Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся сфера и масштаб деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, характер хозяйственных связей с партнерами, влияние инфляционных процессов и т.п. К внутренним факторам следует отнести ценовую политику предприятия, структуру активов и стратегию управления ими, методы оценки товарно-материальных запасов и т.п.
Процесс формирования капитала тесно связан с процессом создания предприятия, поскольку первоначальная стоимость оборотных средств определяется именно в момент создания величины уставного капитала. Источником формирования в этом случае выступают средства учредителей, внесенные в счет вклада в уставный капитал. В дальнейшем, минимальный размер совокупной стоимости оборотных средств покрывается за счет собственных источников формирования имущества предприятия, включающих средства прибыли, уставного, добавочного и резервного капитала, целевого финансирования.
Однако, под влиянием ряда факторов, не зависящих от хозяйствующего субъекта (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентами и др.) у организации возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах.
В том случае, когда покрытие и обеспечения указанных финансово-эксплуатационных потребностей невозможно, дополнительно привлекаются заемные средства, включающие банковские и коммерческие кредиты, инвестиционные вклады работников предприятия, средства кредиторской задолженности и устойчивые пассивы, к которым относятся оценочные обязательства и доходы будущих периодов. Этим объясняется актуальность анализа вопросов формирования оборотных средств и оценка финансовой стратегии экономического субъекта.
От эффективности использования капитала в процессе производственно-финансовой деятельности зависит ряд важнейших показателей, включающих: размер годового оборота, потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них, сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением.
Исследованиями анализа формирования капитала занимались такие ученые, как А.В. Бальжинов, С.Л. Блюмин, Л.С. Богданова, О.Л. Гальчина, Е.В. Михеев, А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова, О.В. Ефимова, М.В. Мельник и др.
Целью курсовой работы является оценка управления собственным капиталом организации.
Задачи исследования:
- изучить понятие, цель и задачи управления собственным капиталом организации;
- отразить методы и этапы анализа использования собственного капитала;
- представить общую характеристику деятельности организации;
- провести оценку собственного капитала организации.
Объектом исследования выступила ОАО «РЖД».
Предмет исследования – собственный капитал ОАО «РЖД».
Для написания данной работы были использованы такие источники, как учебные пособия, научные статьи, бухгалтерская отчетность, информационные ресурсы Интернета.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом организации
1.1. Понятие, цель и задачи управления собственным капиталом организации
Управление собственным капиталом предприятия – это комплекс действий, направленных на повышение эффективности использования собственного капитала компании.
В понятие собственного капитала входят все находящиеся в собственности фирмы средства. Собственный капитал компании применяется для того, чтобы формировать активы. У хозяйствующего субъекта есть возможность оперировать собственными средствами без условий и ограничений, без согласования с кем-либо.
Собственный капитал – это третий раздел бухгалтерского баланса. Он может быть рассчитан как валюта баланса за вычетом обязательств (краткосрочных и долгосрочных) [11, с. 56].
В составе собственного капитала выделяют следующие формы:
- Уставный капитал – это денежные средства, вносимые изначально учредителями компании (его объем фиксируется в учредительных документах, увеличение или уменьшение проводится по регламентированной процедуре или в установленных законодательством случаях принудительно);
- Резервный капитал – средства, зарезервированные под конкретные задачи (определяются законодательством и внутренними локальными документами предприятия);
- Добавочный капитал – это средства бюджетных ассигнований на увеличение оборотных активов, суммы дооценки имеющихся у предприятия внеоборотных активов и другие подобные источники;
- Специальные финансовые фонды;
- Нераспределенная прибыль – как правило, у успешно функционирующих компаний это основная статья собственного капитала. Речь идет о прибыли, которая не была поделена между учредителями или акционерами, а была направлена на развитие предприятия, вложена в его активы.
