Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные подростки довольно часто страдают от различных нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы. Многие имеют освобождение от занятий физической культурой и не могут заниматься спортом. Для этого существует целый ряд причин, к которым относятся экологическая ситуация в мире, сидячий образ жизни людей, наличие вредного воздействия информационных технологий на организм человека.
Принципиально важно разрабатывать специальные методы и программы для диагностики нарушений состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков, чтобы оградить их от серьезных проблем со здоровьем в таком раннем возрасте.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Особенности развития сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте
В связи с явлением резкого роста у многих подростков появляются признаки отставания темпа развития сердца от увеличения размеров тела, образуется так называемое «маленькое» или «капельное» сердце. При этом наблюдается низкий уровень систолического объема крови, тахикардия, пониженное артериальное давление, функциональный систолический шум.
Если рост сердца опережает рост тела, образуется «большое» или «гипертрофированное» сердце, в котором наблюдается увеличение систолического объема крови и минутного объема крови, низкая частота сердечных сокращений, повышение артериального давления .
Таким образом, дисгармоничное развитие является причиной формирования «юношеского» сердца. У гармонично развивающихся подростков средних размеров пропорции между размером сердца, просветом сосудов, ростом и массой тела оптимальны, что обеспечивает наибольшую функциональность сердечно-сосудистой системы.
В период полового созревания сердечно-сосудистая система приобретает ярко выраженные функции адренергической регуляции. Усиливается дыхательная аритмия: постепенное учащение пульса при вдохе и его уменьшение при выдохе. Значительно повышается тонус центров блуждающего нерва, в связи с чем у подростков может быть спровоцирована брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений менее 60 ударов в минуту) и замедление атриовентрикулярной проводимости .
Эндокринный фактор также влияет на значение артериального давления. Так, при повышении уровня адренокортикотропного гормона в крови отмечается спазм прекапилляров, а в период полового созревания – повышение периферического сопротивления и, соответственно, артериального давления.
В подростковом возрасте увеличиваются половые морфологические и функциональные различия сердечно-сосудистой системы, которые начинают выявляться уже в 4-летнем возрасте. Миокард мальчиков-подростков, как правило, имеет большие функциональные возможности, чем у девочек, и значения систолических / диастолическое артериальное давление у мальчиков в возрасте 14–16 лет в среднем выше (115,0 / 62,5), чем у девочек (104,5 / 57,3) .
1.2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы
Понятие «функциональная диагностика» объединяет различные методы исследования и оценки функций органов и систем организма, которые могут проводиться как в покое (электрокардиография, электроэнцефалография, эхокардиография), так и во время физической нагрузки (велоэргометрия и беговая дорожка, чреспищеводная электрокардиостимуляция, дыхательная проба с электроэнцефалографией и др.) .
Нагрузка подразумевает искусственное создание условий, при которых исследуемый орган или система функционирует в «экстремальных» условиях, позволяющих выявить скрытые патологические изменения.
В некоторых ситуациях используются стресс-тесты с различными препаратами, провоцирующим фактором которых являются химические вещества. Самый распространенный пример – это тест с лекарствами, расширяющими бронхи, при исследовании функции дыхательной системы. В отдельный класс следует выделить длительные исследования (ежедневный мониторинг электрокардиограммы по Холтеру, ежедневный мониторинг артериального давления и др.).
Основными методами функциональной диагностики в амбулаторной практике являются стандартные исследования функций сердечно-сосудистой системы, которые одинаково необходимы как для первичной диагностики, так и для дальнейшего мониторинга состояния сердца и сосудов.
Основным, наиболее распространенным и часто назначаемым методом исследования функции сердца является электрокардиография (ЭКГ) .
ЭКГ – это запись электрической активности сердца в состоянии покоя в определенный момент времени на бумажном или электронном носителе.
ЭКГ является основным методом диагностики патологии сердца в амбулаторной практике и позволяет диагностировать:
– нарушения ритма сердца и внутрисердечной проводимости;
– наличие гипертрофии сердечной мышцы и перегрузки различных отделов сердца, например, при пороках сердца, гипертонической болезни, сердечной недостаточности;
– изменения миокарда при кардиомиопатиях, миокардите, ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда.
Глава 2. Практическое исследование состояния сердечно-сосудистой системы учащихся старших классов до и после нагрузки
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
Исследование состояния сердечно-сосудистой системы учащихся старших классов до и после нагрузки проводилось в 11 классе ГБОУ «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Для участия в исследовании было отобрано 20 старших школьников, 10 юношей и 10 девушек в возрасте 17–18 лет, которые не освобождены от занятий по физической культуре.
