Фрагмент для ознакомления
2
В Ветхом завете дух Яхве (ruah – евр.; в Септуагинте – pneuma – греч.) понимается как божественная сила, тождественная ветру как дыханию Божьему (Ис.40:7; Иез.37:9). Дух Яхве в Ветхом завете:
1) создает мир, оживляет животных и человека, направляет природу и историю (Быт.1:2, 2:7; Иов. 33:4; Пс. 32:6; 103:29-30; Ис. 34:16);
2)вкладывает слова Бога в уста его пророков (Чис.24:2; 2 Цар. 23:2; 2Пар.15:1; Неем.9:30; Иов.32:10; Ис. 61:1-4; Иез.2:2, 11:24, 37:1; Мих.3:8; Зах.7:12;
3)научает людей верности и правде (Неем.9:20; Пс. 142:10; Ис.48:16; 63:10-14);
4)укрепляет веру, покорность и праведность, изливает благодать и утешение, направляет восхваление и молитву (Пс.50:12; Ис.11:2, 44:3; Иез.11:19, 37:14, 39:29;Иоил.2:28-29; Зах.12:10);
5)вооружает для сильного и мудрого правления (Быт.41:38; Числ. 11:16-29; Втор. 34:9; Суд.3:10, 6:34, 11:29, 13:25, 14:19, 15:14; 1 Цар. 10:10, 11:6,16:13; 4 Цар.2:9-15; Ис.11:1-5; 42:1-4); наделяет способностью к творчеству (Исх.31:1-11; Агг.2:5; Зах.4:6).
В Новом завете Святой Дух, излитый Христом в день Пятидесятницы (Иоан.1:33; Деян.2:33), идентичен ветхозаветному духу Божьему (Деян. 2:16-21, 4:25, 7:51,28:25; 1 Пет.1:11; 2 Пет.1:19-21), но теперь он является ипостасью, отличной от Отца и Сына, со своим собственным служением. Так, Святой Дух дан церкви как «другой Утешитель (Paracletos – греч.)» (Иоан. 14:16), который после Иисуса становится советчиком, помощником, поддержкой, опорой, советчиком, защитником и союзником. Он действует так же, как Отец и Сын: говорит, убеждает, исповедует, направляет, учит, помогает и т.п. (Иоан. 14:26, 15:26, 16:7-15; Деян. 2:4, 8:29, 13:2, 16:6-7, 21:11; 1 Пет.1:11; Рим. 8:14,16, 26-27; Гал.4:6, 5:17-18; Евр. 3:7, 10:15; Откр.2:7). В христоцентрическом Евангелии от Иоанна указывается, что служение Святого Духа как Утешителя начнется только после возвращения Иисуса в славе (Иоан.7:37-39), и это служение начинается в день Пятидесятницы. Имя единого Бога теперь принимает форму трех святых ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа (Мат. 28:19).
Целью данной работы является рассмотрение библейского учения о Личности Святого Духа.
1 Общее представление о Личности Святого Духа
Новый Завет говорит о Святом Духе как о Личности, христиане читают упоминания Ветхого Завета о Святом Духе как относящиеся также к третьему Лицу Святой Троицы. Самая первая книга Библии содержит запись о том, что когда земля ещё не приобрела нынешней формы и была незаселённой, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). А Иов говорит: «От Духа Его — великолепие неба» (Иов. 26:13). До Потопа Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).
Дух Господень готовил различных мужей Ветхого Завета для служения (Исх. 31:1–5), наделял силой избавителей, таких как Самсон (Суд. 3:10; 6:34; 9:23; 11:29; 13:25; 14:6, 19 и др.), и особенно нисходил на пророков при получении ими откровений от Бога (Иез. 2:2; 3:12; 3:24; 11:1, 5 и др.).
Сегодня можно встретить утверждения, что верующие до Дня Пятидесятницы не имели Святого Духа. Но Писание этому нигде не учит. Напротив, Ветхий Завет конкретно утверждает, что Бог чудесным образом вывел Израиль из Египта, обеспечивал их в пустыне на протяжении сорока лет, вёл их в виде столба облачного днем и столба огненного ночью, давал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их (Неем. 9:18–21), и удовлетворял их физические потребности манной и водой. Это, конечно, верно, что со Дня Пятидесятницы в результате искупления Христа Святой Дух распространился на всякого верующего в полноте силы и благословения, что было невозможно сделать до страстей Господних. Профессор Уорфильд показал, что авторы Нового Завета не испытывали никакой потребности доказывать учение о Троице (Уорфилд Б. Б.)
Ко времени написания Нового Завета Первая церковь уже верила в Бога Отца, Автора и Создателя всего сущего, во Христа, Искупителя и Спасителя Церкви, и в Святого Духа, Утешителя и Наставника. Другими словами, Первая церковь до написания Нового Завета полностью приняла Божественность Иисуса Христа и Личностность Святого Духа (Уэнгер Дж. К) .
