Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что практически все современные подростки страдают той или иной степенью выраженности компьютерной зависимости. Это связано не только с быстрым развитием компьютерных технологий, но и необходимостью общения в виртуальном мире, поскольку найти себе друзей или поддерживать общение с уже имеющимися проще в социальных сетях или мессенджерах.
Кроме того, если раньше подросток мог только дома, за компьютером, пользоваться Интернетом, то теперь он доступен в любой точке мира за счет появления гаджетов и массового подключения мобильных телефонов к Интернету.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и виды компьютерной зависимости
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости американские ученые заговорили в начале 80-х годов .
В наши дни термин «компьютерная зависимость» до сих пор не признается многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, но сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевидным и набирает обороты .
Помимо компьютерной зависимости, существуют некоторые связанные типы зависимостей: интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр, которые так или иначе связаны с длительным пребыванием за компьютером.
Многофункциональность компьютеров привлекает людей: не нужно куда-то ехать, разбираться, тратить время и нервы и т.д. – с помощью пары «кликов» можно осуществить практически любые действия. С распространением Интернета – спасителю современной молодежи в «поисках» учебников, материалов и прочего – компьютерная зависимость молодежи постоянно возрастает .
Интернет и компьютер заменяют настоящую жизнь молодых людей и подростков. Все больше и больше людей проводят время, сидя в Интернете, предпочитая его реальному общению с друзьями, прогулкам, которые очень полезны для организма. Таким образом, компьютер и Интернет заменяют множество полезных действий.
Компьютерные игры, созданные еще много лет назад, сразу нашли массу поклонников. С улучшением компьютеров, игры также усовершенствовались, привлекая все больше и больше людей. Сегодня компьютерные технологии достигли такого уровня развития, что позволяют программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошей графикой и звуковым оформлением. С каждым скачком в компьютерных технологиях растет число людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» .
1.2. Причины и симптомы компьютерной зависимости у подростков
Компьютерная зависимость может сформироваться в любом возрасте, но эта проблема наиболее актуальна для подростков из-за чувствительности этого возрастного периода и повышенного интереса к компьютерным играм .
В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин используется для категории людей, которые патологически используют компьютер в целом, в том числе для общения в социальных целях .
Зависимость от компьютерных технологий выражается в двух основных формах :
– Интернет-зависимость;
– чрезмерное увлечение компьютерными играми.
Психологические симптомы компьютерной зависимости у подростков выглядят следующим образом :
– хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
– невозможность остановиться;
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
– пренебрежение семьей и друзьями;
– чувство пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
– ложь учителям или членам семьи о своей деятельности;
– проблемы с учебой;
– непереносимость низкой скорости Интернета.
Патологическое влияние компьютера также может негативно сказаться на личности подростков, а также на химических пристрастиях (алкоголизм, наркомания) .
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых
Эмпирическое исследование компьютерной зависимости подростков было проведено в ГБОУ «Школа № 3» города Москва, в 11А классе.
В исследовании приняло участие 30 учащихся 11А класса, которые, по наблюдениям учителя, все страдают выраженной компьютерной зависимостью.
2.2. Методики исследования
Эмпирическое исследование было проведено посредством применения четырех методик диагностики, две из которых направлены на выявление компьютерной зависимости и ее компонентов, одна определяет личностные особенности испытуемых, и еще одна выявляется их смысложизненные ориентации, которые важны для подростков и молодых людей в этом возрасте, который являются переломным как в личной, так и в карьерной сфере.
Первая методика исследования – «Многофакторный личностный опросник» Р. Кетелла. Данная методика является одним из наиболее распространенных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. В процессе экспериментального исследования личности Р. Кеттелл выявил 16 биполярных личностных черт (факторов), степень развитости которых можно измерить с помощью опросника .
Вторая методика исследования – «Методика диагностики компьютерной зависимости» А.Р. Шакуровой и А.Р. Дроздиковой-Зариповой .
