Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена деятельности органов прокуратуры СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, сегодняшней международной обстановкой, когда огромное количество непрофессионалов и людей далёких от юриспруденции и истории позволяют себе сочинять всяческие пасквили, ничего общего не имеющие с реальным положением дел в Прокуратуре СССР в годы Великой Отечественной войны. Существенным нюансом является и то, что сегодня, когда в обществе по прежнему идёт активная полемика об органах внутренних дел и государственной безопасности периода сталинского СССР, и, в частности, времён Великой Отечественной войны, органы прокуратуры как-то обходят стороной и в плане истории касательно военного периода СССР это, в некотором случае, тёмное пятно.
Советская юридическая литература, также как и современная широко представлена исследованиями о деятельности органов государственной власти в период Великой Отечественной войны (ГКО, Ставка Верховного Главнокомандующего, Совнаркома, наркоматов, местных советов, городских штабов обороны и прочее), содержании чрезвычайных нормативных актов в период войны, особенностях применения действующего законодательства.
К сожалению, исследований, посвященных военным будням работников юстиции, прокуратуры, суда, адвокатуры мизерное количество, что не может не вызывать удивления. Советскими юристами в годы войны накоплен богатейший юридический опыт соблюдения законности в стране в чрезвычайных условиях. Этот опыт сейчас по крупицам можно собрать не только из фондов российских архивов, но и со страниц профессиональных журналов, издававшихся весь период Великой отечественной войны.
К примеру, колоссальный опыт был накоплен военной прокуратурой, правовая основа деятельности которой помимо советских законов и указов Президиума Верховного Совета СССР дополнилась постановлениями ГКО СССР и приказами Прокурора СССР и Главного военного прокурора Красной Армии. Сфера надзора военных прокуроров расширялась за счет объектов, переведенных на военное положение, предприятий военной промышленности, железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
На военных прокуроров возлагалась сложнейшая в этих условиях задача обеспечения общественного порядка и неотвратимости юридической ответственности на строгих началах законности, принятия мер по предотвращению преступлений в боевой обстановке. Проведение процессуальных действий (опрос свидетелей, расследование, экспертизы) осуществлялось в кратчайшие сроки, зачастую в ночное время. В военное время около 70% уголовных преступлений расследовались в течение от 1 до 5 суток, потому военная прокуратура была призвана проверять законность процессуальных действий.
Основной задачей данной работы является детальное рассмотрение работы органов прокуратуры, специфику и основные задачи этих органов в военное время, вместе с тем не выводя работу органов прокуратуры за скобки, а встраивая работу прокуроров в общую картину самоотверженной работы советского народа над врагом.
Приступая к изложению данной темы, необходимо дать характеристику государственного права СССР в рассматриваемый период, а также указать регулирующие работу прокуратуры нормативно-правовые акты, что немаловажно для изучения темы.
Кроме того, следует вкратце разобрать, что из себя представляла Прокуратура СССР накануне войны и каким образом она была образована.
Свершившаяся 7 ноября 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция закономерно похоронила предшествующую политическую и социальную систему Российской империи. Из пламени революции рождалась новая система.
Существовавшие до того прокурорские институты были упразднены Дектретом № 1 о суде, который был принят Советом Народных Комиссаров 24 ноября 2017 г. VI Всероссийский (Чрезвычайный) съезд Советов, собравшийся в первую годовщину революции, принял постановление «О точном соблюдении законов». Согласно этому постановлению основным проводником законов в жизнь объявлялся государственный аппарат РСФСР, контроль же за соблюдением законов обеспечивал Народный Комиссариат Юстиции. Надзор за законностью в области следствия и судов возлагался на коллегии обвинителей, центром же этих комиссий была учреждённая декретом ВЦИК и СНК РСФСР 16 мая 1918 года Центральная Коллегия обвинителей при революционном трибунале при ВЦИК. Частично функции надзора были также возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК).
Однако по мере перехода от Гражданской войны к мирному строительству росла необходимость создания Прокуратуры, как надзорного органа, независимого от власти, осуществляющего обвинение в суде, надзор, руководство следствием, а также предупреждение нарушений, что было отмечено наркомом юстиции Н. В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г.
Первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Наркомата Юстиции с ограниченными полномочиями. Ограниченные полномочия стали результатом противодействия региональных чиновников, не желавших иметь под боком независимого от них прокурора. Наркомат юстиции, по предложению В. И. Ленина, разработал Положение о прокурорском надзоре, которое было представлено на третью сессию ВЦИК IX созыва, однако Каменев, Рыков, Зиновьев и Осинский решительно выступили против этого документа. В итоге этот политический проект не прошёл.