Христос как вечный Сын пришел в мир, чтобы спасти народ, а Святой Дух в Пятидесятницу излился на Церковь в полноте силы и благословения. Откровение Троицы было в основном откровением на деле, чем на словах. По этой причине писатели Нового Завета не меняли свое учение о Боге добавлением двух богов к Господу Ветхого Завета. Скорее, они показывали, что Бог Ветхого Завета состоит из трех Личностей: вечного Отца, Который был Автором плана спасения; вечного Сына, Который пришёл в этот мир и совершил искупление и вечного Святого Духа, Который применил к каждому человеку искупление Иисуса. Искупление вследствие этого сделало возможной полноту откровения Троицы: откровение Троицы сопровождало факт принесения спасения народу. В конечном счете, именно воплощение Сына при рождении Иисуса и дар Святого Духа в День Пятидесятницы прояснили то, что Бог Ветхого Завета существует в трех Лицах.
Евангелия ясно говорят, что между Иисусом и Отцом существовали отношения «Я - Ты»; Отец и Сын в свою очередь объединяются, посылая Святого Духа Церкви. Не только весь Новый Завет представляет Святого Духа в свойственных личности понятиях любви, хотения, заботы, огорчения и т.д., но и Иисус настолько ярко осознавал Личность Святого Духа, что называл Его Ekeinos (Ин. 14:26), что можно перевести как «Некто» или «Он». При этом Иисус использовал местоимение мужского рода, хотя существительное для слова «Дух», к которому применялось местоимение «Он», в действительности является словом среднего рода в греческом языке.
Роль Святого Духа - приводить людей к Богу через Господа Иисуса Христа. Хотя Отец, Сын и Святой Дух находятся в тесном единстве в догмате крещения и в апостольском благословении, все же есть несколько мест, где говорится о Сыне или о Святом Духе как о Боге.
Либерализм двадцатого века также склонен отрицать сущностную и уникальную Божественность Господа Иисуса Христа и Личностность Святого Духа. Поэтому исповедание веры в Отца, Сына и Святого Духа - это один из первых знаков здравости христианской веры, в отличие от любого вида рационализма или небиблейской философии, которые не соглашаются принять глубокую библейскую тайну Бога, вечно существующего в трех Личностях: Отце, Сыне и Святом Духе.
2 Природа Святого Духа
Божественность Святого Духа
Божественность Святого Духа представляется не такой очевидной, как Божественность Отца и Сына. Божественность Отца априори подразумевается библейским учением, Божественность Сына утверждается и аргументируется. Но относительно Божественности Святого Духа мы видим только разные косвенные на это указания. Н существуют определенные доказательства этого. Так, Святой Дух и Бог часто взаимозаменяемы. Дух часто ассоциируется с Богом. Пример тому - Деян. 5. Анания и Сапфира продали какую-то собственность. Часть суммы они принесли апостолам, оповестив, что это – полная полученная выручка. На что было получено осуждение Петра, и Анания и Сапфира умерли. Говоря с Ананией, Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). Следующий стих говорит: «Ты солгал не человекам, а Богу». Мы видим, что ложь Богу приравнивается с ложью Богу. Ложь была сказана не людям, а Самому Богу. Поэтому Дух, которому лгал Анания, и являлся Богом. Следующим аргументом того, что Святой Дух и Бог равны, являются рассуждения Павла о теле христианина. В1 Кор. 3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (Вуд. Д.) . В 1 Кор. 6:19-20 он иприменяет почти те же выражения: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших» (Вуд Д.) . С точки зрения Павла, присутствие в человеке Святого Духа приравнивается присутствию в нем Бога. Храм Святого Духа – это Храм Бога. Поэтому Святой Дух - Бог.
Далее, Святой Дух также имеет характеристики, качества Бога. К примеру, это всеведение. В 1 Кор. 2:10-11 Павел пишет: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Вуд Д) . Всеведение Духа явствует также из заявления Иисуса в Ин. 16:13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Вуд. Д.) .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Большой библейский словарь, ред. Уолтер Элуэлл и Филипп Камфорт, перевод с англ. О. А. Рыбакова. - Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2005. – 1503 с.
2) Веспетал Т. Слово о Боге. Евангельское богословие для восточных христиан. Том 1. Существование Бога. - М.: МТИ, Н. Новгород: Агапе, 2017. - 416 с.
3) Вуд, Джордж. Деяния Святого Духа [Текст] : учебное пособие / Джордж Вуд, Квентин МакГи. - 2-е изд. - Нижний-Новгород : Агапе, cop. 2015. – 287 с.
4) Грэм Голдсуорси. По Божьему замыслу. Введение в библейское богословие, пер. сангл. - Черкассы: Коллоквиум, 2011. – 320 с.
5) Грудем У. Систематическое богословие - СПб, Мирт, 2004. – 1453 с.
6) Систематическое богословие/Под редакцией Стэнли Хортона. – Спрингфилд, Миссури, США 1999. – 880 с.
7) Тёрнер, Макс «Святой Дух». В Иисус и Евангелия. Словарь, под редакцией Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла: 562-571. М.: ББИ св. Апостола Андрея, 2016. – 562 с.
8) Уорфилд Б.Б. Развитие человеческой природы Христа// https://www.reformed.org.ua/2/369/Warfield (02.09.2021)
9) Уэнгер Дж. К. Введение в богословие / Джон Кристиан УэнгерПер. с англ. Е. Фигура, К. Ордин, Д. Кожемяка, В. Петрусевич. -Steinhagen. - Samenkorn, 2019. - 406 с.
10) Эриксон, Миллард. Христианское богословие. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 1999. – 1088 с.