Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Общая характеристика налоговых режимов для малого предпринимательства
В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут выбрать одну из льготных систем налогообложения, к которым относятся:
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для видов деятельности: сельское хозяйство и рыболовство;
упрощенная система налогообложения (УСН);
патентная система налогообложения (ПСН);
налог на профессиональный доход (НПД) – для самозанятых граждан .
С 1 января 2021 года перестала действовать система налогообложения, установленная гл. 26.3 НК РФ – «Единый налог на вмененный доход» (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»») и с выбором нового налогового режима столкнулись все вмененщики независимо от региона и вида деятельности.
В замену ЕНВД в настоящее время доступны следующие спецрежимы:
• для организаций – упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
• для предпринимателей – Упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД).
Чтобы принять правильное решение нужно учитывать:
вид деятельности
величину дохода
наличие (отсутствие) у предпринимателя наемных сотрудников
плюсы и минусы выбранного режима
Налогоплательщики, не перешедшие с 01.01.2021 на иной спецрежим в установленные сроки, с 01.01.2021 автоматически считаются перешедшими на общий режим налогообложения. В этом случае придется уплачивать налог на прибыль (НДФЛ) и НДС. Если налогоплательщик совмещал ЕНВД и УСН, с 01.01.2021 он остается на УСН.
Наиболее приближенной к ЕНВД является система налогообложения – УСН.
При этом возможны два варианта объекта налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Ограничения:
объем годовых доходов – не более 150 млн руб.;
средняя численность работников за год – не более 100 человек;
стоимость ОС – не более150 млн руб.;
отсутствие филиалов
нельзя добывать полезные ископаемые (кроме общераспространенных), производить подакцизные товары, заниматься страховой и банковской деятельностью, быть иностранной организацией, оказывать услуги в качестве ломбарда или микро финансовой организации, осуществлять деятельность в качестве агентства по подбору персонала, иметь в составе учредителей юридическое лицо с долей более 25%.
Декларация по УСН предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 31 марта (для юридических лиц) или 30 апреля (для индивидуальных предпринимателей). При этом ежеквартально (не позднее 25.04, 25.07, 25.10 налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи по результатам деятельности за истекший период.
С 2020 года налогоплательщики – индивидуальные предприниматели могли перейти с ЕНВД на патентную систему налогообложения (ПСН) за исключением аптек, торговцев обувью и меховыми изделиями.
Ограничения:
средняя численность наемных работников за период применения ПСН не должна превышать 15 человек;
максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода ограничен: 3 млн руб.
исключение составляет только 4 вида предпринимательской деятельности (аренда, розничная торговля, общепит), по которым максимальный размер потенциально возможного к получению дохода составляет 10 млн руб.
ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.
отсутствие налогового долга по ПСН.
Максимальный период, на который может быть выдан патент – календарный год (с 01 января по 31 декабря), минимальный – 1 месяц .
Плательщики ПСН освобождены от предоставления отчетов и уплаты НДС (за исключением импортных операций и в отношении видов деятельности, по которым не применяется ПСН), налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности по ПСН (за исключением налога, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, по которой применяется ПСН).
В связи с этим, перед региональным Правительством встали две основные задачи: не допустить сокращение доходов местных бюджетов, так как суммы ЕНВД пополняют именно местные бюджеты, и сохранить комфортные условия работы для налогоплательщиков, которые в 2021 году перешли на альтернативные налоговые режимы.
Выводы по первой главе
Подводя итог, хотелось бы особо подчеркнуть важность льготных налоговых режимов для малого бизнеса, которые, без сомнения, являются важным стимулирующим фактором. Однако, как было выяснено, этот фактор может не работать при условии неблагоприятной для предпринимательства налоговой политике правительства, которая заключается в повышении ставок основных налогов и росту налоговой нагрузки. Как итог – многие предприниматели признаются, что в России не создана подходящая атмосфера для развития бизнеса, а половина из опрошенных бизнесменов усомнилась в благоприятных перспективах. Надо сказать, что и тяжелый 2020 г. существенно навредил развитию малого бизнеса – и в этой связи как никогда актуальны меры, которые принимаются правительством по поддержке бизнеса. Важно, чтобы эти меры реально функционировали и помогали субъектам малого предпринимательства пережить кризисный период. Это поможет не только сохранить малое предпринимательство, но и способствовать росту доверия.
