Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность формирования учебной мотивации в процессе изучения английского языка у младших школьников определяется тем, что именно на начальной ступени обучения, когда учебная деятельность становится ведущей, важно заложить основы мотивации к овладению иностранным языком, а к концу обучения в 4 классе сделать ее устойчивым новообразованием учащегося. Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса обучения иностранному языку.
Владение коммуникативной компетенцией является конечной целью обучения иностранному языку. Учитель иностранного языка должен суметь сформировать личность, которая смогла бы с успехом участвовать в межкультурной коммуникации. Овладение иностранным языком, как и любым другим предметом, возможно лишь при условии активной позиции каждого ученика в учебном процессе, в нашем случае – вовлечения его в иноязычную речевую деятельность. Ученые утверждают: потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую речевую активность школьников на уроке.
Опыт работы в школе показал, что для поддержания у учащихся устойчивой мотивации к изучению иностранного языка целесообразным является применение в учебном процессе нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как урок-экскурсия, видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, и т.п. Очевидно, что подобные формы занятий поддерживают интерес школьников к предмету и являются одним из условий плодотворной деятельности учащихся. Во время нетрадиционных уроков расширяется кругозор учеников, они получают дополнительную интересную информацию о стране изучаемого языка (ее культуре, традициях, истории, экономике), совершенствуется их социокультурная компетенция. Нетрадиционные формы урока иностранного языка проводятся с использованием современных технических средств обучения обычно после изучения какой-либо темы или нескольких тем. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера:
• осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
• обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
• предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Среди нетрадиционных уроков, проводимых в школе, наиболее интересен и для учителей, и для учащихся является проект.
Объектом исследования выступает проектная деятельность как педагогический метод.
Предмет исследования - влияние проектной деятельности на мотивацию учеников к изучению иностранных языков.
Целью работы выступает теоретическое обоснование повышения мотивации учащихся к овладению английским языком благодаря применению метода проектов на начальном этапе.
Глава 1. Теоретические основы изучения иностранного языка в начальной школе
1.1. Урок иностранного языка на начальной ступени обучения
Сегодня младшие школьники изучают предмет «Английский язык» со второго класса. Изучается этот предмет в течение 210 учебных часов (два раза в неделю со 2 по 4 классы). Администрация школы по желанию может увеличить часы изучения английского языка за счет вариативной части учебного плана.
Процесс обучения младших школьников основывается на гуманистическом подходе и предусматривает поддержку здоровья детей (физического и психологического), формирование наилучших условий для полноценного развития ученика.
В современной программе обучения английскому языку под целью понимается интеллектуальное развитие ученика. Важнейшей задачей обучения английскому языку является организация деятельности учащихся, обеспечивающая формирование коммуникативных компетенций говорения, слушания, чтения и письма.
Выбирая оптимальные технологии обучения, учителю следует знать, что работа на уроке должна быть направлена на создание доброжелательности, благоприятной для ребенка обстановки, стимулировать интерес к работе. Педагог, работающий с младшими школьниками, непременно должен осознавать условия создания благоприятной для ребёнка обстановки. Этот принцип может быть реализован в формировании педагогом атмосферы поддержки, доброжелательного отношения учителя и учащихся друг к другу, в применении различных форм поддержки и помощи детям при работе на уроке. Очень важно уделять особенное внимание, помогать тем учащимся, которые поняли не весь материал, или просто испытывают стеснение при высказывании мыслей вслух. Всем известно, что среди учащихся есть дети с особыми образовательными потребностями. Именно от учителя зависит, насколько дети смогут влиться в коллектив, активно взаимодействовать с другими учениками.
Изучение иностранного языка в начальных классах является составной частью общей системы языкового образования в современной школе.
Включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования способствует гармоничному развитию личности ребенка и направлено на его коммуникативно-познавательное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие.
Изучение иностранного языка открывает перед ребенком новую языковую картину мира, и для того, чтобы вхождение в этот новый мир осуществлялось легко, естественно и успешно, обучение иностранному языку необходимо строить с учетом взаимодействия содержания нового общеобразовательного предмета с содержанием гуманитарного направления начальной школы. Взаимодействие должно осуществляться как по линии усвоения знаний, так и по линии развития умений учебной деятельности.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностных ориентаций, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность.
Учитывая тот факт, что интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для формирования ценностных ориентаций младших школьников, процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Необходимо деятельное участие родителей в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания.
В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение.
