Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Мировой кризис и осложнение экономического положения России обостряют важность внедрения проектного менеджмента в экономику страны. Но масштабы внедрения методологии проектного управления в России, к сожалению, не отвечают потребностям общества. Поэтому систематизация и осмысление научно-теоретических и прикладных аспектов методологии проектного управления должно быть весомым вкладом в развитие российского общества.
Методология проектного управления на сегодняшний день становится популярной стратегией ведения бизнеса во всем мире. Но в российском обществе наблюдается достаточное количество различных толкований методологии проектного управления. Распространенные в России стандарты, к сожалению, не дают целостную картину глубины и потенциала проектной методологии как инструмента целенаправленного преобразования окружающего мира.
Все шире и успешнее используются в управлении проектами смежные методологии: организационное развитие, управление знанием, инновационный менеджмент, управление качеством и процессный менеджмент.
Но причина очень медленного внедрения проектной методологии на российских предприятиях, по мнению автора, лежит в недостаточном понимании философской глубины и объема проектного подхода как средства преобразования «мечты в реальность».
Глава 1. Определение проекта
В условиях рыночной экономики решающими условиями развития и устойчивой жизнеспособности предприятий любого профиля является эффективность вложения капитала в тот или иной инвестиционный проект. Он также является основой долгосрочного планирования предпринимательской деятельности. Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых отражает разные его стороны.
Проект - это то, что задумывается или планируется, например, крупное предприятие.
Проект - система сформулированных в его рамках целей, физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению .
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий разработанных для достижения определенных целей в течение заданного времени при установленных ресурсных ограничениях.
Необходимо также различать понятия «проект», «план», «программа», которые иногда неправомерно отождествляют. План - это фиксация системы целей, задач и
Основные термины:
Проект - форма деятельности, когда материальные, финансовые и трудовые ресурсы организованы новаторским путем при ограничении во времени и затратах, для достижения положительных изменений в количественном и качественном измерении . Миссия проекта - это его генеральная цель, определяющая ориентиры для развития и разработки стратегии на различных организационных уровнях. Цель проекта - желаемый и доказанный результат, достигнутый в пределах определенного периода при заданных условиях реализации проекта. Управление проектом - методология организации, планирования, финансирования и координации материальных, трудовых и финансовых ресурсов в течение проектного цикла, которая направлена на достижение определенных целей посредством применения определенных методов. Команда проекта - это определенная группа людей, которые работают над осуществлением проекта и непосредственно подчинены руководителю (менеджеру) проекта .
Программа - запланированный комплекс экономико-социальных, научно-исследовательских мероприятий, направленных на достижение генеральных целей или реализацию определенного направления развития.
Как документированный план инвестирования, проект состоит из следующих документов: бизнес-план и материалы для его обоснования; техническая и технологическая документация; контрактное сопровождение, то есть набор уже заключенных или подготовленных контрактов (договоров) или более мягких форм закрепления будущих взаимоотношений между возможными и реальными участниками проекта; экспертное сопровождение как набор экспертных выводов, оценок или других форм представления заключений специалистов (физических или юридических), компетентных в оценке процессов и явлений, с которыми будет связана реализация проекта; другие документы, их копии или аналитические материалы, характеризующие участников проекта, ситуацию на рынке, учредительные документы предприятий, копии отчетов предприятий о финансово-хозяйственной деятельности, прогнозы, свидетельства о правах собственности, нормативно-законодательные акты государственного и местного уровня, которые влияют на проект.
Проект предусматривает наличие плана достижения поставленных целей (комплекса работ), а также наличие системы полномочий и ответственности за достижение целей во главе с менеджером проекта.
Отправной точкой для формирования плана достижения целей являются такие элементы: описание продукта, обоснование проекта, общие ограничения, информация об уже выполненных аналогичные проектах. Анализируются альтернативные пути реализации проекта, определяются критерии успешности. Этот документ в дальнейшем является основой для всех проектных решений и единого понимания целей проекта всеми его участниками.