Цель методики – выявление компонентов компьютерной зависимости.
Результаты методики интерпретируются по трем шкалам:
– компенсаторный компонент (вопросы 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 23, 29, 36, 37, 45, 48), который характеризуется как проблемы в отношениях с реальностью, поиск эмоционального комфорта в виртуальном мире;
– социальный компонент (вопросы 2, 3, 4, 7, 12, 26, 28, 30, 32, 33, 38, 39, 41, 42, 46, 47);
– сверхценностный компонент (вопросы 1, 6, 11, 15, 16, 17, 22, 24, 25, 27, 31, 34, 35, 40, 43, 44).
По каждой шкале респондент может получить от 0 до 64 баллов.
Общий уровень компьютерной зависимости рассчитывается следующим образом:
Низкий уровень (или отсутствие выраженных признаков зависимого поведения) – 0–63 баллов.
Средний уровень (или признаки зависимого поведения выражены слабо) – 64–128 баллов.
Высокий уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выражены сильно) – 129–192 баллов.
Третья методика, которая используется в данном исследовании, – это «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева .
Данная методика позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1. Исследование личностных особенностей подростков
В данном разделе представим результаты выявления личностных особенностей участников исследования. Полученные данные представлены в Таблице 3.1.
Исходя из данных Таблицы 3.1, можно сказать, что подростки, которые приняли участие в исследовании, имеют различные особенности в проявлении личностных качеств.
Так, они имеют нарушения в сфере общительности, обладают низким уровнем эмоциональной стабильности и самоконтроля, практически никогда не проявляют чувствительность. Кроме того, обнаружено, что эти подростки являются ведомыми, не умеют проявлять инициативу, также им не хватает смелости для принятия собственных решений.
Уровень развития интеллекта оценивается как средний. Также подростки отличаются повышенной экспрессивностью, подозрительностью, тревожностью и напряженностью. У них выявлен высокий уровень мечтательности (оторванности от реального мира), при этом они совершенно не дипломатичны, не могут грамотно выстраивать реальную коммуникацию.
В ходе проведенного исследования выявлена интересна особенность. Подростки, которые приняли участие в исследовании, имеют очень высокий уровень нормативности поведения (привыкли и готовы жить по правилам), но в реальной жизни, тем не менее, им свойственен радикализм и нонконформизм.
Таким образом, можно сделать вывод, что все участники исследования обладают похожими личностными особенностями, которые, как предполагается, являются либо причиной, либо следствием наличия у них компьютерной зависимости.
3.2. Определение компьютерной зависимости у подростков
В данном разделе представим результаты выявления типа компьютерной зависимости участников исследования. Полученные данные представлены в Таблице 3.2.
Из Таблицы 3.2 видно, что молодые люди, которые приняли участие в исследовании, имеют высокий уровень компьютерной зависимости (157,3 балла).
При этом обнаружено, что все компоненты компьютерной зависимости у участников исследования выражены в равной степени: по шкале компенсаторного компонента молодые люди набрали 53,8 балла, по шкале социального – 55,9 балла и по шкале сверхценностного компонента – 47,6 балла.
3.3. Исследование смысложизненных ориентаций подростков
Из Таблицы 3.3 видно, что у молодых людей, которые приняли участие в исследовании, выявлены проблемы с развитием смысложизненных ориентаций. Уровень осмысления жизни у участников исследования можно характеризовать как довольно низкий (88,4 из возможных 189 балла).
Средний, ближе к низкому уровень, наблюдается у молодых людей по показателям осмысления целей и процесса жизни (21,8 и 20,9 балла соответственно). На данный момент испытуемые не задумываются о том, чего они хотят, и как организована их повседневная жизнь, что в таком возрасте является серьезной проблемой, поскольку они должны выбирать свой дальнейший путь (карьерные и личные предпочтения).
Также выявлен низкий уровень выраженности показателя осмысления результативности жизни, локуса контроля – Я и локуса контроля – жизнь (14,6, 12,9 и 17 соответственно).