2.2. Проба Руфье как метод оценки состояния сердечно-сосудистой системы
Тест Руфье предназначен для измерения работоспособности сердечной мышцы человека. Этот анализ можно быстро провести собственными силами; специального оборудования не требуется. У теста есть противопоказания для определенных категорий людей.
Тест Руфье был разработан для оценки физической подготовленности человеческого тела. Существует несколько функциональных тестов, таких как Гарвардский степ-тест, тест Купера и другие. Тест Руфье считается более точным и часто используется .
Он определяет способность сердечной мышцы адаптироваться к физическим нагрузкам. Эта способность организма определяется как увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в единицу времени.
С помощью этого теста невозможно диагностировать ту или иную патологию. Человеческий пульс, а тем более детский, подвержен различным изменениям из-за множества факторов, которые тест не может учесть. Техника и интенсивность упражнения могут различаться.
Следовательно, в этом исследовании нельзя получить точные и стандартные результаты. Такая диагностика может направить внимание только на определенные области здоровья. В случае серьезных отклонений в результатах рекомендуется обратиться к терапевту .
Метод основан на трех принципах. Выполнение простых активных упражнений в течение нескольких минут. Одновременная оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после активности. Сравнение с нормами.
Увеличение частоты сердечных сокращений линейно зависимо – чем больше сердце подготовлено к нагрузке, тем медленнее будет учащение сердечных сокращений после нее, и наоборот. Это означает, что у тренированного сердца частота сердечных сокращений ниже, чем у не тренированного.
2.3. Сравнительный анализ оценки состояния сердечно-сосудистой системы старших школьников до и после физической нагрузки
В Таблице 2.1 представлены результаты проведения пробы Руфье у юношей, которые приняли участие в исследовании.
Таким образом, выявлено, что коэффициент Руфье в группе юношей составил 71,2 балла, что означает средний нормальный показатель. Сразу после нагрузки ЧСС повысился в среднем на 15 ударов в минуту, что не является отклонением от нормы. При этом после небольшого отдыха ЧСС юношей постепенно снижается и достигает нормального состояния.
Выявлено, что коэффициент Руфье в группе юношей составил 79,7 балла, что означает повышенный показатель. Сразу после нагрузки ЧСС повысился в среднем на 20–25 ударов в минуту, что является отклонением от нормы. При этом после небольшого отдыха ЧСС девушек снижается очень медленно и не достигает нормального состояния в короткий срок.
В Таблице 2.3 представлены результаты сравнительного (статистического) анализа результатов пробы Руфье, полученных при тестировании юношей и девушек.
Заключение
Курсовая работа на тему: «Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей старшего школьного возраста» состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы соответствующие цели и задачам, поставленным в начале курсовой работы.
В период полового созревания сердечно-сосудистая система приобретает ярко выраженные функции адренергической регуляции. Усиливается дыхательная аритмия: постепенное учащение пульса при вдохе и его уменьшение при выдохе. Значительно повышается тонус центров блуждающего нерва, в связи с чем у подростков может быть спровоцирована брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений менее 60 ударов в минуту) и замедление атриовентрикулярной проводимости.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абрамова, А.А. Методы функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы / А.А. Абрамова. – Воронеж: Приоритет, 2018. – 320 с.
2. Елисеева, А.А. Функциональная диагностика / А.А. Елисеева. – Томск: Юпитер, 2017. – 520 с.
3. Колодина, А.С. Возрастная кардиология / А.С. Колодина. – М.: Инфра-М, 2019. – 490 с.
4. Кулагина, П.А., Морозова, И.И. Принципы организации диагностических исследований в спорте / П.А. Кулагина, И.И. Морозова. – Ярославль: Смена, 2020. – 184 с.
5. Поликарпова, Е.Е., Щедрина, И.М. Особенности сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте / Е.Е. Поликарпова, И.М. Щедрина // Вопросы медицины. – 2020. – № 7. – С. 62–75.
6. Хабарова, Е.В. Сердечно-сосудистая система человека / Е.В. Хабарова. – М.: Медицина, 2018. – 370 с.
7. Чередниченко, П.В., Заврагина, О.Р. Физиологические пробы / П.В. Чередниченко, О.Р. Заврагина. – Пермь: Статут, 2021. – 350 с.