Фрагмент для ознакомления
2
Хотя самые первые опыты мультипликации связаны с 1877 годом и именем Эмиля Рейно, который изобрёл праксиноскоп – оптический аппарат, дающий возможность видеть серию рисунков как текучий процесс, первый мультфильм, созданный на киноплёнке, появился в США в 1906 году и назывался «Комические фазы смешных лиц». Это были простые рисунки, соединённые в последовательность. Автором мультфильма был Д.С. Блэктон, а компанией, выпустившей первый в мире мультфильм, стала Vitagraph Company of America.
Уже через два года идею подхватил французский художник Эмиль Коль. Его мультфильм «Фантасмагория» стал первым мультфильмом с определённым законченным сюжетом и главным героем – личностью с узнаваемыми чертами характера.
В том же 1906 году началась и история отечественной мультипликации, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Викторович Ширяев заинтересовался возможностью с помощью кинокамеры запечатлеть движения балета. Он использовал для этого кукольную, рисованную и совмещённую техники. Смастерил прообраз съёмочного павильона и на его миниатюрной сцене, внутри особого ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри с электрическим освещением создавал мультипликационные фильмы-балеты. Чтобы сделать фильм - балет «Пьеро и Коломбина», Ширяев нарисовал примерно семь с половиной тысяч рисунков. В мультипликационном кукольном балете «Шутка Арлекина» танцы были сняты так достоверно, что по фильму и сейчас можно восстановить постановки старых балетов.
Русский учёный – биолог с мировым именем Владислав Александрович Старевич в это же время увлёкся созданием мультфильмов. В 1912-1913 годах он сделал несколько мультфильмов с участием насекомых. Самый известный его мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». У мультфильма был рыцарский сюжет и роли рыцарей в нём исполняли жуки. Мультфильм произвёл фурор мирового масштаба, потому что впервые в мире автор использовал покадровую технику в «кукольном» фильме. Результат вызывал откровенное изумление у зрителей. Вот что написала лондонская газета «Evening News»: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»
Интересно здесь заметить, что В.А. Старевич, уже находясь в эмиграции, создал более сорока мультфильмов и был награждён золотой медалью на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане в 1912 году и тремя золотыми медалями Розенфельда в период с 1922 по 1941 гг.
1914 год стал для мультипликации знаковым, потому что американец Уинзор Маккей изобрёл совершенно новую технологию создания мультфильмов. Его динозавр Герти был яркой и весьма подвижной личностью. Для того, чтобы воспроизвести на экране весь сюжет, понадобилось сделать огромное количество рисунков, на которых был не только изменяющийся главный герой, но и фон, на котором происходило действие. Так появилось разделение труда художника – мультипликатора и художника – фоновщика, а сама мультипликация носила характер тотальной.
Именно в этот период мультипликация становится жанром кинематографа и начинает бурно развиваться её техническое обеспечение. Были созданы первые специальные устройства, необходимые для производства мультфильмов. Это были киноаппараты, которые делали покадровую съёмку на один из стандартных форматов киноплёнки. Для рисованных мультфильмов были изобретены специальные мультстанки – вертикальные установки с устройством репродуктора, лупой - видоискателем и специальным съёмочным аппаратом, который позволял регулировать угол раскрытия, делать затемнения и тени. Стало возможным делать многослойные и объёмные изображения.
Дальнейшая история мультипликации связана в первую очередь с техническими новшествами, которые очень быстро вводились в работу и давали невиданные ранее оптические эффекты. Одним из важнейших изобретений стал перфорированный целлулоид, который давал возможность фиксировать рисунок устройством штифтов. В 1928 году Уолт Дисней создаёт первый мультфильм со звуком - «Пароходик Вилли», в 1932 году вышел его первый цветной мультфильм «Цветы и деревья», а в 1937 году он впервые применил кинокамеру, давшую глубокую перспективу.
Глава 2. Состояние дел в мультипликации в России после революции
В послереволюционной России после эмиграции В.А. Старевича мультипликация остановилась и ею никто не занимался. И первые попытки вновь обратиться к ней были именно идеологическими, пропагандистскими. Ю.А. Меркулов и Д.Я. Черкес делали анимационные плакаты – движущиеся трафареты из карикатур художников Д. Моора, М. М. Черемных и В. Н. Дени.
В 1924 году Ю.А. Меркулов, Н. Ходатаев и З. Комиссаренко наладили работу при Государственном техникуме кинематографии экспериментальное бюро мультипликации и создали несколько мультфильмов в технике плоской марионетки: «Межпланетная революция» и «Китай в огне». Мультфильмы состояли из сотен метров плёнки, имели экранную продолжительность около часа и в гротескной форме рассказывали о неизбежной победе трудового пролетариата над капитализмом. В компании оказались и несколько молодых художников, со временем ставших классиками мультипликации: И.П. Иванов-Вано, сестры Брумберг, О.П. Ходатаева, В.Г. Сутеев.
В то же самое время на другой студии, «Культкино» трудился ещё один коллектив художников, который работал в другой, шаржевой технике, позволявшей выпускать мультфильмы очень быстро. За два года «Культкино» создал целую серию сатирических мультфильмов, пародирующих буржуазию и церковь. Это были «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио» режиссёра А. И. Бушкина, а также неполитизированные мультфильмы для детей «Советские игрушки» и «Юморески» режиссёра Д. Вертова.
Мультипликация стала настолько популярной в России, что по всей стране стали возникать маленькие группы энтузиастов, готовые смело экспериментировать как с имевшимся оборудованием, так и с художественной стороной дела. Конечно, в культуре того периода времени тон задавал русский авангард, и он был общим фоном для всего происходящего и в кино, и в мультипликации.
В 1927 году появляются первые рисованные советские мультфильмы для детей: «Сенька-Африканец» и «Каток». Они были созданы на студии «Межрабпом-Русь». В том же году студия «Совкино» выпустила «Тараканище» (режиссёр Александр Иванов), а в 1928 году появился «Самоедский мальчик» (режиссёры сестры Брумберг, Николай и Ольга Ходатаевы).
В это же время появляются первые кукольные мультфильмы для детей «Мойдодыр» (режиссёр М. Бендерская) и «Приключения китайчат» (студия «Межрабпом-Русь»).
В 1929 году вышел первый игровой мультфильм «Первая Конная» режиссёра Ю.А. Меркулова. В нём были впервые применены совершенно новые техники совмещения объёмных декораций, вертикальных марионеток и глиняной анимации. Изобрели эти техники художники Л. Амальрик и Л. Атаманов.
Альбомный метод создания мультфильмов был улучшен и позволял, ещё до изобретения целлулоида, достигать высокой пластичности движений героев, что показано в мультфильмах 1933 года «Органчик» и «Царь Дурандай».
В 1929 году появился первый советский мультфильм, который был цветным и озвученным. Режиссёром его был М.М. Цехановский, а назывался он «Почта». Этот мультфильм был знаменателен тем, что шёл в широком прокате за рубежом и был отмечен как «подталкивающий к размышлениям» многими западными деятелями кино.
Со временем М.М. Цехановский стал руководителем отделения мультипликации при Ленинградской кинофабрике, где вместе со своими учениками создал и вёл самобытную ленинградскую школу мультипликации. Во время войны многие работники этого отделения погибли, а сама студия была разгромлена при бомбардировке. Тогда же был навсегда утрачен полнометражный рисованный фильм супругов Цехановских «Сказка о попе и о работнике его Балде» - пробная мультипликационная опера с музыкой Д. И. Шостаковича.