Это говорит о том, что молодые люди не умеют осуществлять должный для этого возраста контроль над своей жизнью, не несут ответственности за собственные поступки. У них плохо развита сила воли, которая необходима для успешного взросления и развития личности.
Кроме того, испытуемые не понимают, к чему может привести та жизнь, которую они сейчас ведут, не имеют возможности прогнозировать и контролировать результаты собственного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые люди, которые приняли участие в исследовании, имеют выраженные личностные проблемы, связанные с отсутствием соответствующего их возрасту представления о жизни, локуса контроля, который важен для регулирования собственного поведения. У них смещены представления о целях в жизни и понимание того, как их поведение в данный момент может отразиться на их успешности и результатах деятельности.
3.4. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости подростков
В ходе проведения скрининговой диагностики компьютерной зависимости выявлено, что среднегрупповое значение по данному показателю составило 38,2 балла, что соответствуют второму уровню компьютерной зависимости участников исследования, который требует не только реабилитационного, но и медицинского вмешательства.
При этом выбора разделилась на принадлежность к двум уровням:
Первый уровень компьютерной зависимости – 12 человек. Эти молодые люди, несмотря на серьезное увлечение компьютерами, постоянное нахождение в виртуальном мире и предпочтение сетевому общению реальному, имеют определенные точки опоры в повседневной жизни.
Они общаются с друзьями, учатся, взаимодействуют с родителями, совершают какие-то бытовые действия. Таким участникам исследования необходима реабилитация, которая может быть эффективной при правильном подборе методов.
Второй уровень компьютерной зависимости – 18 человек. Эти молодые люди нуждаются в медицинском вмешательстве, т.к. они совершенно оторваны от реального мира. Их жизнь – это общение в социальных сетях, компьютерные игры, ведение блогов.
Они не признают общения вне виртуального мира, фактически не выходят из дома, либо постоянно пользуются гаждетами. Многие из них не просто постоянно общаются в Интернете, они являются участниками различных тематических групп, где люди проводят всю свою жизнь: там распределены роли, статусы, обязанности, которые реализуются в вымышленной реальности.
3.5. Статистический анализ полученных результатов
Для выявления взаимосвязей личностных качеств и смысложизненных ориентаций подростков с обнаруженной у них компьютерной зависимостью проведем корреляционный анализ полученных данных посредством расчета коэффициента Пирсона (Приложение 1).
Учитывая наличие большого количества показателей, выделим только те, где обнаружена сильная зависимость показателей друг от друга. Результаты представим в виде серии корреляционных плеяд, которые будут сгруппированы по компонентам компьютерной зависимости подростков. Корреляционные плеяды представлены на рисунках 3.1–3.4. Прямые корреляционные зависимости на плеядах будут представлены стрелкой от показателя к факторами, обратные – обратной стрелкой.
На рисунке 3.1 видно, что уровень компьютерной зависимости имеет прямые корреляции с такими факторами как тревожность и напряженность. Это говорит о том, что такие личностные качества подростков могут стать причиной компьютерной зависимости.
Обратные корреляции компьютерной зависимости обнаружены по показателям эмоциональной стабильности и самоконтроля, что указывает на то, что подростки уходят в виртуальный мир от того, что не умеют контролировать свои действия и испытывают вспышки негативных эмоциональных состояний в реальном мире.
Выявлено, что подозрительность как личностная характеристика является основой компенсаторного компонента компьютерной зависимости подростков. Подозрительность к людям и событиям реальной жизни, которые подростки не могут контролировать они компенсируют управляемой виртуальной жизнью, где они могут выступать от лица любого персонажа и вовсе прятать свое лицо и личность от других пользователей, что не удается сделать в обычной жизни.
Также выявлены обратные корреляции с такими факторами как самоконтроль и локус контроля – жизнь. Подростки именно в виртуальном мире становятся более организованными и могут контролировать себя, собственное поведение и события в «жизни», исходя из собственных возможностей и принципов.
