Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Истоки культурологии следует искать в XVIII веке, получившем название эпохи Просвещения. Именно в этот период рассмотрение понятия «культура» встает на научную основу, в развитие культуры начинает рассматриваться как единый процесс, обладающий определенными закономерностями.
Одним из таких мыслителей, задумавшихся о сущности культуры и закономерностях ее развития, был яркий представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Гердер проявил себя во многих областях гуманитарной мысли: он является основоположником историософии; создателем оригинальной теории языка; рад исследований мыслителя посвящен фольклору.
Хотя культурология как наука зарождается только в XX веке, многие исследователи считают именно И.Г. Гердера первым культурологом, вполне справедливо полагая, что именно он сформулировал проблему культуры как теоретического знания.
Важнейшим сочинением мыслителя, где он излагает свою теорию культуры, являются «Идеи к философии истории человечества». В данной работе рассматривается история развития человечества в целом. Кроме того, здесь тесно переплетаются такие науки, как география, зоология, поэзия, история, философия, этнография и др. «Идеи к философии истории человечества» Гердера представляют собой одну из первых попыток дать целостный обзор истории мировой культуры и попытаться выявить закономерности ее развития.
В настоящее время интерес не утихает интерес к вопросам культуры, закономерностям ее развития. Особую актуальность приобретает вопрос о прогрессе культуры, возможен ли он в принципе или нет? В данной ситуации представляется весьма актуальным обратиться к наследию И.Г. Гердера. Вполне возможно, что именно в творчестве одного их первых культурологов мы сможем найти ответы на эти вопросы.
Степень разработанности проблемы: По сравнению с творчеством других немецких просветителей, творчество И.Г. Гердера в отечественной библиографии исследовано не столь фундаментально.
В России идеи Гердера пользовались огромной популярностью, интерес к его творчеству возник еще при жизни мыслителя. У многих известных отечественных историков, писателей, поэтов можно было встретить мысли по поводу теории культуры Гердера. Поэтому в дореволюционной России было издано достаточно большое количество статей и книг, посвященных творчеству И.Г. Гердера. Однако, с тех пор они не переиздавались и стали библиографической редкостью.
В советский период к творчеству Гердера, а тем более к его теории культуры обращались не так часто. Появляющиеся работы были посвящены в основном философии и литературе. Среди данных работ следует отметить статью В.М. Жирмунского «Жизнь и творчество Гердера», в которой автор анализировал основные труды Гердера, а так же выявлял его значение для отечественной культуры.
Труд самого Гердера «Идеи к философии истории человечества» были изданы в нашей стране в 1977 году. Издание было снабжено большой вступительной статьей А.В. Гулыги «Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» Затем труд Гердера несколько раз переиздавался, последнее издание относится к 2013 году.
В книге А.В. Гулыги «Гердер», изданной в 1975 года, дается общая характеристика жизни и творчества мыслителя, рассматривается полемика Гердера с Кантом. Однако, теория культуры в данной работе не получает должного освещения. В силу идеологического гнета автор совершенно не рассматривает религию, которая для Гердера является первоосновой культуры.
В постсоветское время вышло небольшое количество изданий, посвященных рассмотрению творчеству И.Г. Гердера с точки зрения теории культуры. В основном это статьи в периодических изданиях. Следует так же отметить диссертационное исследование Е.В. Жуковой, где рассматривается влияние Гердера на философскую и культурологическую мысль в России.
На сегодняшний день не существует фундаментального монографического исследования, посвященного теории культуры И.Г. Гердера, а существующей литературы явно недостаточно. Поэтому тема данного исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: рассмотреть теорию культуры И.Г. Гердера.
Задачи исследования:
• Охарактеризовать творчество И.Г. Гердера в контексте эпохи Просвещения;
• Охарактеризовать понятие культуры и рассмотреть ее развитие в творчестве И.Г. Гердера;
• Проанализировать основные элементы культуры на примере религии, искусства и языка;
1. Творчество Гердера в контексте эпохи Просвещения
XVIII век, в который жил и творил И.Г. Гердер, получил название эпохи Просвещения. Родиной Просвещения была Англия, там новая эпоха начинается уже в конце XVII века (с промышленной революции 1689 г.) К середине XVIII века Просвещение перемещается во Францию и заканчивается политической революцией во Франции, философской и эстетической в Германии.
XVIII столетие осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступивших после более чем тысячелетней ночи средневековья. Девиз эпохи – все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени.
Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. При этом просветители апеллируют не просто к разуму – ведь к разуму обращалась и метафизика XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез». Просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел. Всепроникающий разум – главенствующая черта, определяющее качество человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова Г.А. Анализ народа и народной культуры в гуманитарной мысли Запада (XVIII-XXI века)// Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2010. – №590. - с.96-108
2. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. – СПб.: Наука, 2011. – 963 с.
3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 760 с.
4. Григорьева Л.И. «Идеи к философии истории человечества» И.Г. Гердера для современного культуролога. // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – Том 27(66). – 2014. - с.42-49
5. Горбатов Л. Взгляды И.Г. Гердера на драму и театр // Ученые записки Глазовского педагогического института, 1958. - Вып. 7. - с. 187-195.
6. Гулыга А. В. Гердер. - М.: Мысль, 1975. - 184 с.
7. Гулыга А.В. Гердер и его «Идеи к философии истории человечества»// Гердер Иоганн Готфрид Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука. - 1977. - 703 с.
8. Жаткин Д.Н. Художественная философия И.Г. Гердера в творческом осмыслении А.А. Дельвига. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2007. – №2. - с.59-64
9. Жирмунская Н.А. Историко-философская концепция Гердера и историзма Просвещения. //XVIII век. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. – 1981.- том 13. - с.91-101
10. Жирмунский В. Жизнь и творчество Гердера // Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л.: Художественная литература, 1972. - С. 209-276.
11. Жукова Е.П. Гердер и философско-культурологическая мысль в России. Автореф. дисс. канд. культурологии: 24.00.01. - М., 2000. – 23 с.
12. Жукова Е. П. Гердер и философско-культурологическая мысль в России . – М.: Университетская книга, 2007. – 218 с.
13. Кузнецов И. Н. И.Г. Гердер и французские просветители: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.03. - М., 1989. – 12 с.
14. Культура эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1993. – 255 с.
15. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 566 с.
16. Лесогор Н.В. Поэтика эпоса в трудах И.Г. Гердера: Гомер и Данте. // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – Вып. 306. - с.11-14
17. Парфенов О. В. Философия истории Иоганна Готфрида Гердера: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: 09.00.03. - Екатеринбург, 2004. - 26 c.
18. Самылов О. В. Становление историзма в философии немецкого просвещения (Иоганн Гердер). – СПб.: СПбГУСЭ, 2011. - 159 с.
19. Сидорина Т.Ю. Географическая обусловленность особенностей трудовой деятельности (Ш. Л. Монтескье и Г. Г. Гердер). // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2015. – №4. - с.104-113
20. Шубарт В. Европа и Душа Востока. – М.: Альманах Русская идея». – Вып 3. - 2000. – 448 с.