Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности приводит к тому, что дети с самого раннего возраста становятся их активными пользователями. Развитие индустрии компьютерных игр ставит перед педагогами и родителями новые вопросы о том, какое влияние они оказывают на личность ребенка младшего школьного возраста.
Стремительное развитие компьютерных технологий в последнее время накладывает еще малоизученный отпечаток на личностное развитие младшего школьника. Огромный поток быстро сменяющейся новой информации, масштабное производство компьютерных технологий, к примеру, индустрия компьютерных игр, оказывает большое, но неоднозначное влияние на современное подрастающее поколение.
Структура досуга существенно поменялась, т.к. компьютер приобрел сочетательные функции книги, телевизора, DVD приставки, музыкального центра и т.д.
Количество детей и подростков, умеющих достаточно хорошо пользоваться компьютерными программами, играть в компьютерные игры, постоянно увеличивается. Отрицательным следствием данного явления выступает формирование компьютерной зависимости. Ученые-психологи обозначают данный феномен как подвид эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная аддикция - пристрастие к занятиям с применением компьютера, которое способствует резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема влияния компьютерных игр на личность подростков рассматривалась в трудах А. Г. Асмолова, В.В. Абраменковой, Ю.Д. Бабаевой, А.Н. Григорьева, Ю.М. Евстигнеевой, А.Б. Литвина, Т. О’Лири, А.И. Серавина, С.А. Шапкина и др.
Объектом исследования является механизм компьютерной зависимости подростков.
Предметом исследования является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Цель курсовой работы – исследовать компьютерную зависимость и интернет зависимость подростков.
Задачи:
-рассмотреть понятие и виды компьютерной зависимости;
-определить особенности кибераддикции в подростковом возрасте;
-проанализировать развитие компьютерной зависимости;
-дать рекомендации по профилактике компьютерной игровой зависимости.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальные методики, количественные статистические методы обработки данных.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность профилактики компьютерной зависимости у подростков.
Практическая значимость заключается в том, что курсовая работа может быть использована в работе школьных психологов, классных руководителей в процессе профилактики компьютерных аддикций у подростков.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе
1.1. Понятие и виды компьютерной зависимости
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Персональный компьютер помогает современному человеку не только в работе, в учебе, но и в проведении досуга. Все большее распространение и популярность приобретают компьютерные игры.
Психологи, педагоги, родители особенно обеспокоены чрезмерным увлечением компьютерными играми детей. Компьютерная игра занимает сегодня значительное место в жизни подростков и существенно влияет на процесс формирования и развития его личности.
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Исследования отечественных психологов Л. С. Выготский [7], Д. Б. Эльконин [22], М. И. Лисина [10] показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством развития личности и в подростковом возрасте.
В современном обществе компьютерные технологии получают все большее распространение. Это глобальная тенденция мирового развития последних десятилетий.
Существует множество мнений о влиянии игровых технологий на личность подростка. В последнее время ученые все чаще обращаются к проблеме негативных последствий, возникающих в подростковом возрасте в результате чрезмерного увлечения детьми компьютерными игровыми программами.
Так, в своих исследованиях Е. Н. Волкова указывает на такие негативные последствия, как неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями, одноклассниками, уход от реальности[6].
А.Г. Шмелев отмечает такой негативный фактор, как развитие инфантильного поведения у подростков, к которому приводит увлечение компьютерными играми типа «3D-action» [20].
Многие ученые, изучающие влияние компьютерных игр на подростков говорят о возникновении психологической зависимости.
По мнению И. Ю. Блясовой виртуальная реальность - это электронное ЛСД (психоактивное вещество). Нарушается основная функция психики, вместо реального мира она начинает отражать виртуальный [5].
Е. В. Шавыркина определяет компьютерную зависимость как, пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения подростков с другими людьми. Она говорит, что признаком компьютерной зависимости является не время, которое подросток проводит за компьютером, а сосредоточение его интересов вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности[19].
С. Гринфилд, специалист в области психологии, нейропсихологии и фармакологии, выступившая на семинаре в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости, пришла к выводу, что длительное сидение перед компьютером может также негативно сказаться на структуре головного мозга подростка и привести к физиологическим изменениям. «Экранные технологии приводят к возбуждению, активируя мозговые системы, связанные с зависимостью и наградой. В результате ребенка привлекает только игра, больше его ничего не интересует» [8].
Е. И Лобастова считает, что компьютерные игры вытеснили традиционные, которые так важны для психического становления и личностного развития подростков [11].
Таким образом, влияние компьютерных игр на личность подростков в различных исследованиях ученых неоднозначно. Большинство сведений о влиянии игр на неокрепшую психику и растущий организм ребенка данного возраста противоречивы. Однако проблема негативного воздействия компьютерных игр на личность подростков возраста существует, и решать ее нужно совместными усилиями ученых, педагогов и родителей.