На рисунке 3.3 представлены корреляционные связи социального компонента компьютерной зависимости с личностными факторами и смысложизненными ориентациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Диагностика компьютерной зависимости у подростков» состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы, соответствующие цели и задачам исследования.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости американские ученые заговорили в начале 80-х годов.
В наши дни термин «компьютерная зависимость» до сих пор не признается многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, но сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевидным и набирает обороты.
Помимо компьютерной зависимости, существуют некоторые связанные типы зависимостей: интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр, которые так или иначе связаны с длительным пребыванием за компьютером.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, А.А., Порошникова, М.И., Хабарова, С.И. Современные аспекты изучения основных категорий кибертехнологий / А.А. Авдеева, М.И. Порошникова, С.И. Хабарова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 7. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 104–116.
2. Барышникова, А.А., Туманова, П.И., Шиловская, Е.К. Зависимый подросток как медико-социальная и психологическая проблема современного российского общества: основные подходы к работе с аддитивными подростками на современном этапе развития общества / А.А. Барышникова, П.И. Туманова, Е.К. Шиловская // Вестник Самарского государственного университета. Вып. 4. Педагогика и психология. – Самара: Издательство Самарского государственного университета, 2020. – С. 56–70.
3. Головченко, И.Т. Геймификация как социальная проблема / И.Т. Головченко // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 14–25.
4. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Шакурова, А.Р. Специфика компьютерной зависимости подростков в педагогической практике // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей международной научной конференции. – Казань: Центр инновационных технологий. – С. 161–166.
5. Казанкова, И.М., Поршнева, А.А. Инновационные компьютерные технологии: социологический и психологический аспекты / И.М. Казанкова, А.А, Поршнева. – Туда: Приоритет, 2021. – 298 с.
6. Куликович, А.А. Компьютерная зависимость / А.А. Куликович. – Воронеж: Перспектива, 2021. – 350 с.
7. Левковская, А.Я. Причины и последствия компьютерной зависимости у детей и подростков: педагогический и психологический аспекты / А.Я. Левковская // Современная педагогика. – 2020. – № 1. – С. 75–90.
8. Многофакторное исследование личности по методике Кетелла // Психологические тесты онлайн. Методический портал. – [Электронный ресурс] https://psytests.org/cattell/index.html#:~:text=Методика%20многофакторного%20личностного%20опросника%20Кеттелла,на%20их%20основе%20осуществить%20интерпретацию (Дата обращения: 20.05.2021)
9. Самойлова, В.А. Принципы и методы исследования компьютерной зависимости подростков / В.А. Самойлова // Маркетинговые технологии. – 2020. – № 7. – С. 30–45.
10. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот // Cyberpsy. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberpsy.ru/tests/yurieva_bolbot_computer_addiction_test/ (Дата обращения: 22.05.2021)
11. Супонева, Я.С., Гридасова, М.И. Компьютерная зависимость как психическое отклонение подростков: методы диагностики и коррекции / Я.С. Супонева, М.И. Гридасова // Вестник Иркутского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 99–116.
12. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева // Психология счастливой жизни. – [Электронный ресурс] https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (Дата обращения: 20.05.2021)
13. Харламова, Е.Е., Оноприенко, А.В., Кустова, Н.Е. Принципы психологической работы с подростками, страдающими компьютерной зависимостью: основные направления деятельности и методики реабилитации на различных стадиях / Е.Е. Харламова, А.В. Оноприенко, Н.Е. Кустова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогической работы с современными подростками: практические и методологические аспекты». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2021. – С. 146–160.
14. Черепанова, И.М., Федорова, С.С. Диагностика и коррекция компьютерной зависимости у детей и подростков: основные направления исследований / И.М. Черепанова, С.С. Федорова // Технологии психологической коррекции. Сборник статей. – Воркута: Смысл, 2021. – С. 59–72.