: говорящий в художественном произведении существует социальный человек, исторически конкретный и определенный, и его слово – это социальный язык (хотя и в зародыше), а не индивидуальный диалект4.
Изучение коммуникативной стратегии «речевая маска» раскрывает все уровни структуры языковой личности, демонстрируя их взаимосвязь: выбор стратегии обусловлен коммуникативным намерением языковой личности (область прагматикона). В соответствии с поставленной целью, создается сценарий действий (область тезауруса). Далее под влиянием того же намерения выбираются адекватные языковые средства (лексика), которые вписываются в общий когнитивный сценарий5.
Поставленные задачи моделирования и изучения коммуникативной стратегии «речевая маска» требуют различения собственного и чужого слова (речи рассказчика, персонажа и маски персонажа). Методика выделения речевых сторон рассказчика, персонажа и «речевой маски» персонажа в рамках художественного текста включает6:
1) анализ языковой структуры фрагмента текста (прямая речь, косвенная речь, неправильно прямая речь);
2) определение формы повествования (традиционное повествование или свободный косвенный дискурс) и точки зрения (повествование ведется «извне» или «изнутри»);
3) обнаружение мест, где происходит переключение регистров коммуникативной речи (например, с изобразительного в оценочный);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артюхова, А.А., Зимина, Д.А. Принципы создания комической «речевой маски» / А.А. Артюхова, Д.А. Зимина // Современная лингвистика. – 2020. – № 8. – С. 46–53.
2. Гадаев, А. Юмор и его разновидности / А. Гадаев // Изба-читальня. – [Электронный ресурс] https://www.chitalnya.ru/work/842993/ (Дата обращения: 26.04.2021)
3. Герасимович, И.М. Языковые средства создания речевой маски в радиожурналистике (на примере радиопередачи «Фрэнки-шоу») / И.М. Герасимович // Альтернант-2015. – [Электронный ресурс] https://conf.grsu.by/alternant2015/index-19.htm (Дата обращения: 30.04.2021)
4. Говорова, И.М. Принципы создания речевых масок в разговорной коммуникации / И.М. Говорова // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 7. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2020. – С. 58–70.
5. Гусева, А.А. Речевая маска и речевое самозванство (заметки об идиоме и идиостиле) / А.А. Гусева // Vox. Электронный философский журнал. – 2012. – Вып. 13. – [Электронный ресурс] https://vox-journal.org/ (Дата обращения: 24.04.2021)
6. Демиденко, С.А., Гордеева, И.И. Особенности «речевых масок» в юмористическом дискурсе / С.А. Демиденко, И.И. Гордеева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной коммуникации». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 60–71.
7. Жукова, С.М., Гладышева, А.П. Юмор в речевой коммуникации / С.М. Жукова, А.П. Гладышева. – Воронеж: Смена, 2019. – 326 с.
8. Игошина, Ю.В. Смех как форма коммуникативного процесса (на примере юмористических программ) / Ю.В. Игошина // Международный журнал исследований культуры. – 2015. – № 2(19). – С. 5–15.
9. Кирсанова, О.В. Юмор – спасение в общении / О.В. Кирсанова // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/03/23/rol-yumora-v-obshchenii (Дата обращения: 29.04.2021)
10. Комова, С.А. Речевая маска как средство эффективной коммуникации / С.А. Комова // Филология и лингвистика. – 2021. – № 1. – С. 45–54.
11. Кудорс, А. Юмор как составная часть стратегической коммуникации / А. Кудорс // ИноСМИ. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://inosmi.ru/politic/20170406/239053358.html (Дата обращения: 26.04.2021)
12. Кукс, А.В. Конструирование речевой маски в игровом дискурсе (на материале видеотекстов юмористических выступлений). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / А.В. Кукс. – Томск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. – 48 с.
13. Кукс, А.В. Функционирование «речевой маски» в юмористическом выступлении / А.В. Кукс // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 330. – С. 17–19.
14. Латышев, Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии: теоретико-методологический анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / Ю.В. Латышев. – Кемерово: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2003. – 58 с.
15. Макаренко, А.А. Юмор как социальное взаимодействие / А.А. Макаренко // Сайт психологов. – [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/98379/ (Дата обращения: 25.04.2021)
16. Марьянчик, В.А. Речевая маска в структуре образа автора публицистического текста / В.А. Марьянчик // Вестник Новосибирского государственного университета. – [Электронный ресурс] https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/9414/20.pdf (Дата обращения: 29.04.2021)
17. Морева, А.Н. Типология речевых масок в жанре литературной рецензии (на материале «Литературной газеты») / А.Н. Морева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 1. – С. 442–447.
18. Моу, Ш. Лингвокультурологический анализ русского юмора / Ш. Моу. // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 879–882.
19. Рахманкулова, С.А. Юмор как форма коммуникации и осмысления жизни / С.А. Рахманкулова // Российский научный журнал. – 2011. – № 4(23). – С. 93–99.
20. Сергеев, А.А., Макарова, Л.С., Одинцова, Л.А. Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации / А.А. Сергеев, Л.С. Макарова, Л.А. Одинцова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11 «Естественные науки». – 2012. – № 2(4). – С. 73–77.
21. Тюпа, В.И. Коммуникативные стратегии. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса / В.И. Тюпа // Гуманитарный факультет. Электронная библиотека. – [Электронный ресурс] http://gumfak.ru/otech_html/chekhov/chekhov-kritics/tupe/tupe3.shtml (Дата обращения: 01.05.2021)
22. Шпильман, М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких). Автореф. дисс. к. филолог. н. / М.В. Шпильман. – Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2006. – 52 с.
23. Шпильман, М.В. Об особенностях использования языковой личностью разных типов речевых масок / М.В. Шпильман // Уральский филологический вестник. – 2012. – № 3. – С. 78–82.