Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях политических и общественных преобразований, влияющих на нарушение семейной стабильности, особенно актуальной встает проблема становления личности в семье, которая переживает значительные психоэмоциональные трудности, попадает в экстремальные условия. Именно к таким условиям относят рождение ребенка с нервно-психическими расстройствами.
Согласно статистическим данным, с каждым годом растет количество семей, в которых рождаются дети с перинатальной патологией. За последние десять лет в России в пять раз увеличилось количество детей с нарушениями развития, среди которых больше всего детей с поражением ЦНС. На сегодня в России насчитывают более 160 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно количество таких детей увеличивается на 5-6 тысяч.
Рождение ребенка с нервно-психическими расстройствами создает психотравмирующую ситуацию и оказывает значительное влияние не только на родителей, но и на других детей в семье, их эмоциональную, мотивационную, личностную сферу.
Такое, чаще неожиданное событие, является значительной психотравмой для всех членов семьи. Большую группу риска по нарушению психического здоровья при этом составляют в семье здоровые дети. Родители, в этой ситуации становятся неспособными удовлетворять эмоциональные потребности здорового ребенка. В результате дети оказываются в ситуации нарушения психологического климата в семье, даже ее функционирование. Им приходится переживать чувства одиночества, страха, стыда, вины или чрезмерной ответственности.
Нарушение взаимодействия с братом или сестрой с нервно-психическими расстройствами из-за неумения налаживать отношения (при умственной отсталости, расстройствах речи, моторных нарушениях), перегруженность опекунскими обязанностями влечет в будущем расстройства социальной адаптации здорового ребенка.
Сиблинги (от англ. sibling relationchips) – последовательная по времени рождения в семье группа братьев и сестер, которая в современной российской среде нуклеарной семьи представлена в основном двумя детьми.
Актуальность исследования развития личности в условиях неблагоприятной семейной среды, под влиянием взаимоотношений с инвалидом, обусловлена необходимостью своевременной диагностики, профилактики и коррекции нарушений психосоциального развития сиблингов детей с нервно-психическими расстройствами.
Анализ исследований и публикаций. Эта проблема настолько важная, что не могла пройти мимо внимания многих ученых. Так ею интересовались такие теоретики как, Т.А. Акимова, Е.Р. Баенская, И.Е. Валитова, И.Г. Голубева, М.А. Гусева, К. Журенков, О.С. Забабурина, В.В. Кришталь, С.Б. Лазуренко, И.И. Мамайчук, М.В. Маркова, Е.М. Мастюкова, А.И. Остроухова, В. Нижник, С.А. Судьин, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова и др.
Объект исследования: нервно-психические расстройства.
Предмет исследования: психосоциальное развитие здорового ребенка в процессе сиблингового взаимодействия с ребенком с нервно-психическими расстройствами.
Цель курсовой работы: изучить особенности здоровых детей в семьях, воспитывающих дети с нервно-психическими расстройствами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть психологическое состояние родителей ребенка с нервно-психическими расстройствами;
- охарактеризовать психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с нервно-психическими расстройствами;
- проанализировать психосоциальное развитие ребенка в процессе сиблингового взаимодействия;
- рассмотреть особенности методики выявления личных взаимоотношений между здоровыми детьми и детьми с нервно-психическими расстройствами в семье.
Методы исследования. Ввиду объекта и предмет исследования, его цель и задачи, с позиции системного подхода к изучению психосоциального развития ребенка в процессе сиблингового взаимодействия, нами использованы теоретические методы: анализ и синтез литературы, систематизация научных источников, сравнение и обобщение данных, абстрагирование.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
Объем курсовой работы: 30 страниц печатного текста.
Глава 1 Особенности семей, имеющих ребенка с нервно-психическими расстройствами
1.1 Психологическое состояние родителей ребенка с нервно-психическими расстройствами
Формирование личности любого ребенка, в том числе и с нервно-психическими расстройствами, происходит в первую очередь в семье, поэтому от характера взаимоотношений родителей с ребенком зависит, насколько адекватными будут его контакты с социальной средой1.
Выявлено, что большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами дисгармоничного воспитания и низким уровнем общения. Практика свидетельствует, что отношение родителей к такому ребенку иногда бывает неверным: от полного игнорирования болезненных симптомов до значительного преувеличения этих симптомов, постановки собственного диагноза и панической реакцией на него. Поэтому, прежде всего, при консультировании родителей, нужно учесть не только характер заболевания ребенка и его индивидуальные особенности, но и специфику школьной и семейной ситуации.