Глава 2. Основные фазы жизненного циклы проекта
2.1. Формулирование проекта
Как известно проект рождается из осознания существования проблемы, вызова или внезапно появившихся возможностей. Поэтому концептуальная фаза, как фаза рождения проекта имеет наибольшую степень неопределенности. Модель управления этой фазой надо отнести к классу абстрактных моделей.
Абстрактное моделирование - довольно часто является единственным способом формирования представления о продукте будущего проекта. Такие модели часто называют символическими . В основе данного моделирования лежит набор условных обозначений отдельных понятий, с учетом которых и подается символическое описание объекта.
К абстрактным моделям можно отнести модель «Облако», когда будущий результат проекта имеет неявное очертание. При этом проявляется общий силуэт продукта проекта, а отдельные его элементы практически не проявлены. Для такого проекта можно выбрать стратегию продвижения в направлении «Облака» и создание пошаговой схемы достижения целей. Первая фаза проекта нуждается в наибольшей степени контекстуальной компетентности проектного менеджера, системного и творческого мышления.
Широко используется на концептуальной фазе аналитическое моделирование - математический прием исследования любых систем, позволяющий получать достоверные решения. В практике проектного менеджмента на прединвестиционной фазе проводят технико-экономическое обоснование и анализ возможности реализации проекта в существующих ограничениях. В профессиональной проектной практике структура и содержание проектного анализа стали почти профессиональным стандартом.
Цель проектного анализа - определение будущих результатов (ценности) проекта.
Но для аналитического моделирования нужно иметь в наличии зависимости, которые связывают будущие характеристики с начальными условиями и переменными системами, а это удается получить лишь для простых систем или на относительно краткосрочный период времени. То есть, большой объем прединвестиционных исследований не гарантирует того, что проект не может неожиданно выйти за пределы управляемости, что может в свою очередь привести к критическому состоянию всего предприятия.
Конечно, существуют инструменты, которые позволяют определять предел рисков для проекта, но все расчеты должны быть выполнены достаточно квалифицированно и на основе достоверных данных, что в современных условиях не всегда возможно осуществить по разным причинам.
На первой (концептуальной) фазе определяется также основная конфигурация участников проекта и принципы их взаимодействия. Заканчивается концептуальная фаза формированием обобщенного (концептуального) плана проекта. Формальное завершение любой фазы проекта не означает авторизацию начала следующей фазы, в течение жизненного цикла проект проходит четкие и нечеткие поля. Анализ по окончанию фазы называют «выход из фазы» или «точка завершения фазы» .
2.2. Планирование проекта
Планирование проекта является одним из основных процессов в управлении проектами. Почему же процесс планирования так важен и что от него зависит? Почему важно потратить время и ресурсы на этот этап?
Во-первых, этап планирования тесно связан с другими основными этапами управления проектами.
На этапе планирования необходимо учитывать результаты этапа инициирования проекта – устав проекта, реестр участников проекта, стратегию управления участниками проекта.
На этапе планирования разрабатывается план управления проектом, сначала это может быть порядок основных мероприятий, затем будут добавлены детали.
Во-вторых, план управления проектом является инструментом мониторинга и контроля и должен регулярно обновляться при появлении новой информации или изменений (например, в отношении сроков). Благодаря мониторингу и контролю можно увидеть, насколько проектная деятельность соответствует требованиям, установленным в плане для достижения определенного результата .
Таким образом, очевидно, что процесс планирования оказывает влияние на все ключевые процессы управления проектами.
В связи с этим мы рассмотрим некоторые аспекты планирования более подробно.
Трудно представить себе процесс управления чем-либо без запланированной последовательности действий.
Если это автомобиль, в котором вы собираетесь ехать в офис, то сначала вам нужно открыть водительскую дверь, затем сесть за руль, затем вставить ключ в замок зажигания и запустить двигатель.
Мониторинг и контроль позволяет четко осознавать, что, следуя запланированной последовательности действий, вы достигнете ожидаемого результата (автомобиль будет двигаться, и вы поедете в офис).
То есть, если что-то пошло не так (например, вы хлопнули дверцей автомобиля по полу своей куртки), нужно скорректировать последовательность действий - вместо того, чтобы вставлять ключ в замок зажигания и заводить двигатель, лучше сначала отпустить куртку.
