Фрагмент для ознакомления
2
Экономическая функция государства отражена в статьях 8 и 34 Конституции Российской Федерации. и Малко А.В. указать основные экономические задачи Российского государства: установление основных правил и согласование экономических отношений; Контроль за соблюдением установленных правил и защита участников хозяйственных операций; непосредственное осуществление хозяйственной деятельности; Поддержка негосударственных организаций в хозяйственном обороте .
Подводя итог, можно подвести итоги исследования юристов и экономистов. Можно выделить наиболее важные способы решения проблем:
- реструктуризация экономики России;
- Поддержка стратегических и социально значимых секторов;
- централизованная инвестиционная политика;
- приватизация, демонизация и управление государственной собственностью;
- Защита интересов российских компаний на национальном и мировом рынках, создание условий для иностранных инвестиций;
- Создание правовой основы организации (управления) экономикой и др.
Государство принимает антимонопольные законы, разрешает производство различных видов потребительских товаров и торговлю ими, контролирует экспорт и импорт различных товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. Д. Короче говоря, экономическая функция определяется потребностями развития общество в целом.
Социальная роль.
Социальная функция государства тесно связана с экономической. В разных сферах деятельности правительства они различаются по содержанию и масштабам. Его основная цель - устранение или уменьшение возможных социальных противоречий в обществе, попытка сбалансировать социальный статус людей, развитие здравоохранения, образования и культуры.
Истоки этой функции отражены в реформах Отто Бисмарка в девяностые годы. XIX век. С тех пор в Германии были приняты законы о страховании, выплатах по болезни, пособиях в случае несчастных случаев на работе и т. Д. Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции РФ (статьи 7, 38 - 41, 43 и др.).
Для выполнения своей социальной функции государство создает фонды пенсий, пособий, здравоохранения и образования. Разрабатывает и реализует программы стабилизации занятости и снижения безработицы, регулирования (в той или иной степени) уровня заработной платы и т. д.
Автор статьи Р.Б. Хачиров. Он отмечает, что согласно Конституции РФ, социальная функция при правильном исполнении будет означать достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для удовлетворения социальных потребностей граждан. Ожидается, что приоритетные национальные проекты ускорят решение этих и многих других проблем в социальной сфере.
Однако при решении этих проблем возникают проблемы, которые ежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах, о чем свидетельствует практика Европейского суда по правам человека. Бесплатные юридические консультации в юридических школах, к которым часто обращаются малоимущие, также являются своего рода социальным барометром. Многие вопросы, которые здесь задают граждане, связаны с их социальными правами .
Родионова О.В. на основе анализа мировой тенденции к сокращению бюджетных расходов на социальные нужды предлагает аналогичную идею изменения социальной функции российского государства .
Правовой основой социальной функции является Семейный кодекс Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1999 г. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 5487-1. «Об основах обязательного социального страхования». № 165-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, а также указы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Функция налогообложения вытекает из экономической функции государства, в основе которой лежит ст. 57 Конституции РФ.
Объектом функции является создание и замена Государственного казначейства, особенно бюджета Союза, а также обеспечение федерального и муниципального бюджетов в ущерб всем видам налогов и финансовых сборов, предоставленных прав и платежей. в соответствии с законом. Базовым нормативным актом для выполнения этой функции является Налоговый кодекс Российской Федерации. Для реализации этой функции созданы и действуют органы финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Государственный страховой надзор; Функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в виде аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на возмездной основе как предпринимательская деятельность .
Чурсина И.А. отмечает, что сегодня в российском государстве упор делается на бюджетную функцию, что связано с необходимостью значительных средств для реализации программы реформ и сохранения социальной стабильности. Но фискальную политику правительства можно считать эффективной только тогда, когда налогообложение имеет стимулирующий принцип, способствует прогрессивному экономическому развитию .
Функция развития культуры, науки и образования.
В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физическая культура и спорт; радио, телевидение и другие СМИ; консервация памятников истории и культуры, исторических комплексов, охраняемых территорий, архивов, музеев, библиотек .
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно выполняли функцию обеспечения научно-технического прогресса. Объем государственных научно-технических исследований постоянно расширяется. Это связано с тем, что в настоящее время масштабы научно-исследовательских и экспериментальных работ значительно увеличились. Поэтому государство берет на себя ответственность стимулировать технический прогресс, почти полностью оплачивает затраты на фундаментальные теоретические исследования .
Основы государственной политики в этой сфере закреплены в статье 43.44 Конституции Российской Федерации, в Законах Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992. № 3266-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991. № 1499-1, Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.1992, № 3612-1 и др.
Экологическая функция
Функция защиты природы и окружающей среды стала одной из важнейших в последние десятилетия. Функция государства в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и реализации национальных программ по охране окружающей среды, установлении правового режима управления окружающей средой, установлении экологических стандартов и контроле за соблюдением экологического законодательства .
Основными принципами, регулирующими эту сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации (статья 42.58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. № 7-ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 года. № 2395-1 «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. 174-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996. №3-ФЗ и др.
Функции правоохранительных органов - защита прав и свобод граждан, защита всех форм собственности, поддержание верховенства закона, борьба с преступностью, защита общественного порядка, исполнение приговоров, предотвращение преступлений и т. д.
Правоприменение - необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве защита прав и свобод граждан стоит на переднем крае, без чего невозможно истинное верховенство закона. Конституция Российской Федерации (статья 2), признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства. Положения второй главы Конституции Российской Федерации составляют основу правового статуса человека в Российской Федерации.
По мнению авторов, Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. Определение защитной функции государства, связанной со всеми аспектами правовой жизни, как важного институционального элемента государственного управления, многофункционального по своему вектору, по значению. по социальной сущности государства, уровню развития демократии, правосознанию населения. Помимо этой функции, государство как таковое не существует и не может быть .
В последнее время некоторые юристы склонны выделять такие функции, как миграция, информация.
Например, Леонидова Т.И. определяет сферу миграции «... как лакмусовую бумажку, универсальный показатель, позволяющий очень точно оценить социальную, демографическую и экономическую работу государства» и дает общее понятие и характеристику роли. миграции как направление деятельности государства, его органы контроля за постоянством на территории государства и воспроизводством общества .
Одним из первых, кто выделил и подробно проанализировал информационную функцию, был Ю.Т. Просвирнин. Он справедливо утверждает, что в процессе развития общества возникли факторы, которые привели к повышению роли информации и, как следствие, к более четкому распределению информационной функции государства. Это новый этап информационного развития общества, которое можно назвать информационным обществом, в котором основным предметом работы большинства людей являются информация и знания, а информационные технологии являются рабочим инструментом. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к растущему интересу к этой сфере деятельности государства. Информационная функция представляет все существенные характеристики основных функций государства, выявленных в науке. С точки зрения классификации его можно смело отнести к основным постоянным функциям, но это как внутренние, так и внешние, поскольку государство регулирует информационные процессы внутри страны и с иностранцем в отношениях с другими государствами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003. – С. 120.
2. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства //Правоведение, 1996. - № 3, С. 5.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, - С. 320.
4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. - № 6, С.98.
5. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
6. Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982. С. 75.
7. СПС «Консультант Плюс» Леонидова Т.И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты // Миграционное право, 2007. - № 1. С.6 -7.
8. СПС «Консультант Плюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3. С. 10.
9. СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5. С. 13.
10. СПС «Консультант Плюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3. С. 8.
11. СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3. С. 14.
12. Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.68.
13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.67.
14. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.154.