Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема ожирения сегодня – одна из наиболее существенных на территории нашей страны в педиатрии. Так, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации общее число случаев ожирения в 2016 году среди детей 0-17 лет достигло в стране отметки в 1 519 540 случаев. Из них 122 262 случая пришлось на возраст 15-17 лет, т.е. 8,0% всех зарегистрированных детей с ожирением. Ухудшение статистики по ожирению отмечается на протяжении как минимум 2011-2016 годов. Так, в 2011 году от ожирения страдало 319 473 ребенка, в 2012 году – 334 126 детей, в 2013 году – 351 526 детей, в 2014 году – 378 241 ребенок, в 2015 году – 1 429 907 ребенок. Иными словами в период с 2011 по 2016 год число детей с ожирением выросло на 1 200 067 человек, т.е. рост составил 475,6% .
Эти цифры красноречивее любых слов говорят о том, что необходимо принимать как можно более срочные меры по выявлению детей с предрасположенностью к ожирению, профилактике ожирения, лечению тех случае, которые уже состоялись. Это тем важнее, чем больше исследователей говорит о вреде ожирения для сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, репродуктивной, выделительной, опорно-двигательной систем ребенка.
Как следствие, одним из самых важных направлений в современной медицине, реабилитологии является лечение детей с ожирением. Для этого применяются разные методы, в том числе средства физической культуры. Поскольку при ожирении детский организм несет высокую нагрузку, в частности страдает опорно-двигательный аппарат, перегружены органы дыхания, сердечно-сосудистая система, подход к организации физической культуры при данном заболевании отличается от работы с нормотипичными детьми. В целом можно говорить о том, что к таким детям применяются принципы лечебной физической культуры.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что в России сегодня отмечается рост числа детей с ожирением, которое приносит большой вред молодому организму, снижает качеств жизни детей, делает необходимыми мероприятия по выявлению, лечению ожирения в детской среде, профилактике данного заболевания.
Цель исследования состоит в изучении современных подходов к проведению занятий по лечебной физической культуре у детей с ожирением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать этиологию, патогенез, привести классификацию и клиническую картину у детей с ожирением.
2. Изучить особенности диагностики, лечения и профилактики ожирения в детском возрасте.
3. Определить основные особенности проведения занятий по лечебной физической культуре у детей с ожирением.
Объект исследования: дети с ожирением.
Предмет исследования: лечебная физическая культура у детей с ожирением.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОЖИРЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Классификация, этиология, патогенез, клиническая картина ожирения
Под ожирением понимается избыточное отложение жира в подкожной клетчатке и других местах его депонирования в организме ребенка, что приводит к увеличению массу тела на 10% и более от средних показательней нормальной величины .
Классификация различных форм ожирения проводится по этиологическому принципу. При этом выделяются следующие группы и типы ожирения:
1. Алиментарно-конституциональное, экзогенно-конституциональное ожирение, или первичное ожирение (рис. 1). Обычно развивается в раннем возрасте, но может проявиться у подростков. Распределение подкожной жировой клетчатки отличается равномерностью, избыток массы тела редко превышает 50%. Дети опережают своих сверстников в физическом развитии, имеют нормальный интеллект, физически активны. В период полового созревания для девочек характерно прогрессирующее ожирение, для мальчиков – регресс заболевания.
− Гиноидное ожирение (нижний тип, ягодично-бедренное).
− Андроидное ожирение (верхний тип, абдоминальное, висцеральное).
− С выраженными нарушениями пищевого поведения.
− Пубертатно-юношеское ожирение .
2. Симптоматическое, или симптоматическое ожирение. Часто это врожденные формы ожирения, которые диагностируются либо при рождении, либо в раннем возрасте.
− С установленным генетическим дефектом.
− Церебральное.
− Сформировавшееся на фоне психических патологий.
− Сформировавшееся как следствие эндокринных нарушений .