Признаки психологической зависимости, проявляющиеся в детстве, во многом определяют дальнейший жизненный путь человека и могут быть неосознаваемым двигателем поступков и жизненных выборов.
Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций, с другой стороны, он может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они сопутствуют реализации аддиктивного поведения. Человек постоянно балансирует между потребностью к доминированию в силу жесткости отстаивания своих интересов и не признанностью окружающих, что способствует большому количеству конфликтных отношений.
Бегство в «Другие миры» применяется человеком, но представляет собой иллюзорный способ решения конфликтов, с которыми он сталкивается в реальной жизни. Зависимая личность прибегает к избеганию проблем как главному способу их преодоления.
Особенно подвержены формированию компьютерной зависимости подростки и юношество.
У подростков, прикованных к компьютеру, нарушается социальная адаптация, им становится трудно находить общий язык с окружающими людьми. Такие социально значимые вещи, как учеба, семья перестают иметь для них значение. Происходит негативное влияние на учебную, социальную сферы деятельности. Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как виртуальную. Это приводит к чувству вседозволенности, подросток перестает ценить как свою, так и чужую жизнь.
В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком мира в том виде, который придумывает сам. И тогда возникает соблазн изменить повседневную действительность, которая требует ежедневной борьбы, на виртуальное существование и виртуальное общение. Настоящие фанаты компьютерных игр готовы играть по 30-50 часов в неделю, ежедневно посвящая игре до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пребывание в виртуальной реальности изменяет состояние человека.
1.2. Особенности кибераддикции в подростковом возрасте
Подростковый возраст занимает одну из важнейших фаз в процессе становления личности человека, занимая переходную стадию между детством и юностью.
Ряд авторов (С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская, О.Е. Чапова, М.О. Носатова) определили, что компьютерная зависимость свойственна детям, у которых в семье нарушены детско-родительские отношения. Дети чувствуют недостаток общения, им не хватает тесных эмоциональных связей и взаимопонимания с родителями. Зачастую родители сами способствуют формированию игровой зависимости у подростка[1].
Это обусловлено тем, что они выбирают неверную стратегию воспитания и полностью предоставляют подростку свободу в общении с компьютером, тем самым освобождая себя от необходимости воспитывать своих детей. Дети, не получая нужного внимания, заботы и ласки от родителей, компенсируют их с помощью компьютерных игр. Игры дают им эмоции и позволяют чувствовать себя кому-то нужными.
Риску развития игровой компьютерной зависимости подвержены подростки, у которых отсутствуют увлечения, игровая мотивация преобладает над учебной. Такие дети в основном пассивны и ленивы. Из-за отсутствия серьезных увлечений, у таких подростков
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2019. – № 20 (79). – С. 547 – 549.
2. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017 № 2 С. 12-27.
3. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19.
4. Белоглазова Л.А. Игромания как феномен отчуждённой реальности / Л.А. Белоглазова // Вестник ВГТУ. – 2016. – №4 – С. 22.
5. Блясова И. Ю. Социально – педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (52). – С. 26 – 28.
6. Волкова, Е Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст]/ Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2019. –№3. – C.4-10.
7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
8. Гринфилд, С. Виртуальный мир рождает реальные болезни / С. Гринфилд // Финансовые известия. – 2016. – № 54. – С. 27.
9. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 394-396.
10. Лисина. М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер. 2015. - 191 с.
11. Лобастова Е. И., Быкова С. С. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 41–45.
12. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Киберзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. «Мнемозина». 2017. – С. 58-74.
13. Олейникова В. А. К вопросу о сущности подростковой аддиктивности / В. А. Олейникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2018. – № 4. – С. 17 – 20.
14. Помелов В. А. Геймер: игроман или креативная личность? / В. А. Помелов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016. – № 3 (39). – С. 76 – 81.
15. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности / А. В. Смирнов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург. – 2015. – 489 с.
16. Фатхутдинова А. А. Феномен геймерства в современном обществе / А. А. Фатхутдинова // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 2 (88). С. 139 – 143.
17. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков / О. В. Хилько // Научно – методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 13. – С. 56 – 60.
18. Черникова И. В. современные подходы к профилактике кибераддикции / И. В. Черникова, О. М. Луговая. // В сборнике: Проблемы полиэтничного региона: социально – политические и психологические контексты материалы одноименной подсекции 3 ежегодной НПК СКФУ. ФГАОУ ВПО «СКФУ». Ставрополь – 2019. С. 106 – 112.
19. Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст]/ Е. В. Шавыркина// Гуманитарные науки и образование. – 2017. – №1. – С. 71-73.
20. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – 2018. – №3.
21. Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях / Н. Б. Щербакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 78 – 88.
22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». 2005. - 416 с.