Учащимся младшего школьного возраста свойственны следующие психологические особенности:
Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Поэтому первостепенная задача учителя — не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.
Введение проблемно-диалогического метода при ознакомлении с новым языковым материалом должно осуществляться постепенно, по мере накопления у второклассников некоторого языкового опыта. И хотя большинство заданий в учебнике предполагают творческий характер, значительное место должны занимать в нем задания на формирование у учащихся языковых и речевых навыков, без которых, как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, представить себе обучение, особенно начальное (и добавим: особенно иностранному языку), просто невозможно. «Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно-практическим действиям, простейшим трудовым процессам, счету, чтению, письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке». Более того, это необходимо в силу того, по мнению Л.С. Выготского, «что усвоение иностранного языка идет другим путем, прямо противоположным тому, по которому идет усвоение родного языка. Ребенок никогда не начинает усвоение родного языка с изучения азбуки, с сознательного и намеренного построения фразы, со словесного определения значения слова, с изучения грамматики, но все это обычно стоит в начале усвоения иностранного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный – начиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу-вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху вниз». Другими словами, усвоение родного языка ребенком идет от интуиции к знаниям, а иностранного языка – от знания к интуиции. Таким образом, без определенного багажа знаний по иностранному языку, без хотя бы мало-мальского начального опыта в общении на иностранном языке детям практически нечего будет открывать. Иначе мы будем учить учащихся говорить о языке, а не использовать его как средство общения.
Отметим, что иностранный язык как учебный предмет введен в программу начальной школы практически во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в этой области, можно утверждать, что польза раннего обучения иностранному языку многократно доказана.
Суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, отметим основные положительные моменты.
Психологи и физиологи ссылаются на природную расположенность детей к языкам, их эмоциональную готовность к овладению ими. В процессе раннего иноязычного образования наблюдается его положительное влияние на развитие мировоззрения и психологических функций ребенка: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Наряду с этим неоспорима воспитательная и информативная ценность такого иноязычного образования, которая проявляется в раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка помогает ему осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой страны изучаемого языка.
Формирование ценностных ориентаций является очень важным, т.к. оно сосредоточено на воспитании всей личности ребенка, а не только на развитии языковых навыков. Это способствует осознанию ребёнком основ хорошего поведения и того, как такое поведение повлияет на его общение с людьми из его ближайшего окружения.
Обучение ценностным ориентациям осуществляется непрерывно в рамках всего курса английского языка и представлено следующим образом:
• в специальных заданиях в рабочих тетрадях;
• в примерах хорошего поведения, приведённых в рассказах учебника;
• в проектах и групповой работе на уроках, которые учат ребят работать в команде.
Целесообразно продумать процесс иноязычного образования в начальной школе и выстроить его вокруг аксиологического стержня. При этом роль ценностной парадигмы будут выполнять фундаментальные общечеловеческие и национальные ценности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2009. ‒ № 102.
2. Актуальные проблемы межкультурных коммуникаций в современном мире. Монография. Полякова Е.И., Аниол А.В, Флеров О.В. и др. /под ред. Рыбаковой Н.А., Гатиатуллиной Э.Р., Флерова О.В. М.: изд. МУиВ, 2015
3. Аниол А.В. История развития средств обучения и технических средств обучения иностранным языкам /Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015, С.204-219
4. Аниол А.В., Борисова Л.Н., Потатуров В.А. К вопросу о когнитивной составляющей образовательного процесса //Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. 2015. №4 (42) с 118-128
5. Арапова С.А. Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка // Пермский педагогический журнал. ‒ 2012. ‒ № 3.
6. Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. – М.: Флинта: Наука, 2017. – с. 5
7. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2008. ‒ № 76-2.
8. Богуш Е.А. Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. ‒ 2012. ‒ № 1.
9. Замарина С.Ю. Использование информационных технологий и интернет – ресурсов на уроках английского языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. ‒ 2016. ‒ № 48
10. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.. – с. 125
11. Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. – М.: УЦ «Перспектива». 2015. – 40 с.
12. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2014. – 120 с.
13. Полат Е.С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. – М.: Владос, 2000. – 168 с.
14. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007
15. Руженцева С.Е. Организация проектной деятельности обучающихся и педагогов в условиях реализации ФГОС. – Воронеж, 2016. – 85 с.
16. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. – М. – Киров: ВятГГУ, 2003.
17. Рыбакова Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современное образование. 2015. № 3. С. 69–99
18. Рыбакова Н.А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия ее становления // Вестник Московского института лингвистики. 2012. № 3. С. 100–105