Прежде чем переходить к управлению собственным капиталом, руководители компании должны определиться с целями этого управления. Именно цели позволяют выбрать наиболее приемлемые методы и инструменты. К целям управления собственным капиталом относятся:
- обеспечение достаточного объема собственного капитала для того, чтобы реализовать основные механизмы бизнес-модели предприятия;
- обеспечение высокой рентабельности деятельности за счет эффективного вложения средств собственного капитала;
- поддержание высокой финансовой устойчивости компании путем использования ресурсов собственного капитала.
Каждая из указанных целей управления связана с кругом задач. Так, при привлечении требуемого объема капитала необходимо:
- найти источники для формирования собственного капитала. В практической деятельности чаще всего речь идет о привлечении портфельных инвестиций, поскольку собственный капитал складывается из уставного капитала, дополняемого нераспределенной прибылью и другими активами, имеющими высокую ликвидность;
- обеспечение юридической корректности сделок, связанных с привлечением собственного капитала. Широкое распространение получила регистрация активов за рубежом – не только в оффшорных зонах, но и просто в зонах с более лояльным законодательством и развитой правовой системой. Например, в Голландии и Дании механизмы защиты IT-решений и интеллектуальной собственности реализованы намного лучше, чем в России. Перед менеджерами стоит задача так зарегистрировать активы и собственный капитал, чтобы не было проблем с законом как в России, так и в стране, в которой регистрируется бизнес;
- Определение направлений вложения собственного капитала. Недостаточно просто найти инвестора – нужно еще грамотно использовать полученные от него финансовые ресурсы. Чтобы принять решения по инвестированию собственного капитала, приходится детально прорабатывать статьи расходов компании [18, с. 147].
В качестве второй цели управления собственным капиталом определено достижение заданного уровня рентабельности предприятия. Для этого ключевую роль играет эффективное инвестирование, достигаемое при решении ряда задач:
- осуществление эффективных инвестиций собственного капитала в средства производства, определяющие уровень издержек (к примеру, смена оборудования на более современное и технологичное);
- осуществление эффективных вложений в расширение рынков сбыта (к примеру, вложения в рекламу, маркетинг, брендинг, выход на международные рынки и т.д.);
- осуществление эффективных вложений в повышение производительности труда (к примеру, повышение квалификации сотрудников, обучение их новым методикам производства).
Рентабельность может быть и отрицательной – тогда она называется приемлемой убыточностью. На ранних этапах работы компании или отдельного проекта менеджеры могут сознательно работать в убыток, рассчитывая на отдачу в будущем от занятых новых рыночных ниш.
Чтобы обеспечить финансовую устойчивость, необходимо сформировать модель управления компанией – в том числе управления собственным капиталом – которая будет учитывать как заданный уровень рентабельности компании, так и исполнение обязательств. При этом руководство решает следующие задачи:
- осуществление инвестиций собственного капитала в проекты, обеспечивающие формирование устойчивых потоков дохода (к примеру, продвижение компании на рынках, характеризующихся длительными контрактами);
- осуществление инвестиций собственного капитала в резервные активы, обеспечивающие поддержание функционирование в случае кризисных явлений в отрасли или на рынке;
- осуществление инвестиций собственного капитала в диверсификацию производства и реализации продукции;
- применение собственного капитала для оптимизации структуры обязательств компании (к примеру, досрочного погашения кредитов).
При определении субъектов управления собственным капиталом важно грамотно распределить полномочия между органами управления фирмой. Их деятельность должна быть согласованной и скоординированной, в противном случае эффективность мероприятий не будет суммироваться, они могут даже противодействовать друг другу.
1.2. Методы и этапы анализа использования собственного капитала
Собственный капитал имеет стоимость, рассматриваемая с точки зрения альтернативных вариантов размещения средств или упущенной выгоды. При этом необходимо учитывать особенности формирования отдельных составных собственного капитала и, соответственно, их поэлементную оценку, способствующая выбору наиболее недорогих источников их привлечения [13, с. 15].
Несмотря на различные подходы к оценке стоимости собственного капитала в научной литературе, выделяются в качестве базовых следующие из них:
- метод дивидендов;
- метод доходов (доходный подход);
- метод оценки доходности финансовых активов компании.