Практика свидетельствует, что при рождении ребенка с нервно-психическими расстройствами его родители сталкиваются со следующими проблемами:
- противоречивые чувства к ребенку;
- отстранение от ребенка, передача ответственности за ребенка государственным учебным заведениям;
- в семьях, где кроме ребенка с нервно-психическими расстройствами, есть и другие, обычные дети, трудности, связанные с применением различных методов воспитания по отношению к здоровым и больным детям;
- негативные тенденции в психическом состоянии родителей (матерей) проявляются в неадекватном поведении – агрессивность, раздражительность, несдержанность, недоброжелательность;
- психологическая травмированность родителей, которая не позволяет им адекватно относиться к проблеме рождения больного ребенка2.
Существенные эмоциональные состояния:
1. Шок – первая реакция на осознание горя. Это напряженный период. Родители чувствуют себя в пропасти между прошлым и будущим. Крах надежд. Возникает протест против злой судьбы: – Почему именно я должен страдать, когда вокруг все такие счастливые?
Протекания периода шока слишком тяжелый (может длиться довольно долго).
Человек подсознательно ищет стабильности.
Приходит сомнение: – Может не все так плохо, бывают ошибки, надо проверить. Так начинается новый этап – переосмысление беды, которая произошла.
2. Отрицание – (этот этап признают все исследователи, он слишком выразительный) – вера в исцеление, ошибочность диагноза. Начинается длительное и утомительное странствование от врача к врачу, а дальше к знахарям, экстрасенсам с надеждой найти чудо, которое сделает ребенка здоровым. Это время, когда надежды сменяются отчаянием (родители все еще не могут принять того, что произошло).
Психологи выделяют в этом периоде переживание вины, гнева, стыда.
Подсознательно родители ищут виновных.
Чаще всего такими виноватыми становятся врачи, обвинения друг против друга и между супругами наступает отчуждение, которое иногда заканчивается разводом.
Чувство стыда является очень существенным.
Воспоминания мамы: – Мальчик в год не мог сидеть в коляске, привлекал внимание прохожих. Я все реже стала выходить с ним гулять или пыталась находить немноголюдные места. Мне страшно было признаться
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 209-210.
2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст / Е.Р.Баенская. – М.: ИКП РАО, 2000. – 192 с.
3. Бычкова, Е. Дети дождя: все об аутизме / Е. Бычкова. – М.: РОСТ, 2012. – 382 с.
4. Валитова И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова// Мир психологии. – 2006. - №4. – С.55-67.
5. Голубева, И. Г. Социальная работа с сиблингами в некоммерческих организациях / И. Г. Голубева // Надежды: Сборник научных статей студентов. – 2017. – С. 15–19.
6. Гусева, М. А. Проблема сиблингов в детской онкологии / М. А. Гусева, Е. Т. Барчина, Г. Я. Цейтлин //Вопросы гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии. – 2013. – Т. 12. – № 2. – С. 38–47.
7. Гусева, О. В. Тестовые и проективные методы психологической диагностики особенностей системы семейных отношений здоровых сиблингов в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра/ О. В. Гусева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – № 4. – С. 5–16.
8. Журенков К. Аутизм - болезнь XXI века? // Огонек. – 2011. – № 22 С.4-6.
9. Забабурина О.С. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: Пособие для педагогов-психологов / О.С. Забабурина, О.В. Максименко, Е.А. Савина; под ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: Владос, 2008. – 223 с.
10. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н.Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
11. Кришталь В.В. Системная семейная психотерапия нарушений здоровья семьи / В.В. Кришталь // Медицинская психология. – 2007. – № 2. – С. 3-8.
12. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 26-33.
13. Лукьянченко, Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности / Н. В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 1. – С.31– 40.
14. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 288 с.
15. Маркова М.В. О разработке комплексной системы медико- психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития / М.В. Маркова, Т.Г. Ветрила // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2009. – № 2 (22). – С. 38-45.
16. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 329 с.
17. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 519 с.
18. Остроухова, А. И. Семейное устройство детей-сиблингов. Методическое пособие по повышению профессиональной компетенции специалистов системы 86 семейного устройства детей-сирот, служб сопровождения семей и детей. / Под. ред. А. И. Остроуховой. – Ставрополь: «Литера». – 2015. – 72 с
19. Нижник, В. Помощь детям с особыми потребностями / В. Нижник. – К.: Главник, 2012. – 138 с.
20. Судьин, С. А. Психическая болезнь как проблема социализации в межсиблинговом взаимодействии //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – № 2. – С. 111–117.
21. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. на соискание уч. степени д-ра психол. наук: спец. «Коррекционная психология» / В.В. Ткачева; Моск. гос. открытый пед. ун-им. М.А. Шолохова. – Н. Новгород, 2005. – 46 с.
22. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 318 с.
23. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова. – М., 2011. – 176 с.