Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что сегодня нейропсихология в целом и нейропсихологические технологии помощи и коррекции начинают пользоваться большой популярностью, как в среде обывателей, так и специалистов. Это можно объяснить тем обстоятельством, что в течение сравнительно короткого времени клиент получает ощутимый результат.
Однако самой большой проблемой является большое разнообразие нейропсихологических технологий, которые могут быть применены к юношам. В целом нужно сказать, что юношеский возраст не менее критичен для развития молодого человека, чем подростковый возраст.
Так же нужно сказать, что сегодня нейропсихология делает большой акцент на развитие биологической обратной связи. Такая технология надежно позволяет выявить взаимосвязь поведения, эмоциональной связи с внутренним состоянием человека.
С другой стороны нужно отметить, что эмоциональная сфера – это одна из важнейших сфер в жизни человека. Здесь нужно заметить, что эмоции детерминируют в жизни человека буквально все.
Достаточно сказать, что эмоции виноваты буквально во всем. Недостаточность сферы может стать причиной того, что человек будет слабо, т.е. недостаточно активно проявлять радость или печаль по тому или иному поводу.
С другой стороны эмоциональная несдержанность может наоборот привести к чрезмерной реакции на то или иное событие. Во всех случаях взрослый человек или ребенок становится жертвой своих эмоций и невозможности или неумения их контролировать.
В рамках психодиагностики, психотерапии или нейропсихологии возникает вопрос о возможности диагностирования эмоциональной сферы подростка или юноши с различными типами психики. Проблема же здесь состоит в том, что современная наука до сих пор имеет довольно приблизительные представления о типах и способах проявлений эмоций у различных психологических типов подростков и юношей.
Цель исследования – выявить особенности нейропсихологической диагностики эмоциональных процессов у различных психотипов в юношеском возрасте.
Объект исследования – эмоциональные процессы у различных психотипов в юношеском возрасте.
Предмет исследования – нейропсихологическая диагностика эмоциональных процессов различных психотипов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Дать характеристику проявления эмоций в юношеском возрасте.
3. Дать определение нейропсихологической диагностике
4. Указать особенности нейропсихологической диагностики эмоциональной сферы в юношеском возрасте
5. Провести исследование особенностей диагностики проявления эмоциональной сферы в юношеском возрасте
6. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Формирование эмоциональной сферы юношей
Проблемы формирования эмоциональной устойчивости в психологии были и остаются предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории (В.К. Вилюнас, Н.В. Витт, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, А.Е. Ольшанникова) ... Эмоциональная стабильность определяется как «способность регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильной, то есть иметь незначительные изменения в ценностях, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности» (Л.М. Аболин). Юноши, живущие в современных условиях развития общества и научно-технического прогресса, иногда характеризуются распадом эмоциональной жизни под воздействием стрессовых условий и ситуаций (экстремальных, эмоциональных, стрессовых, необычных, тяжелых). Именно отрицательная сторона проявлений эмоциональной жизни привела к возникновению проблемы формирования эмоциональной устойчивости, важной для психологической безопасности личности [3].
Невозможно запустить процесс осознания молодыми людьми своего эмоционального состояния без формирования эмоциональной устойчивости в учебной деятельности. Исследования показывают, что эмоциональная стабильность как качество личности юноши складывается из компонентов: мотивационного, эмоционального, волевого, интеллектуального и может быть выражена языком смешанных эмоций.
Формирование эмоциональной устойчивости юношей важно, ведь в этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к зрелому, возникают и образуются новые новообразования. В подростковом возрасте более резко переплетаются противоположные тенденции общественного развития, показательны негативные проявления, легкая возбудимость, резкая смена настроений и чувств, снижение и изменение устоявшихся интересов школьников, характер протестного поведения по отношению к взрослым.
На формирование эмоциональной устойчивости влияют индивидуально-типологические особенности темперамента молодого человека, индивидуальный стиль деятельности, сосредоточенность, тревожность, агрессивность. Неадекватная самооценка может привести к крайне нереалистичным (переоцененным или недооцененным) заявлениям со стороны молодых людей. Отсюда они формируют слишком сложный или слишком простой выбор целей, повышенное беспокойство, неуверенность в своих силах, склонность избегать конкурентных ситуаций, некритичность, неспособность предвидеть и предсказывать и, как следствие, эмоциональную нестабильность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асейкина, Л.С.Формирование фрустрационной толерантности у иностранных студентов на начальном этапе обучения с позиции компетентностного подхода / Л.С. Асейкина // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научно-методич. ст., Москва, РАН, Моск. психол. социальный ин-т. – Воронеж: МодЭК, 2005. – С. 50-73.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс, пер. с англ. – Москва: Прогресс, 1986. – 421 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. – N 4. – С. 23-24.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 1999. – 382 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва: Просвещение, 1989. – 255 с.
6. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологические и биохимические исследования фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис....канд психол. наук. – Ленинград, 1973. – 121 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл, пер. с англ. и нем. – Москва: Прогресс, 1990. – 368 с.
8. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм, пер. с англ. – Москва, 1993. – 415 с.
9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – Москва: Интерпакс, 1994. – 160 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон, пер. с англ. – Москва: Прогресс,1996. – 344 с.
11. Ювченко М.С. Психологические особенности юношеского периода. – Электронный ресурс – https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2019/03/2_2019p_Yuvchenko.pdf (точка доступа 08.05.2021)
12. Яковлева О.Н., Георгиева А.В. Возрастная психология в вопросах и ответах. – Пермь: Вектор, 2020 – 528 с.