1. Метод дивидендов. В соответствии с дивидендным подходом стоимость собственного капитала определяется текущей стоимостью дивидендов, которые акционеры либо получают, либо желают получить от организации, а также ожидаемыми изменениями курсовой стоимости акций. Смысл данного подхода в том, что выплата дивидендов является платой за собственный капитал.
2. Метод доходов основывается на расчете коэффициентов соотношения рыночной цены акций (Р) и прибыли, приходящейся на акцию (EPS- EarningsperShare), – коэффициента Р/Е.
Данный подход предполагает, что вся будущая прибыль будет распределена среди акционеров, что является весьма грубым приближением. Кроме того, проблемы использования данной формулы связаны с возможностью располагать информацией о рыночной цене акции предприятия и прогнозировать доходы (чистую прибыль).
Поэтому в российской практике цену собственного капитала в рамках данного подхода можно рассчитать упрощенным способом, а именно: Цена собственного капитала = Чистая прибыль : Собственный капитал
3. Метод оценки доходности финансовых активов компании.
Метод, основанный на использовании модели оценки доходности финансовых активов компании (САРМ), базируется на принципе, согласно которому требуемая норма доходности должна отражать уровень риска, который вынуждены нести собственники для того, чтобы получить указанную доходность. Он включает в себя расчет следующих показателей: ставка доходности по без рисковым вложениям, включающим в себя, как правило:
- доходность государственных ценных бумаг;
- среднерыночный уровень доходности обыкновенных акций, то есть средняя ставка доходности по всем акциям, котирующимся на фондовом рынке;
- в (коэффициент бета) – показатель систематического риска.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абанин С.Л. Определение возможности компании по самофинансированию и заемному финансированию / С. Л. Абанин // Финансы и кредит. - 2019. - № 30. - С. 69-79.
2. Баканов М.И. Теория экономического анализа : учебник для экон. вузов / М.И. Баканов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : «Финансы и статистика», 2018. - 415с.
3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М. : «Финансы и статистика», 2017. – 184 с.
4. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. – 372с.
5. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебник. - 9-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2018. - 408 с.
6. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент : учебник / Н.Б. Ермасова.- М. : «Высшее образование», 2019.- 470с.
7. Илышева Н. Н. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации / Н. Н. Илышева; С. И. Крылов // Экономический анализ : теория и практика. - 2017. - № 8. - С. 11.
8. Ионова А.Ф. Финансовый анализ : учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.- М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2018. - 624с.
9. Кельчевская, Н. Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния предприятия / Н. Кельчевская; И. Зимненко // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 1. - С. 93-99.
10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2020.- 806 с.
11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Под ред. А.И. Алексеевой.- М. : КНОРУС, 2018. – 671с.
12. Кувшинов Д. А. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия / Д. А. Кувшинов; П. И. Половцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 6. - С. 25-28
13. Мищенко А. В. Модели управления производственной деятельностью предприятия в условиях привлечения заемных средств / А. В. Мищенко; М. В. Андреева // Финансы и кредит. - 2017. - № 2. - С. 12-21.
14. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы : учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ.ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 521 с.
15. Островенко Т. К. Проблемы методики анализа финансового состояния предприятия и его информационной базы / Т. К. Островенко; Г. Д. Гребнев // Экономический анализ : теория и практика. - 2019. - № 5. - С. 48-55.
16. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2018. - 671 с.
17. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2018. – 655 с.
18. Экономика предприятия : учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 670 с.
19. Ямпольский С. М. Логистический подход к автоматизации управления оборотными средствами торгового предприятия / Ямпольский С. М. ; Шаламов А. С. // Логистика и управление цепями поставок. - 2016. - N 4. - С. 65-70.
20. Янков В. М. Запасы материальных оборотных средств: проблемы расчета / Янков В. М.// Вопросы статистики. - 2016. - N 6. - С. 45-52.