Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы высока в первую очередь потому, что речь идет о методах государственного управления. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Существование множества методов обуславливается сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, дополняют друг друга, так как каждый характеризуется способом реализации целей управления. Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей, которые составляют всеобщие методы социального управления: убеждение и принуждение.
Реализация мер административного принуждения является актуальной задачей уполномоченных государственных органов, так как эти меры направлены на обеспечение законности, охрану общественного порядка и безопасности, защиту прав и интересов физических и юридических лиц, создание необходимых условий для деятельности аппарата государственной власти. Применение мер административного принуждения связано преимущественно с деятельностью органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, защите законных интересов личности, общества, государства. Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение включает в себя различные формы и меры, посредством которых компетентные органы государства воздействуют на поведение людей.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при осуществлении принуждения в сфере государственного управления.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие отношения по поводу административного принуждения, содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
Цель работы – рассмотреть социально-правовое предназначение административно-правового принуждения в административном праве России и на этой основе выдвинуть предложения по совершенствованию действующего административного законодательства.
Задачи работы:
1. проанализировать понятие принуждения по административному праву;
2. исследовать особенности мер административно-правового принуждения, их классификация по различным основаниям;
3. раскрыть проблемы применения административного принуждения и разработать предложения, направленные на их разрешение.
База исследования включает федеральное законодательство - Конституцию Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также научную и учебную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты применения административно-правового принуждения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения окружающего природного и социального мира. Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов исполнительной деятельности органов исполнительной власти, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с параграфами, заключение, библиографический список.
1. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1 Административное принуждение: понятие и характерные черты
Достаточное внимание ученых-административистов всегда уделялось проблемам государственного принуждения в целом и административного принуждения в частности и данному обстоятельству есть обоснование. Так, меры административного принуждения ограничивают права и свободы граждан, в тоже время, в законодательстве не имеется ни единого нормативно-правового акта, содержащего весь перечень мер административного принуждения, а также порядок их применения. Кроме того, не прекращается исследование оснований применения мер административного принуждения.
В российском законодательстве до настоящего времени отсутствует понятие административного принуждения, при этом некоторыми исследователями (что также дискуссионно) «вместо понятия административного принуждения предлагается термин «административно- правовое принуждение», так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством» .
Несмотря на разнообразие теоретических подходов к пониманию термина «административное принуждение», в науке административного права административное принуждение рассматривается как «отраслевая разновидность правового государственного принуждения, регламентированная нормами административного и административно-процессуального законодательства» .
Полагаем, что административное принуждение можно определить как особый вид государственного принуждения, заключающийся в применении органами исполнительной власти принудительных мер, в строго установленных законом случаях и определенном процессуальном порядке, к субъекту с целью защиты законных интересов других участников управленческих отношений .
Отметим, что меры административного принуждения могут применять-ся как в отношении правонарушителя, так и явных негативных явлений, которые четко и детально обозначены в законе. Например, в целях предупреждения совершения административных правонарушений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. По мнению М.Е. Ходжоян, необходимость применения принуждения в данной ситуации обусловливается скорее соображениями безопасности, чем стремлением к охране существующего правопорядка от совершенных или возможных правонарушений .
Особое внимание в административной науке привлекает вопрос факти-ческого основания административного принуждения. Т.е. какие юридические факты являются основанием для осуществления административного принуждения, и какие меры государственно-властного воздействия следует относить к административному принуждению.
Нормативные акты, в которых установлена возможность их осуществле¬ния в отношении юридических или физических лиц являются норматив¬ным основанием применения мер административного принуждения. В свою очередь, процессуальное регулирование предполагает рассмотрение в качестве нормативного основания те нормативно-правовые акты, в которых изложена процедура реализации мер административного принужде¬ния.
Порядок, основания и правовые последствия применения административного принуждения регламентируются нормами материального и процессуального административного законодательства. Представленный подход позволяет нам говорить об административном принуждении в узком смысле, где наряду с административным выделяются такие виды государственного принуждения, как:
- финансово-правовое;
- дисциплинарное принуждение;
- уголовно-процессуальное принуждение;
- уголовно-исполнительное принуждение;
- гражданско-правовое принуждение.
Но этот подход не является общепринятым в науке административного права; более логичным представляется широкий подход к определению понятия «административное принуждение».
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно- служебных отношений.
Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.
Так, в КАС РФ нашли закрепление требования современного судопроизводства и вводится упрощенная процедура административного судопроизводства. «Для обеспечения защиты субъективного публичного права (интереса) существенное значение имеет установление эффективного производства по административным и иным публичным делам. Принятие КАС РФ - результат конструирования однотипного порядка рассмотрения и разрешения единых по своей публично-правовой природе дел» .
Основой успешного решения сотрудниками органов внутренних дел повседневных задач в ходе выполнения служебных обязанностей является умение правильно ориентироваться в складывающейся обстановке, знание практических рекомендаций по выявлению и правильной оценке и квалификации действий правонарушителей и практики их применения, четкое представление процесса осуществления различных мероприятий в пределах своей компетенции.
Например, успешное проведение профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений, связанных с осуществлением лицами действий в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров зависит от своевременного выявления противоправного деяния сотрудниками органов внутренних дел, правильных, обоснованных и соответствующих обстановке действий и правильного принятия решения о применении мер государственного, административного принуждения как его разновидности в отношении виновных лиц.
