Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ириней Лионский (Εἰρηναῖος) – выдающийся христианский богослов, отец Церкви, епископ Лионский (177/78). Умер он, предположительно, в годы правления императора Септимия Севера, гонителя христиан. Ириней Лионский является автором сочинений «Обличения и опровержения лжеименного знания» («Ελεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως») в 5-ти книгах, сокращенное название которого известно как «Против ересей», Adversus haereses (apud Hier. De vir. ill. 35), направленного преимущественно против гностических течений в христианстве. Среди его утраченных сочинений, по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского, имелось некое полемическое сочинение «О познании» (Περὶ ἐπιστήμης), направленное против язычников. Также ему, по свидетельству Фотия, ошибочно приписывали авторство трактата «О сущности Вселенной», который принадлежал его ученику Ипполиту Римскому.
1 Основные положения сотериологии Ирения Лионского
Творческая деятельность Ирения Лионского пришлась на последнюю четверть II века . И она в полной мере отражает ту напряженную атмосферу противостояния между ранним христианством и языческим миром. В первое время эта борьба носила прямой характер, и была связана с непосредственной защитой христианского учения от обвинений, выдвигающихся против него языческими мыслителями, и протекала, преимущественно, в рамках античной философии, язык которой был понятен образованным людям того времени. Христианские апологеты ставили совей целью показать, что христианское учение является достоверной и истинной философией. При этом истины христианства излагались в общей форме, а ряд его аспектов его не было разработано.
Однако, необходимо принять во внимание тот факт, что ранее христианство не представляло собой некое целостное учение, а состояло из различных равноправных направлений, между которыми велась ожесточенная борьба. Наиболее были распространены гностические направления, которые совмещали христианское учение с элементами языческой философии. Они, несомненно, представляли угрозу для формирующихся ортодоксальных направлений, претендующих на обладание абсолютной истиной.
Ирений Лионский является одним из самых ярких христианских писателей антигностиков. Он называл гностические учения лжеименным знанием, и весь свой незаурядный талант направил на борьбу с гностическим христианством. Он не просто понял основные задачи формирующегося ортодоксального церковного учения, но и наметил путь их разрешения. Он считал важной не полемику с представителями гностических учений, но раскрытие истин Священного Писания и важнейших истин ортодоксального христианского учения. На этом пути, как он полагал, должна обнаружится антихристианская сущность гностических учений.
В своих богословских трактатах Ирений Лионский особое внимание уделяет источникам христианского учения и апостольскому преданию. Но, вместе с тем, оно содержит важное для церковной мысли учение о спасении.
Основой сотериологического учения Ирения Лионского является положение о том, что христианство раскрывает перед человеком путь реального спасения от греха и рабства Диаволу, и что спасения неразрывно связано с пришествием в мир Иисуса Христа. Ирений Лионский был первым в истории церкви богословом, подчеркнувший исключительное значение личности Иисуса Христа в деле спасения человека. Сотериология Ирения Лионского исклбчительно христоцентрична.
2 Анализ сотериологии Ирения Лионского
2.1 Учение о рекаптуляции
Для Ирения Лионского тема спасения и искупления человеческого рода является центральной, и красной нитью проходит через его богословского наследия . Историю человечества Ирений видит как историю спасения, центром которой является личность Иисуса Христа , .
Сотериологический образ Христа – второго Адама, Ирений заимствовал у ап. Павла. Исходя из него, он развил учение о двух Адамах, сделав его неотъемлемой часть своего богословия. При этом акцент делается не только на смерти и воскресении Христа, но и на акте его Боговоплощения. Здесь св. Ирений следует евангелисту Иоанну Богослову.
Источником сотериологического учения Ирения Лионского, как неоднократно упоминалось выше, является сама личность Иисуса Христа, которая является центральной фигурой в истории человечества . Благодаря этому Христос и Адам неразрывно связаны. Бог поставил перед Адамом цель, которую выполнил второй Адам . Христос своей жизнью реализовал то состояние человека, которое утратил первый человек .
