Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самосознание – одна из важнейших категорий философии и психологии, и в то же время одна из тех, которые продолжают вызывать жаркие споры, несмотря, казалось бы, на тщательное изучение всех ее аспектов.
Однако в России психология была признана самостоятельной наукой достаточно недавно, поэтому и феномен самосознания официально изучается у нас всего несколько десятков лет. К этому времени практически все базовые психологические теории самосознания личности уже были созданы американскими и европейскими учеными, в связи с чем сравнительно немногочисленные отечественные исследования в этой области основываются преимущественно на идеях и принципах зарубежных классиков.
Стремительные социальные изменения в XXI веке поставили перед учеными-исследователями всего мира новые задачи и проблемы, раскрыли новые перспективы и возможности развития самосознания. В контексте современного социального и экономического положения востребованы личности, умеющие ставить цели и ответственно подходить к их достижению, способные к рефлексии и постоянному самосовершенствованию в работе и творчестве, люди с адекватной самооценкой и позитивным отношением к окружающему миру. Все перечисленные качества характеризуют высокий уровень самосознания личности.
Одна из проблем феномена самосознания, по признанию современных исследователей, заключается в его трудноуловимости для научной интерпретации и эмпирического исследования. Именно по этой причине в научной литературе и по сей день нет единства ни в использовании формулировок терминов, ни в описании самого феномена «самосознание».
Очевидная необходимость дальнейшего изучения феномена самосознания вкупе со сложностью его исследования и эмпирического измерения делает тему настоящей работы действительно востребованной и актуальной.
Цель исследования – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности.
Объект исследования – сознание как психическое явление.
Предмет исследования – самосознания личности и его функции.
Задачи исследования:
1) рассмотреть подходы к понятию самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии;
2) изучить структурные элементы и уровни самосознания;
3) выявить функции самосознания личности;
4) проанализировать процесс формирования и развития самосознания личности;
5) рассмотреть методы изучения самосознания личности;
6) провести на практике одну из диагностик самосознания личности, представить и проанализировать результаты.
При написании курсовой работы был использован общенаучный метод, который включает в себя анализ психологической литературы по вопросам самосознания личности и его функций.
Вопрос самооценки личности привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей . Так, в работах Б. Г. Ананьева, В. С. Басюка, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Скворцова, А. Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В работах И.С. Кона успешно соединены философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФУНКЦИЙ
1.1. Подходы к определению самосознания личности
На первый взгляд, понятие самосознания личности настолько привлекает научный интерес исследователей разных областей научного знания (хотя речь, конечно, в первую очередь идет о психологах) и разного уровня – от будущих бакалавров до признанных профессоров, что должна быть уже тщательно и досконально изучена. Однако и сейчас феномен самосознания остается загадкой, открывающей все новые тайны и ставящей перед людьми все новые вопросы. Особенно явно это видно по количеству различных подходов к определению самого понятия самосознания.
В контексте бытийного существования личности категория самосознания характеризуется как особое, специфическое явление психики, не равное знанию совокупности законов и свойств внешнего мира, физических и психологических качеств человека [15, с. 14].
Первое понимание того, что личность может исследовать сама себя как мыслящее существо, появилось в трудах европейских философов в середине XVII века. Исследователи отмечают, что самосознание в философии традиционно определяется как всеобъемлющее смысловое единство мира, единство внутреннего и внешнего [5, с. 4].
В психологии самосознание как область научного познания актуализировалось в начале XIX века в Европе и США. Первые эмпирические исследования самопознания основывались на главенствующих в науке философских идеях. Однако они содержали интересные наблюдения, вызвавшие жаркие споры среди ученого сообщества и давшие мощный стимул для дальнейшего изучения этого феномена.
Постепенно понятие «самосознание» стало использоваться в трудах ученых всего мира, стремившихся к его разгадке и глубокому изучению проблемы «Я». В результате к середине XX века было опубликовано около двух тысяч психологических исследований, посвященных этому сложному неоднозначному явлению. Указанные работы освещали сущность, природу, структуру и содержание феномена самосознания личности, для которого практически одномоментно появились обозначения «Эго», «Самость», «Система Я», «Восприятие Я», «Репрезентация Я», «Образ Я», «Я - концепция», «Картина-Я» [5, с. 5].
Самосознание представляет собой настолько сложное и многоуровневое явление психики, что позволяет каждому исследователю вкладывать в его содержание свой собственный жизненный опыт и принципы тех теоретических позиций, которых он придерживается. Это, вероятно, и породило множество подходов к определению понятия «самосознание».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема самосознания личности - это одна из центральных философских и психологических проблем. Продуктивное решение этой проблемы заключается в развитии способности к сознательной самоорганизации и самореализации личности. Личности, способной правильно «проектировать и строить самого себя» на основе самопознания и осознания своей роли в жизни общества и в мире в целом.
Самосознание является венцом развития сознания. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. При этом мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Для поддержания у человека представления о себе как о постоянном, нерушимом, устойчивом целом необходима непрерывность его переживаний во времени: помнить о прошлом, переживать настоящее, строить планы на будущее.
В результате теоретического изучения научной литературы в рамках настоящей работы в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы.
