Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсового исследования. Педагогов-тренеров по худо-жественной гимнастике, по-прежнему, продолжает волновать проблема межличностных взаимоотношений спортсменов, которая не решена и тре-бует дальнейших исследований.
Формирование социальных отношений в спортивных коллективах по художественной гимнастике охватывает молодежь как специфическую со-циально-демографическую группу. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле чело-века: завершение общего образования, выбор профессии, получение про-фессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.
За относительно короткий отрезок жизни представители этой возраст-ной группы переживают смену своего социально-демографического стату-са несколько раз.
На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подго-товки в спорте. Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья Нации.
Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем обще-ния, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руко-водства коллективами и командами.
Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифи-цированных спортсменов по художественной гимнастике выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортс-менов в команде, в грамотном управлении лидерами команд по художе-ственной гимнастике и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.
Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика данного вида спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных кол-лективах и командах, формирования благоприятной “психологической ат-мосферы” спортивных команд по художественной гимнастике.
Объект курсового исследования: процесс формирования спортивного коллектива по художественной гимнастике.
Предметом курсового исследования является деятельность тренера по художественной гимнастике по формированию спортивного коллектива.
Цель курсового исследования: изучить систему работы тренера по художественной гимнастике в аспекте развития спортивного коллектива через организацию лидеров команд.
Для достижения поставленной цели нами были определены следую-щие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсового исследования;
2) выделить психолого-педагогические условия и факторы успешного формирования спортивного коллектива по художественной гимнастике;
3) проанализировать методику работы тренера по художественной гимнастике по формированию спортивного коллектива для выявления ме-тодов и форм построения взаимодействия с командами;
4) разработка рекомендаций для тренера по художественной гимна-стике для успешного функционирования спортивной команды.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Роль тренера по художественной гимнастике в формиро-вании спортивного коллектива
1.1.Коллектив спортсменов по художественной гимнастике и спе-цифика его формирования тренером
Спортивная деятельность носит коллективный характер, она продол-жается и готовится в присутствии других людей и с их участием. Спортив-ная команда - это команда со своими психологическими особенностями, в которой между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать в спортивной команде хороший социальный и психологиче-ский климат, выбрать команду, чтобы все ее члены не только успешно вза-имодействовали на поле, месте, но и гармонировали как личности, чтобы построить правильные отношения в команде - большое искусство и отлич-ная работа тренера-педагога.[4]
На формирование отношений между спортсменами в спортивной ко-манде по художественной гимнастике влияет влияние объективных и субъ-ективных факторов, а также роль социально-психологических факторов.
Одним из таких факторов является социально-психологический фено-мен лидерства.
Лидерство в спортивных коллективах по художественной гимнастике и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, есте-ственный процесс самоуправления и координации взаимодействий и отно-шений между спортсменами применительно к целям и задачам деятельно-сти.
Тренеру необходимо знать лидерские качества (параметры) по следу-ющим причинам:
1. Часто бывает полезно выявить потенциальных лидеров среди чле-нов команды - те члены, которые берут на себя ответственность за дей-ствия команды, будут направлять энергию других членов команды в пра-вильном направлении и уравновешивать ситуацию, если группа или ее от-дельные члены впадают в конкурентный стресс.
2. Это помогает развить необходимые лидерские навыки у отдельных спортсменов по художественной гимнастике, когда в команде нет четкого лидера. Тренер также может работать с ними индивидуально, если коман-да не готова к выбору лидера.
3. Данные о динамике лидерства часто полезны тренеру по художе-ственной гимнастике для анализа собственного поведения.
Некоторые тренеры считают, что коуч автоматически наделяет их определенными лидерскими качествами. Когда спортсмены обнаружива-ют, что они не следуют своим инструкциям, иногда они не могут объяс-нить, почему это происходит, и им трудно проанализировать свои дей-ствия и их возможное личное влияние на команду.
В целом, наиболее эффективными лидерами обычно являются те, кто лучше всего понимает роли лидеров и последователей и может оценить от-носительный статус членов группы. Поэтому тренер должен стремиться не только развить такое понимание в себе, но и выявлять лидеров среди чле-нов команды.