Учение Ирения Лионского об искуплении, в котором Христос предстоит как второй Адам, называют учением о рекапитуляции . Довольно сложно выяснить этимологию этого слова (лат. recapitulatio; греч. ἀνακεφαλαίωσις – «перевозглавление»). Данное слово может означать сведение к единству путем краткого повторения или краткое резюме рассказа , . Таким образом, рекапитулировать означает повторять обобщать, заключать и подводить итог. Этот термин был заимствован из риторики, но Ирений наделил его богословским смыслом .
2.2 Основные выводы из учения о рекапитуляции
В учении о рекапитуляции св. Ирения Лионского можно выделить два основных аспекта: первый аспект – исправления последствий Адамово грехопадения; второй аспект – приведение человечества в единство с Богом и сообщения ему совершенства и дарования ему вечной жизни. Эти аспекты не следует понимать в смысле временной последовательности, где одно следует за другим, но только в неразрывном единстве. Указание на оба аспекта содержатся в высказывании св. Иринея о Христе, истинном Боге, «перевозглавляющем» в Себе древнее творение человека (hominis antiquam plasmationem in se recapitulans), чтобы убить грех, уничтожить смерть и оживить человека».
Адам, в результате грехопадения уклонившись от пути, предначертанным его Богом, оказался не способен своими силами достичь бессмертия. Поступок Адама было только отступление от пути к совершенству, которое ему еще предстоит достичь.
Заключение
Святой Ирений Лионский является одним из первых отцов Церкви, кто попытался наиболее полно изложить христианское учение о спасении и искуплении. В посланиях апостолов не содержится детального учения о спасении и искуплении. Но для Ирения Лионского тема спасения и искупления стала центральной в его богословии. История человечества понимается им как история спасения, центральной фигурой которого является Христос.
Ирений Лионский называет Христа вторым Адамом, образ которого он заимствовал из посланий ап. Павла. В данном случае Ирений делает акцент не только на искупительном подвиге и воскресении Христа, но и его боговоплощении, с которым оно тесно связано.
Учение Ирения Лионского об искуплении, в котором Христос предстает как второй Адам, называется рекапитуляцией. Богословский смысл этого термина, который был заимствован Ирением из риторики, означает собирание всего творения в Иисусе Христе и соединение его с Богом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Скурат К.Е. Сотериология святого Иринея Лионского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/soteriologija-svjatogo-irineja-lionskogo/ (дата обращения 05.05.2021).
2. Лионский Ирений. Против ересей, кн. IV, гл. 41, § 2 / Ирений Лионский. - СПб.. – 1900. - 441 с.
3. Там же, кн. I, гл. 2.
4. Там же, кн. IV, гл. 41, § 3, 441 с.
5. Каплан Илья. Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского [Электронный ресурс]. – https://bogoslov.ru/article/4278505 (дата обращения 05.05.2021).
6. Иларион (Алфеев), митр. Православие. Т.1. / митр. Иларион (Алфеев) – М.: Издательство Сретенского Монастыря. - 2009. – С. 864.
7. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви / Л.П. Карсавин – M.: МГУ. - 1994. – С. 176.
8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие / прот. Мейендорф И. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Клин: Фонд «Христианская жизнь». - 2001. – С. 448.
9. Никифоров М. В. Ириней, еп. Лионский. // Православная энциклопедия. Т.26. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - 2011. – С. 422-441.
10. Попов И.В . Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского / И.В. Попов. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1904 – С. 94.
11. Grand R.M. Irenaeus of Lyons / R.M. Grand. – London: Routledge. - 2009 – P. 170.
12. Minns D. Irenaeus: An Introduction / D. Minns. – London: Т&T Clark. - 2010. – P. 177.
13. Mozley J.K. The Doctrine of the Atonement / J.K. Mozley. – N.Y.: Charles Scribner’s Sons. - 1916. – P. 236.
14. Osborn E. Irenaeus of Lyons / E. Osborn. – Cambridge: Cambridge University Press. - 2003. – P. 308.
15. Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition / N. Russell. – Oxford: Oxford University Press. - 2004. – P. 418.
16. Turner, H.E.W. The Patristic Doctrine of Redemption. A Study of the Development of Doctrine during the First Five Centuries / H.E.W. Turner. – London: A. R. Mowbray & Co. Limited. - 1952. – P. 124.
17. Там же, P. 62.