1. В зарубежной и отечественной литературе не существует единой теории самосознания личности, исследователи предпочитают формулировать собственные подходы к определению этого понятия. При этом основные отечественные подходы сформированы на основании зарубежных исследований.
2. Самосознание представляет собой сложное психическое явление, в котором выделяются компоненты, элементы, формы и уровни, впрочем, наполняемые исследователями несколько различным содержанием.
3. Самосознание призвано обеспечивать в существовании человека ряд функций, через которые раскрывается его сущность. Выделяют следующие основные функции: адаптационная (приспособительная). регулятивная, развития и самосовершенствования, экзистенциальная, интегративная. защитная.
4. Самосознание проходит процесс формирования и развития, начиная с самого рождения и до смерти человека.
5. Единого метода изучения самосознания как целостной структуры на данном этапе не существует. Самосознание характеризуется через диагностику его структурных элементов, которые представляется более реальным привести к количественным показателям.
6. Практическое применение одной из диагностик показало, что исследуя один из компонентов самосознания и обладая знаниями о связанных с ним других компонентах, можно дать достаточно развернутую характеристику всей личности испытуемого. А также составить прогноз дальнейшего развития личности и при необходимости составить программу психологической помощи.
Таким образом, цель настоящей курсовой работы достигнута.
Самосознание – сложное психологическое явление, такое широкое, что его границы пока четко в научной теории не определены. Для более глубокого, детального изучения феномена самосознания личности с учетом специфики конкретных областей знания, существует тенденция деления самосознания на отрасли. Так, активно изучаются нравственное самосознание, правовое самосознание, моральное самосознание, гражданское самосознание. Более детальное их исследование и создает новую тенденцию развития психологии.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-272-00289-Х. – Текст : непосредственный.
2. Баклушинский, С. А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Социальная психология : хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Аспект Пресс, 1999. – С. 356-363. – ISBN 5-7567-0236-9. – Текст : непосредственный.
3. Басюк В. С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии / В. С. Басюк. – Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. – 202. – №5. – С. 15-28. https://elibrary.ru/item.asp?id=17800544 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Педагогика, 1986. – 240 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006673647 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
5. Гаджимурадова, З. М. Самосознание личности : теории, аспекты и методы исследования : монография. ДГПУ / З. М. Гаджимурадова, Ж. Т. Курбанова. – Москва : Парнас, 2018. – 236 с. – ISBN 978-5-4326-0109-4. – URL: https://www.biblioonline.ru/bcode/433019 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Текст : электронный.
6. Джеймс, У. Психология : Пер. с англ. / У. Джемс. – Москва : Гаудеамус : Акад. Проект, 2011. –316 с. – ISBN 978-5-98426-093-0 (Гаудеамус). – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004951014 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
7. Егорычева, И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Егорычева Ирина Дмитриевна ; Московский психолого-социальный университет. – Москва. – 2012. – 47 с. – Библиогр.: с. 45–47. – URL: https://search.rsl.ru/ru/view/01005012345?redirect=http%3
A%2F%2Fdlib.rsl.ru%2Frsl01005000000%2Frsl01005012000%2Frsl01005012345%2Frsl01005012345.pdf (дата обращения: 03.05.2021). - Режим доступа: Российская электронная библиотека. - Текст : электронный.
8. Кон, И. С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – Москва, 1984. – 182. – ISBN 5-01-002213-3. – Текст : непосредственный.
9. Корнилова О. А. Идентичность личности в структуре самосознания : этнический аспект / О. А. Корнилова, А. П. Артюков, Е. А. Василевская. – Текст : электронный // Наука о человеке : гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (37). – С. 73-80. https://elibrary.ru/item.asp?id=41489866 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 334 с. – ISBN: 5-89357-113-4, 978-5-89357-113-4. – Текст : непосредственный.
11. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность : Пер. с англ. / А. Г. Маслоу. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999. – 479 с. – ISBN 5-80710016-6. – Текст : непосредственный.
12. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 110 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001574973 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
13. Мухина, В. С. Личность: мифы и реальность : альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты / В. С. Мухина. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Нац. кн. центр, 2014. - 1084 с. – ISBN 978-5-4441-0157-5. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008858333 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 705 с. (Мастера психологии). – ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст : непосредственный.
15. Скворцов, Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия / Л. В. Скворцов. – Москва : Политиздат, 1989. - 317 с. – ISBN 5-250-00323-0. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001478821 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
16. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Москва : Политиздат, 1972. – 303 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007461272 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
17. Столин В. В. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев, В.С. Аванесова. – Санкт-Петербург : Изд-во «Речь», 2000. – 440 с. – ISBN 5-9268-0026-1. – Текст : непосредственный.
18. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк - Москва ; Назрань, 1998. - 701 с. (Классики зарубежной психологии). – ISBN 5-15-000894-X (В пер.). – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001812102 (дата обращения: 07.05.2021). - Режим доступа: Российская государственная библиотека. – Текст : электронный.
19. Фрейд, З. Введение в психоанализ : Лекции / З. Фрейд. – Москва : Наука, 1991. – 456 с. – ISBN 5-02-013357-4. – Текст : непосредственный.