Если более подробно остановиться на этом аспекте, следует учитывать, что от слаженных, построенных на основе взаимодействия действий различных служб и подразделений при использовании отдельных аспектов применения мер государственного принуждения зависит их эффективность.
Применяемые сотрудниками полиции меры административного пресечения, особенно в целях противодействия осуществляемым лицами незаконным действиям, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дифференцируются исходя из целей, характера и объекта воздействия на следующие группы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195—ФЗ : принят Гос. Думой 2о декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 05.04.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63—ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 08.04.2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 25. — Ст. 2954.
4. О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 № З—ФЗ : принят Гос. Думой 28 января 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. : [ред. от 24.02.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1 – ФЗ: [ред. от 30.12.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиня¬емых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ [ред. от 05.04.2021] // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
7. О внесении изменений в статьи 3.12 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 421-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 33.
8. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдель¬ные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положе¬ний законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного кон¬троля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 42. – Ст. 5615.
9. О мерах по ре¬ализации Федерального закона «О противодействии терроризму» (вместе с «Поло¬жением о применении Вооруженными силами РФ оружия, боевой техники и специ¬альных средств при участии в проведении контртеррористической операции»): Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 352 // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 24. – Ст. 2921.
10. Об утверждении Админи¬стративного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государ¬ственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Российская газета. – 2017. – 13 октября.
Научная литература
11. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). – М.: Проспект, 2012. – 376 с.
12. Административная ответственность: Часть Общая: Учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004. – 278 с.
13. Адушкин Ю.С. Субъекты административной ответственности: новеллы и проблемы реформированного КоАП РФ // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы административной ответственности в России: Сб. – Н. Новгород, 2002.
14. Алдеров И.С. Проблемы классификации мер административного принужде¬ния в области пожарной безопасности // Юридический вестник ДГУ. – 2018. – № 2. – С.73–74.
15. Бахрах Д.Н. Административная ответственность / Отв. ред. А.В. Рыбин. – Пермь, 1966. – 267 с.
16. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2004. – 652 с.
17. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учеб. пособие. – М., 2012. – 672 с.
18. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. – 2016. – 24 марта; 2017. – 17 мая.
19. Йонаш В.В. Административное пресечение в системе административного принуждения. – М., 2008. – 256 с.
20. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяе¬мое ОВД (системно–правовой анализ): дис. ... д–ра юрид. наук. – М.: Московский университет МВД России, 2005. – 352 сс.
21. Каплунов А.И. О классификации мер административного принуждения // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М., 2004. – С.34-36.
22. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регу-лирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: автореф. дисс. ... кандидата юрид. – М., 2012. – 32 с.
23. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. – М.: СГУ, 2000. – 234 с.
24. Кисин В.Р. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: юридическая природа и недостатки правового регулирования // Административное право и процесс. – 2018. – № 1.
25. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. 2-е изд. – М., 2018. – 672 с.
26. Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2005. – 34 с.
27. Лебедева О. О. Правовое регулирование применения прину-дительных мер административного предупреждения и пресечения: дис. ... канд. юрид. наук. – Н. Новгород, 2017. – 234 с.
28. Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Склярова. – Н. Новгород, 2012. – 321 с.
29. Максимов И.В. Административное принуждение в системе средств правовой политики // Правовая политика и жизнь. – 2015. – N 1. – С. 40.
30. Максимов И.В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): Дис. ... д-ра юрид. наук. – Саратов, 2004. – 324 с.
31. Мамедов Э. Х. К вопросу об объективных причинах наруше¬ния законности полицией мер административного принуждения (ма¬териально–правовой аспект) // Правоохранительная деятельность ор¬ганов внутренних дел в контексте современных научных исследова¬ний: материалы международной научно–практической конференции. – Санкт–Петербург, 8 декабря 2017 года / сост. Д. В. Попов. – С. 233–238.
32. Мамедов Э. Х. О нарушениях законности при применении мер обеспечения производства по делу об административном право¬нарушении // Современная наука. – 2016. – № 2. – С. 7–10.
33. Манохин В.М. Административное право России: Учебник. – Саратов, 2009. – 562 с.
34. Мельнико В.А. Проблемы определения понятия администра-тивного принуждения // Административное пра¬во и процесс. – 2018. – №1.
35. Морозова Н.А. О целесообразности привлечения к административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Российский юридический журнал. – 2018. – N 1. – С. 103 – 11.
36. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. – СПб., 2015. – 342 с.
37. Поддубный А.О. Административно-деликтные иммунитеты // Журнал российского права. 2018. N 6. С. 67 – 75.
38. Сальников В.П., Борисов О.С., Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». – М., 2016. – 264 с.
39. Сидоров Э.Т. Административно-правовое принуждение в условиях специальных административно-правовых режимов. М., 2004.
40. Сильников А. М. Организационно–правовые основы примене¬ния сотрудниками полиции специальных средств принуждения: 12.00.14. – СПб., 2011. – 239 с.
41. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. – 2012. – N 7. – С. 25.
42. Тюрин В.А. Совершенствование законодательства о мерах административного пресечения // Современное право. – 2018. – N 3. – С.25-29.
43. Тюрин В.А., Куракин А.В. Меры административного пресечения // Юрист. – 2017. – N 10. – С. 59.