Процесс планирования очень активен на начальном этапе жизненного цикла проекта. Это в целом понятно – трудно запустить процессы выполнения, если вы еще не решили (с точки зрения), чего мы хотим достичь (или какими способами).
Итак, план управления проектом - это официально утвержденный документ для реализации проекта (базовый план).
Рабочий (текущий) план проекта - это документ или набор документов, которые могут изменяться по мере продвижения проекта с учетом наличия дополнительной информации. План работы обычно отличается от базового и обновляется руководителем проекта .
2.3. Осуществление проекта
План проекта реализуется путем выполнения процессов, представленных в плане. Следование плану на протяжении всего проекта связано с ожиданием того, что следование хорошо разработанному плану приведет к успешному удовлетворению требований заинтересованных сторон и достижению целей проекта.
Основой для успешной реализации проекта является управленческая деятельность по проведению оценок и измерений, мониторингу, контролю и отчетности. Управление проектами и управление исполнением - это процесс выполнения работ, определенных в плане управления проектами для достижения целей проекта, который включает в себя :
- осуществление действий по удовлетворению требований проекта;
- создание результатов проекта;
- подбор, обучение и управление членами проектной команды;
- получение, управление и использование ресурсов, включая материалы, инструменты, оборудование;
- применение запланированных методов и стандартов;
- создание и управление каналами связи по проекту, как внешними, так и внутренними для проектной группы;
- создание данных о проекте, таких как стоимость, график, технические или качественные показатели и состояние, для облегчения прогнозирования;
- выдавать запросы на изменение и адаптировать утвержденные изменения к содержанию, планам и среде проекта;
- управление рисками и осуществление мер реагирования на риски;
- управление продавцами и поставщиками;
- сбор и документирование накопленных знаний, а также выполнение утвержденных действий по совершенствованию процессов.
2.4. Завершение проекта
Как бы важно ни было начать проект организованно, также важно завершить его организованно. Необходимость такого запланированного завершения проекта заключается в том, чтобы иметь возможность извлечь максимальную выгоду из проделанной работы, из результатов, установленных проектом, и из опыта, накопленного всеми участниками проекта.
Если вы просто позволите команде сбежать, как только работа над полученными результатами будет завершена, то у вас, скорее всего, никогда не будет возможности устранить незначительные недостатки, оценить работу членов команды, записать извлеченные уроки и обеспечить, чтобы результаты проекта были переданы в эксплуатацию и поддержку как можно более правильно. Даже если проект провалится, все равно стоит попытаться извлечь все доступные выгоды из его результатов.
Когда вы завершите график проекта, подумайте о работе, которую было бы целесообразно завершить, чтобы обеспечить организованное и всестороннее закрытие проекта. Такая работа может включать в себя :
Заключительное совещание по проекту. Цель встречи - официальное завершение проекта. Как правило, в нем участвуют команда проекта, спонсор и необходимые заинтересованные стороны. На совещании дается краткий обзор того, что было сделано в рамках проекта, записывается, что было сделано хорошо и что можно было бы сделать лучше в проекте и в управлении проектом, документируются допущенные ошибки и найденные эффективные методы, и решения. Методы и процессы, которые работают особенно хорошо или особенно плохо, регистрируются как извлеченные уроки и предоставляются для коллективного изучения другими проектами в организации. Кроме того, на совещании обсуждаются шаги, которые необходимо предпринять для упорядоченного и правильного завершения проекта.
Повестка дня заключительного совещания должна быть сосредоточена на том, что, как ожидается, будет достигнуто в рамках проекта, и что было фактически достигнуто. Обсуждение должно быть сосредоточено на выявлении ключевых извлеченных уроков, описании того, какие действия были выполнены хорошо, а каких следует избегать в будущем. Повестка дня может быть примерно такой :
- Обсуждение (или объявление) целей совещания;
- Обсуждение основных правил и принятие правил совещания (факультативно);
- Объявление целей и результатов, ожидаемых в рамках проекта;
- Обсуждение фактически достигнутых целей и результатов;
- Обсуждение причин расхождений в ожидаемых и фактических результатах;
- Согласовать набор извлеченных уроков для будущих проектов.