Тренер по художественной гимнастике должен оценивать свою роль официального лидера с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения. Если окажется, что он ориентирован глав-ным образом на задачу, то ему следует учесть как сильные, так и слабые стороны этой позиции и, может быть, выбрать себе помощника, либо капи-тана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию.[6]
Тренер должен выбирать капитана, не определяя его популярность среди различных членов команды, а пытаясь формально и неформально определить, кто в группе считается наиболее способным помочь в дости-жении целей группы.
Тренер, как руководитель группы с явными признаками силы, и ли-дер спортсмена должны уметь формировать коллективное отношение к умеренной напряженности в группе и конфликтам между членами коман-ды.
Чтобы добиться успеха, тренер должен уметь противостоять кратко-временной непопулярности во время интенсивных тренировок.
Если тренер, стремящийся к успеху, работает с командой, нацеленной на построение хороших дружеских отношений, то он должен быть готов к возможной необходимости заменить многих спортсменов с сильной меж-личностной ориентацией на спорстменов с не такой яркой выраженной личностной ориентацией.
Если же у спорстменов большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.[2]
Оценка тренеров-педагогов по художественной гимнастике чаще всего не совпадает с тем, как спортсмены оценивают свои личные качества и профессиональные знания. Поэтому тренерам приходится анализировать свое поведение и действия различными способами (видеозапись, видео-съемка, во время стандартных и нестандартных интервью и интервью), чтобы соответствовать их собственному имиджу. Сама попытка самосо-вершенствования поможет сформировать у спортсменов позитивное отно-шение к тренеру.
Для спортивной команды по художественной гимнастике, как и для любой другой команды, характерны следующие черты: личный контакт всех участников, повседневное общение, ответственность, взаимопомощь, взаимопонимание, солидарность, послушание, лидерство, сотрудничество, дружба, товарищество, взаимопомощь, поддержка. [4]
В связи со спецификой деятельности к числу особенностей развития спортивного коллектива следует отнести следующие:
1)спортсмены одновременно входят в несколько коллективов, и тре-нерам необходимо знать, какой из них является референтным.
Профессионализация спорта свидетельствует о том, что для спортсме-нов чаще всего референтным является спортивный коллектив. Следова-тельно, он является наиболее значимым в формировании личности спортсмена;
2) повышенные требования к личности: ежедневные тренировки, уча-стие в соревнованиях, соблюдение спортивного режима, лишение многого того, что доступно людям вне профессионального спорта, замкнутый об-раз жизни – требуют от тренера организации досуга, удовлетворения раз-нообразных интересов, разумного включения в общественную жизнь, свя-зи с семьей, клубом и т.д.;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы:
1.Богданов В.А., Семёнов В.Е. Социальная психология. - Л.: «Изда-тельство ЛГУ», 2005. - 216 с.
2.Бойко В.В., Волков И.П. Труд, контакт, эмоции. - М.: «Просвеще-ние»,2007 - 186 с.
3.Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2010. - С. 12-24.
4.Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2018, С. 133 - №5.
5.Загайнов Р.М. Психология в команде. - М.: «ФиС», 2011. - 144 с.
6.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - 476 с.
7.Зотов Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе. - М., 2004. - 303 с.
8.Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсмена. - М: «ФиС», 2000. - 256 с.
9.Иванов И.П. Энциклопедия коллективно творческих дел. - М.: «Пе-дагогика», 1989. - 206 с.
10. Келлер В.С. Деятельность спортсмена в вариативных конфликт-ных ситуациях. - М.: ФиС, 2004. - 184 с.
11.Коломейцев Ю.А. Взаимодействие в спортивной команде. - М: «АКАДЕМИЯ»,2011. - 315 с.
12.Кочетков Л.П. Управление футбольной командой. - М.: «Астрель», 2012. - 243 с.
13.Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. - М.: «ФиС», 2010. - 321 с.
14.Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., Изд. Ленин-градского ун-та, 1990. - 173 с.
15.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., «Педаго-гика», 1972. - 334 с.
16.Мельникова В.М. Психология. - М.: «ФиС», 1987. - 367 с.
17.Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М: «Педагогика», 2003. - 253 с.
18.Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: «ФиС», 2010. - 224 с.
19.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Издательство ЛГУ, 2010. - 151 с.
20.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: «Полит-издат», 1986. -255 с.