Однако Н. В. Крыленко предложил проект Положения о прокурорском надзоре внести на постатейное голосование. 26 мая 1922 г. состоялось голосование, а 28-го мая 1922 г. председатель ВЦИК М. И. Калинин и секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе подписали постановление о принятии Положения о прокурорском надзоре. Сегодня этот день отмечается, как день образования Прокуратуры Российской Федерации.
Прежде всего в положении о прокурорском надзоре были отражены основополагающие принципы организации и деятельности Прокуратуры, как государственного органа. В числе этих принципов стоит упомянуть:
Централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;
Строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;
Независимость органов прокуратуры от местных влияний;
Опора прокурорских органов на широкую общественность.
Функции на прокуратуру были возложены нижеследующие:
1. Осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, а равно хозяйственных учреждений, а также общественных и частных организаций, а кроме того частных лиц применяя практику возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона;
2. Непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и органов ГПУ;
3. Поддержание обвинения во время судебных разбирательств;
4. Наблюдение за правильностью содержания заключённых под стражей.
Заметной деталью этого периода деятельности прокуратуры являлось включение в неё общего надзора в качестве самостоятельной отрасли.
В декабре 1922 года, когда был образован СССР, одновременно с общесоюзными государственными органами были организованы Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Историческим событием в истории советской юриспруденции стало постановление ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. об учреждении Прокуратуры СССР.
С принятием Конституции СССР 1936 г. завершилось законодательное оформление правого статуса прокуратуры.
Важно отметить, что установленные нормами советского государственного права (прежде всего, Конституцией СССР 1936 г.) основы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Российский прокурорский надзор под.ред. Сухарева А. Я. – М.: Норма, 2004;
2. Прокурорский надзор Голустьян О. А. – М.: Юнити, 2012
3. Изменения в деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. – Международный научный журнал «Инновационная наука» №6/2015 г. сс. 196-198;
4. Вопросы гражданского процесса в период Великой Отечественной войны. – Юридичейский вестник СамГУ. 2015 Т1 №4;
5. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 о военном положении. Электронный ресурс:
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_22.06.1941_о_военном_положении. Дата обращения – 27.05.2021;
6. Постановление Президиума ВС СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30.06.1941 о создании ГКО. Электронный ресурс: https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_Президиума_ВС_СССР,_СНК_СССР_и_ЦК_ВКП(б)_от_30.06.1941_о_создании_ГКО. Дата обращения – 27.05.2021;
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1943 об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры. Электронный ресурс:
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_16.09.1943_об_установлении_классных_чинов_для_прокурорско-следственных_работников_органов_прокуратуры. Дата обращения – 27.05.2021 Дата обращения – 27.05.2021;
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Электронный ресурс:
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_22.06.1941_об_утверждении_Положения_о_военных_трибуналах_в_местностях,_объявленных_на_военном_положении_... Дата обращения – 27.05.2021;
9. Совместный приказ №35/175 Наркомата юстиции СССР и Генеральной прокуратуры СССР «О порядке восстановления уголовных и гражданских дел, по которым производство утрачено в связи с обстоятельствами военного времени». Электронный ресурс:
http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/ussr_4359.htm Дата обращения – 27.05.2021;
10. Совместный приказ №102/58 Наркомата юстиции СССР и Генеральной прокуратуры СССР «О порядке направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». Электронный ресурс:
https://istmat.info/node/24383 Дата обращения – 27.05.2021;
11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах». Электронный ресурс:
https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_15.04.1943_о_введении_военного_положения_на_всех_железных_дорогах Дата обращения – 27.05.2021;
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г. «О введении военного положения на морском и речном транспорте». Электронный ресурс:
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/264589-o-vvedenii-voennogo-polozheniya-na-morskom-i-rechnom-transporte-ukaz-prezidiuma-verhovnogo-soveta-sssr-ot-9-maya-1943-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 Дата обращения – 27.05.2021;
13. Совместный приказ №104/64 Наркомата юстиции СССР и Генеральной прокуратуры СССР. Электронный ресурс:
https://istmat.info/node/24383 Дата обращения – 27.05.2021;
14. Приказ Прокурора СССР и Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР от 26 июня 1941 г. № 59/595 https://istmat.info/node/24363 Дата обращения – 27.05.2021;
15. Советская прокуратура: сборник документов. Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н.; Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. – М.: Юрид. лит., 1981.