Фрагмент для ознакомления
2
Правовой статус человека представляет из себя общий комплекс прав, свобод и прямых обязанностей индивидума, владеющий системно-иерархическими чертами и качествами, во многом обусловленными системой и иерархией источников права, также отличительными чертами правового регулирования и соответствия источников права в масштабах точной правовой системы.
Иначе говоря, под правовым статусом личности нужно понять нормативно прикрепленное положение индивида в сообществе, где законодательством прикреплены его права, свободы и обязанности, которые, в свою очередь, в обязательном порядке гарантированы государством.
Характеризуя понятие «конституционно-правовой статус личности», ряд научных работников вводят наиболее обширное его понятие, понимая под ним «совокупность общепризнанных мерок конституционного права, а еще теоретических представлений конституционно-правовой науки, предметом которых являются права, свободы и повинности личности».
Россия, выступая равноправным партнером заграничных стран на мировой арене в сфере обеспечивания прав и свобод жителя нашей планеты, считается участником множественных интернациональных организаций, которые занимаются трудностями, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивидума, такому как иноземных жителей. Из числа этих организаций надлежит отметить Организацию Объединенных Наций (Комитет по правам человека, ЮНЕСКО), Совет Европы (Суд по правам человека), Компанию по защищенности и сотрудничеству в Европе. Наша родина в масштабах названных организаций пропагандирует главенство прав и свобод человека на своей земли, устремляясь к всеобщему положительному восприятию правового статуса личности, что способствует развитию высокой гуманистической культуры всего мирового сообщества.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, присутствующих в нашей стране, также пребывает под пристальным вниманием Русского государства. Во многом благодаря этому ч.4 ст. 15 Конституции России учитывает, собственно общепринятые основы и нормы международного права и международные договоры России считаются деталью ее правовой системы, другими словами закрепляется приоритет международного законодательства над законодательством нашей страны. Также, преамбула Федерального закона «О международных договорах России» определяет, что международным договорам принадлежит немалая роль в охране ключевых прав и свобод личности.
Подобная позиция находится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О использовании судами общей юрисдикции общепринятых основ и норм международного права и международных договоров России»: «...права и свободы человека согласно общепринятым принципам и нормам международного права, а еще международным договорам Российской Федерации считаются конкретно действующими в пределах юрисдикции России. Они характеризуют значение, содержание и применение законов, деятельность законодательной, а также исполнительной власти, местного самоуправления и находят поддержку в правосудии»
Следовательно, правовой статус жителей других стран в России регулируется и государственным, и международным законодательством.
Из числа международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение личности, в том числе иностранцев, нужно обозначить следующие нормативные правовые акты: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.), Декларацию о территориальном убежище (14 декабря 1967 г.), Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, где они проживают, Конвенцию о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), Конвенцию о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.). Эти и прочие международные нормативные акты характеризуют основы правового подхода к формированию института гражданских прав на территории стран, которые считаются участниками этих документов.
В 1945 году Устав ООН, будучи многосторонним договором, в первый раз в истории заложил базис для становления взаимодействия между странами в области обеспечения и охраны прав человека. Помимо всего этого, на любое государство, подписавшее его, он возложил юридическое обязательство исполнять основные права и свободы личности. Следует отметить, собственно этот документ не имеет дифференциации людей по типу их государственной принадлежности, другими словами характеризует правовое положение личности в целом, невзирая на гражданство конкретного лица либо категории лиц. Но закрепление самого списка основополагающих прав и свобод человека было совершено лишь по истечении 3 лет путем принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.
Вышеуказанная Декларация обозначила список гражданских, политических, экономических и общественных прав, хотя в связи с тем, что она принята в виде резолюции ООН, она носила только рекомендательный характер. Впрочем именно в данный момент в международной правоприменительной практике Всеобщая декларация прав и свобод принимается и выступает в виде правового обычая, в следствии этого почти все демократические страны в собственном внутреннем законодательстве непременно закрепляют права и свободы, предусмотренные настоящим документом, что подтверждает обязательность установленных Декларацией правовых норм. Россия также не является исключением из общего правила.
Так же, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт о экономических, общественных и культурных правах, принятые 19 декабря 1966 года, совместно с Факультативными протоколами к ним, выражают собой как бы кульминацию определения на международном уровне деталей института прав и свобод личности.
Вышеуказанные международные нормативные правовые акты имеют единую черту: они предугадывают, что основные права и свободы человека обязаны соблюдаться без дискриминации, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических либо других убеждений, государственного или же общественного возникновения, имущественного положения, рождения или же каких-то иных событий. Данное касается не только жителей конкретной страны, но и присутствующих в этом государстве лиц, не имеющих гражданства, - жителей других стран.
Надлежит особо отметить, что нормативными правовыми источниками правового статуса лица, не являющегося российским гражданином, в России вместе с международными правовыми актами считаются согласно с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормы внутреннего законодательства, например Основной Закон .
Единый расклад конституционной науки к определению правового положения иностранного гражданина либо лица, не имеющего гражданство закреплен в ч.3 ст. 62 Конституции РФ. Согласно этой правовой норме, иностранные жители и лица, не имеющие гражданства, пользуются в России правами и выполняют прямые обязанности наравне с гражданами РФ, помимо случаев, определенных федеральным законом либо международным договором РФ .
Как уже отмечалось выше, именно в данный момент главным нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан, а также лиц не имеющих гражданство на территории России, изданным во исполнение положений Конституции России, считается Закон № 115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в России», и еще Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранцев и лиц не имеющих гражданство в России».
Процесс принятия Закона № 115-ФЗ был чрезвычайно длительным и сложным. 24 июня 1997 г. он был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ (затем - Дума), хотя потом был отклонен Советом Федерации Федерального Собрания России с созданием согласительной комиссии. В последствии полугодичной доработки текста Закона № 115-ФЗ согласительной комиссией он был снова принят Думой и опять отклонен Советом Федерации с созданием очередной такой комиссии. В начале июля 1998 года этот Закон был одобрен Советом Федерации, но Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вернул Закон № 115-ФЗ в Думу без рассмотрения, потому что в пакете представленных к внесению документов отсутствовало решение Правительства России.
Следовательно, рамки конституционно-правового статуса иностранных граждан состоят из ограничительных и запретительных мер, закрепленных в самом Законе. К примеру, Закон № 115-ФЗ достаточно полно определяет порядок доступа жителей других стран на территорию России, характеризует порядок учета и контроля над их проживанием, вводит лимитирования, связанные с трудовой деятельностью жителей других стран, и еще законодательно определяет институт принудительной высылки иностранных граждан, что называется депортацией, с территории России.
Невзирая на собственный ограничительно-запретительный характер, Закон № 115-ФЗ, как указывалось выше, имеет ряд правовых институтов, которые до этих пор отсутствовали в русской конституционной науке, к примеру, институт временного проживания, также институт прохождения армейской службы не гражданами Российской Федерации. Внедрение этих правовых институтов принимается населением достаточно разнообразно, поскольку у всевозможных общественных групп присутствуют личные позиции на данные имеющиеся вопросы.