Глава 3. Характеристики фаз проекта
Рассмотрим, как пример, особенности жизненного цикла проекта с точки зрения коммерческих банков.
Исходя из требований банковской системы принято выделять три фазы инвестиционного проектирования: доинвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. Эта классификация согласована с программой промышленного развития ООН (UNIDO).
Особое значение имеет доинвестиционная фаза проектирования. Прохождение этой фазы делает проект жизнеспособным. Для обязательных проектов доинвестиционная фаза включает в себя: изучение инвестиционных возможностей проекта; предпроектные исследования (техническое обоснование), а также оценку возможности осуществления проекта (экспертиза). На начальном этапе формируется замысел инвестора, представляющий собой документально зафиксированные расчеты по проекту, подтверждающие основные выводы по его реализации .
В случае привлечения внешних инвесторов замысел инвестора реализуется в виде Декларации о намерениях. Декларация о намерениях представляет собой уже нормативный документ (однако этот документ не несет за собой юридических последствий в случае его расторжения) в который должны быть освещены такие вопросы: инвесторы и их реквизиты; место расположения объекта инвестирования; характеристика объекта; обоснование необходимости деятельности, которая намечается; перечень основных сооружений и их строительные характеристики; потребность в ресурсах; обеспечение проекта ресурсами; экологические и социальные аспекты; источники финансирования; сроки реализации проекта.
На втором этапе разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, которое включает в себя:
1. Исходные данные и условия (цели инвестирования; общая характеристика объекта инвестирования; данные о состоянии ресурсов; результаты предварительных оценок и исследований; сведения о заказчике, инвесторов, возможных подрядчиках, поставщиках и проектной организации).
2. Рынок и мощность предприятия, номенклатура продукции.
3. Обеспечение предприятия ресурсами.
4. Место размещения предприятия.
5. Основные технические решения.
6. Основные строительные решения.
7. Организация транспортировки материалов.
8. Оценка воздействия на окружающую среду.
9. Кадры и социальное развитие.
10. График выполнения проекта.
11. Экономическая оценка и финансовый анализ.
12. Выводы и предложения.
13. Приложения .
В случае принятия ТЭО (его подписывают стороны, ответственные за реализацию проекта), принимается решение о проведении проектных работ. На этом этапе анализируются все аспекты сопутствующие реализации проекта.
К основным из них относятся: технический анализ, институциональный анализ, социальный анализ, экологический анализ финансовый и экономический анализ. К анализу проекта обязательно привлекается целый ряд специалистов, выводы и рекомендации которых фиксируются в проектно-сметной документации. Она, в свою очередь, должна соответствовать нормативным требованиям государственных и других служб, с которыми должны быть согласованы определенные аспекты проекта (органы управления, которые следят за размещением строительства, органы санитарного и пожарного контроля и тому подобное).
В результате анализ проекта реализуется в заключительном документе, так называемом, бизнес-плане. Он является максимально компактным документом, который позволяет заинтересованным сторонам и экспертам ознакомится с содержанием проекта.
Структура бизнес-плана и степень его детализации зависит от нескольких параметров, а именно: размера проекта, сферы его применения, требований заинтересованных сторон и тому подобное. В некоторых случаях (например, для получения банковского кредита) содержание бизнес-плана должно соответствовать определенным нормативным требованиям. На последнем этапе доинвестиционного анализа осуществляется экспертиза проекта (если это необходимо).
Заключение
Исследовав общетеоретические и проблемные вопросы относительно вопроса окружающей среды и жизненного цикла проекта, мы пришли к следующим выводам.
Работа любой организации связана с проектами и процессами. Если процессы происходят постоянно и могут неоднократно повторяться, то проект – это каждый раз реализация новой или подобной задачи, но в новых условиях, то есть уникальная деятельность. Чтобы получить прибыль от реализации проекта, необходимы эффективная координация и управления, которые смогут обеспечить принятие необходимых решений в нужное время при полном осознании последствий.
В условиях роста объема и глубины применения методологии управления проектами в общественной жизни необходимо творчески подходить к построению моделей жизненного цикла проекта, опираясь на базовые понятия общего менеджмента.