Рисунок 1. Конституционально-экзогенное ожирение II степени у девочки 12 лет слева и гипоталамическое ожирение III степени у мальчика 12 лет справа
Патогенез ожирения в полной мере не изучен. Из известных на данном этапе факторов патогенеза ожирения выделяются:
− Генетическая предрасположенность – 25-70 %. Предполагается, что ожирение наследуется вместе с такими патологиями как сахарный диабет II типа. Отмечается, что большую роль в реализации наследственного потенциала при ожирении играет образ жизни человека.
− Возраст. Ряд авторов показывает, что дети в возрасте 12-17 лет чаще страдают от ожирения, чем дети боле младшего возраста .
− Алиментарные факторы – избыточная калорийность пищи с большим количеством жиров и алкоголя преимущественно в вечернее время. Часто развитие ожирения провоцирует переход от традиционного к западному типу питания.
− Нарушение пищевого поведения, связанное с семейными и национальными стереотипами по приему пищи, передающимися из поколения в поколение. Причинами отклонений в пищевом поведении могут быть нарушения в обмене серотонина и рецепции эндорфина, делая потребление пищи допингом .
− Гиперфагическая реакция на стресс – избыточный прием пищи в ответ на чрезмерное раздражение организма.
− Гиподинамия.
− Эндокринные нарушения со стороны поджелудочной железы (изменение секреции инсулина), гипофиза (нарушение секреции соматотропина), гипоталамо-гипофизарно-половой, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, гипоталамо-гипофизарно-тироидной систем .
Клиническая картина при ожирении вариативна и зависит как от степени ожирения, так и от общего физического состояния человека. Среди наиболее частых клинических признаков выделяются:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белая Н.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М.: Советский спорт, 2001. – 273 с.
2. Вайнер Э.Н.. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинт, Наука, 2011. – 223 с.
3. Волосовец Г.Г. Ожирение у детей: факторы риска, проблемы и перспективы лечения и профилактики / Г.Г. Волосовец, А.Е. Душкина, Т.Л. Настаушева // Вестник новых медицинских технологий, 2010. – №2. – С. 74-76.
4. Григорьев К.И. Педиатрия: руководство по амбулаторно-поликлинической практике / К.И. Григорьев. – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – 496 с.
5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
6. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 568 с.
7. Иващенко Л.Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л.Я. Ива¬щенко, А.Л. Благий, Ю.А. Усачев. – Киев.: Наук.світ, 2008. – 198 с.
8. Карпушкина А.В. Стратегия профилактики ожирения среди детей школьного возраста (обзор литературы) / А.В. Карпушкина, М.С. Панкратова // Проблемы эндокринологии, 2016. – №2. – С. 52-60.
9. Лечебная физическая культура. Справочник / В.А. Епифанов. - М.: Авторская Академия, 2016. - 448 с.
10. Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, С.Ф. Бурухин и др.; под ред. В.А. Маргазина. - СПб: СпецЛит, 2020. - 863 с.
11. Медицинская реабилитация: руководство для врачей / под. ред. В.А. Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 328 с.
12. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
13. Мрясева В.В. Ожирение у детей- фактор риска по развитию метаболического синдрома / В.В. Мрясева // Педиатрический вестник Южного Урала, 2014. – №1-2. – С. 54-57.
14. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 768 с.
15. Педиатрия: учебник для мед. вузов / под ред. Н.П. Шабалова. – 6-е изд., испр. и доп. – СПб: СпецЛит, 2015. – 959 с.
16. Пирогова Л.А. Основы медицинской реабилитации и немедикаментозной терапии: учебное пособие / Л.А. Пирогова. – Гродно: ГрГМУ, 2008. – 212 с.
17. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Н. Попов. – 3-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 608 с.
18. Садыкова Д.И. Профилактика ожирения в детском возрасте / Д.И. Садыкова // Практическая медицина, 2013. – №6 (75). – С. 25-29.
19. Салтанова С.Д. Современные аспекты диагностики, лечения и профилактики ожирения у детей / С.Д. Салтанова // Здоровье ребенка, 2017. – №6. – С. 712-719.
20. Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями / Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. – 2-е. изд. – Ростов п/Д: Феникс, 2017. – 447 с.
21. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 03.05.2021).
22. Эндокринология: Национальное руководство / под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1112 с.