Глава 2. Особенности льготных систем налогообложения на предприятиях малого бизнеса
2.1 Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для видов деятельности: сельское хозяйство и рыболовство
Единый сельскохозяйственный налог имеет специальный налоговый режим, действующий для организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию.
Выделим основные сферы, которые имеют возможность использования специального налогового режима:
1. Продукция растениеводства,
2. Продукция сельского и лесного хозяйства,
3. Продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов .
Организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками, имеют право на добровольный переход на специальную систему налогового режима, а именно на систему единого сельскохозяйственного налога. Так, согласно п.5 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо подать уведомление в налоговый орган . В данном случае организации должны уведомить налоговый орган, находящийся по месту регистрации самой организации, а Индивидуальные предприниматели по месту жительства. При этом, если юридическое лицо является действующим и использует общий налоговый режим или упрощенную систему налогообложения, то возможность перехода на единый сельскохозяйственный налог образуется только с началом нового календарного года.
С 1 января 2019 года налогоплательщики ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС, но при этом согласно п. 1 ст. 145 налогового кодекса РФ, они имеют право отказаться от исполнения данных обязанностей.
Согласно единому сельскохозяйственному налогу, налоговая выгода может выражаться в освобождении от налогов, при этом ИП и организации имеют разные виды налоговой выгоды, которые представлены в таблице 2 .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (ред. от 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31. Ст.4006.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»» от 29.06.2012 № 97-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 27. Ст.3588.
4. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)» от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст.3340.
5. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 49. Ст.7494.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.06.2012 № 94-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26. Ст.3447.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 30. Ст.4884.
8. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Консультант Плюс (дата обращения: 27.05.2021).
Основная литература
9. Беляева А.В. Оптимизация налогообложения предприятия малого бизнеса / А.В. Беляева // Молодежь и XXI век – 2019 материалы IX Международной молодежной научной конференции. – 2019. – С.65–68.
10. Боркова Е.А. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы / Е.А. Боркова, В.А. Подкатилина, П.Е. Завьялова // Государственный советник. – 2019. – №2 – С.83–89.
11. Воротникова А.М. Анализ системы налогообложения малого предприятия // А.М. Воротникова, С.А. Мезина Молодежь и XXI век – 2019 материалы IX Международной молодежной научной конференции. – 2019 – С.101–104.
12. Гвоздкова О.Д. Основные направления модернизации и совершенствования налогообложения малых предприятий / О.Д. Гвоздкова, О.В. Чепик // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции.– 2019. – С.106–109.
13. Дьяконова О.С. Значение развития малых предприятий и специфика организации учета их налогообложения // О.С. Дьяконова, А.М. Пузанкова. – Вестник университета. – 2019. – №5 – С.130–135.
14. Евсин М.Ю. Понятие налоговой нагрузки и оценка ее уровня как фактор успешной деятельности предприятия / М.Ю. Евсин, Л.В. Труфанова // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. Тамбов: Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации Российский союз молодых ученых. – 2020. –№17 – С.28–35.
15. Кирнос Д. М. Эволюция доктрины налоговой выгоды: от актов толкования к законодательному закреплению / Д. М. Кирнос // Colloquium-journal. 2019. – № 7 (31). – С. 23-25.
16. Налоговое право России: учебник для академического бакалавриата / А. А.Тедеев, В. А. Парыгина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019.– 390 с.
17. Обзор: .Основные изменения налогового законодательства в 2020 году [Электронный ресурс] // СПС .Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.05.2021).
18. Патентная система налогообложения [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. URL: http://www.nalog.ru/rn25/ip/ip_pay_taxes/patent/ (дата обращения: 27.05.2021).
19. Статистика и аналитика // ФНС. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 27.05.2021).
20. Тюпакова Н. Н. Проблемы применения единого сельскохозяйственного налога как инструмента налогового регулирования / Н. Н. Тюпакова, Е. А. Ермакова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. – № 2 (76). – С. 116-120.
21. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2021).