Фрагмент для ознакомления
2
В условиях рыночных отношений важную роль играет снижение издержек производства. Таким образом, расходы предприятий оказывают непосредственное влияние на эффективность формирования прибыли. Чем меньше будет себестоимость продукции компании, тем более конкурентоспособным будет предприятие, которое получит больший экономический эффект от продажи своей продукции [1, c.116].
Поскольку себестоимость комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов.
Таким образом, необходимость управления затратами обуславливается той ролью, которую они играют в экономике предприятия, а именно их прямым участием в формировании прибыли. Именно она в конечном итоге выступает основным условием конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия. Поэтому для подавляющего большинства предприятий главной задачей является сохранение прибыли (в краткосрочном периоде) и поддержание потенциала прибыльности (в долгосрочном периоде). Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий - необоснованный и неконтролируемый рост затрат [2, c.105]. Для решения этой проблемы компаниям необходима четкая программа по управлению затратами.
Расходы представляют собой тенденцию уменьшения экономической выгоды предприятия в течение отчетного периода, которое происходит в формах оттоков или истощений его активов или роста обязательств, что непосредственно ведет к снижению показателя капитала, не связанного с его распределением между участниками общества [16].
В контексте рассматриваемой проблемы, осуществление затрат — это уменьшение одних активов с условием равновеликого прироста других активов, либо прирост активов и обязательств на одну и ту же величину.
Анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение. Его проведение позволит руководству определить тенденции изменений показателей расходов, выполнения планов по издержкам, определять влияние различных переменных на рост расходов и дать грамотную оценку эффективности функционирования всего предприятия, использующего свои производственные возможности и устанавливающего резерв по снижению себестоимости товаров.
К основным задачам анализа себестоимости продукции предприятия относятся [9, c.75]:
определение, или оценка размера существующих затрат по производству конкретных продуктов, услуг.
управление величиной стоимости продукции, на основе получения точной информации о себестоимости продукции и на базе использования этих данных в целях принятия решения по вопросу определения цены товара, состава продукции, технологий производства.
анализ затрат, исследование различных бухгалтерских данных, получение информации для осуществления управленческих решений и планов по контролю издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Анализ себестоимости производимой продукции может способствовать обеспечению необходимой информацией руководство предприятия, которое отвечает за процессы планирования, за реализацию мероприятий по контролю хозяйственных операций и за принятие необходимых управленческих решений.
Классификация затрат предприятия в настоящий момент играют немаловажную роль в его деятельности. Издержки, которые напрямую связаны с производством, а также сбытом готовой продукции могут считаться затратами или активами. Затраты - это издержки, которые не несут в будущем экономической выгоды. Понятие затрат и их классификация используется на всех уровнях управления, равно как и происходит формирование себестоимости продукции, а также постоянно определяются все источники финансирования [8].
Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков (Рис.1).
Рис.1. Классификация затрат организации [8]
Главным образом, различают переменные и постоянные затраты.
Переменные затраты изменяются в зависимости от изменения объемов производства и включают в себя расходы на покупку сырья и материалов, выплату заработной платы основным работникам, на обеспечение предприятия топливом и энергией для технологических целей и прочие расходы [4, c.126]. Непосредственно от степени влияния темпов роста объемов производства на различные элементы переменных затрат, расходы могут также разделяться на пропорциональные, растущие или снижающиеся расходы.
Постоянные затраты не связаны с изменением производственных объемов, а связаны с выплатой арендной платы, процентов за пользование кредитом, начисленной амортизацией основных фондов, с выплатой некоторых видов заработной платы руководителям предприятия [4, c.128].
Таким образом, основной задачей классификации затрат является формирование себестоимости продукции. При помощи классификации затраты группируются по видам и прямо или косвенно относятся на себестоимость продукции.
1.2. Основные методы определения затрат в организации
Для того, чтобы эффективно учитывать рост затрат, влияющих на общую эффективность деятельности компании, необходимо реализовывать и проводить комплексную систему управления затратами.
Управление затратами является особым средством достижения высоких экономических результатов деятельности компании и включает в себя планирование, учет и контроль затрат, управление стоимостью за счет калькулирования и бюджетирования — процессы, которые осуществляются в тесной интеграции и взаимообусловленности [5, c.183].
Целью управления затратами является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них. Назначение процессов системы управления затратами – сбор и формирование баз данных с необходимой информацией для разработки сценариев управления затратами, формирование подсистем управления: учета, контроля и планирования затрат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов А.Ю. Управленческий анализ деятельности как основа эффективного развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2019. - № 11. - С. 116-119.
2. Колесова А.В. Методический инструментарий анализа затрат по процессам// Вопросы экономики и права. - №7 – 2017. – с.105-111.
3. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2019. – 382 с.
4. Котенева Е.Н. Управление затратами предприятия. – М.: Инфра-М, 2016. – 404 с.
5. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 320 с.
6. Кулакова О.А. Анализ затрат как эффективный метод управления предприятием// Социально-экономические процессы и явления. - №2. – 2019. – с.71-74.
7. Лукачанова Е.А. ABC- и XYZ-анализ при формировании резервов снижения затрат несостоятельной организации// Экономические науки. - №7. – 2019. – с.135-138.
8. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
9. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. – Тамбов: ТГУ, 2018. – 80 с.
10. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2016. – 92 с.
11. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2017. - 159 с.
12. Уткина С.А. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/130746/Utkina_-_Rashody_organizacii__buhgalterskiii_i_nalogovyii_uchet.html
13. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2018. – 712 с.
14. Концепция программы комплексного развития системы теплоснабжения [Электронный ресурс]. Режим доступа http://esco.co.ua/journal/2007_5/art80.htm
15. Целевая модель рынка тепловой энергии. – М.: ООО «Карана», 2015.
16. http://institutiones.com – экономический портал
17. http://www.economicportal.ru – статьи по экономике
18. https://www.fortum.com/ - ОАО «Фортум»