Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших составных частей процесса правообразования является правотворческая деятельность, обеспечивающая государственное руководство обществом.
Правотворчество является одной из самых изучаемых тем в современ-ной юриспруденции в силу целого ряда причин. Во-первых, оно является сущностной характеристикой права, т.к. в зависимости от подходов к нему, можно по-разному ответить на вопрос, что такое право, каковы его субъек-ты, можно ли различать «право» и «неправо» и т.д. Во-вторых, в последнее столетие правотворчество ста¬ло представлять собой процесс, во время кото-рого государство в лице своих орга¬нов и общество непосредственно взаимо-действуют. Этому способствовало и раз¬витие парламентаризма, и введение в ряде стран института народной инициативы, и совершенствование избира-тельной системы, и применение различных демокра¬тических процедур, например, таких как референдум. В периоды активного взаи¬модействия про-являются позиции сторон, отражающие их правовые ценности. В-третьих, современная эпоха поставила несколько новых проблем, которые требуют решения.
По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человече-ское общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решени-ях, в такой деятельности органов государства, в результате которой созда-ются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Право при-дает политике государственного аппарата четкую нормативную конкрет-ность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государ-ство. На современном этапе развития российского общества совершенство-вание правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.
Объектом исследования является общественные отношения в сфере правотворческой деятельности в современной России, ее организация и пра-вовая регламентация.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие процесс правотворчества в современной России, а также практическая деятельность различных субъектов данного процесса.
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ сущности правотворческой деятельности в современной России.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следую-щие взаимосвязанные исследовательские задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и принципы правотворчества.
2. Раскрыть этапы и стадии правотворческого процесса.
3. Проанализировать юридическую технику.
4. Охарактеризовать систематизацию нормативных правовых актов.
Методологическая основа исследования представлена следующими ме-тодами научного познания: всеобщими философскими в лице метода диалек-тического материализма; общенаучными (анализ, синтез, индукция, дедук-ция, системный и т.д.); специально юридическими (формально юридический, метод юридико-технического анализа и т.п.).
1 Понятие, виды и принципы правотворчества
Характеризуя правотворчество, необходимо заметить прежде всего, что оно представляет собой одну из важнейших сторон деятельности госу-дарства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в нормативно правовые акты, процесс придания со-держащимся в них правилами поведения – государственным велениям обще-обязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятель-ность уполномоченных на то государственных органов по выработке, при-нятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
В юридической науке нет единого подхода к исследованию правотвор-чества и к его определению. Наряду с традиционным и весьма распростра-ненным представлением о правотворчестве как о «форме государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их даль-нейшее совершенствование, изменение или отмену» , в научной литературе имеют место и иные его определения. В частности, правотворчество нередко понимается как «направленная на достижение целей развития общества ор-ганизационно оформленная деятельность государства по выявлению потреб-ности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих».
Раскрывая принципиальное отличие данного определения, сформули-рованного С.В. Полениной, от ранее приведенного, автор подчеркивает, что в первом случае «понятие правотворчества связывается прежде всего с про-цедурно-процессуальной деятельностью различных государственных орга-нов». В основу же второго определения положена «социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания пра-вовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением по-требности в правовой регламентации соответствующих общественных отно-шений и кончая ее принятием и введением в действие» .
В юридической литературе традиционное представление о правотвор-честве как о форме, или виде государственной деятельности, направленной на создание, изменение или упразднение правовых норм, нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным по-нятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения государственных органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.
В системе правотворчества исследователями иногда выделяется про-цесс законотворчества, название которого говорит само за себя. Данным по-нятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. В отличие от право-творчества в собственном, буквальном смысле слова законотворчество по-рождает не всю систему нормативно-правовых актов, весьма условно и дале-ко не всегда удачно именуемых «законами», а только те из них, которые по всем признакам – по форме и по содержанию – являются именно таковыми.
Существует многообразие подходов к классификации видов право-творчества. Рассмотрим четыре критерия выделения видом правотворчества:
1) субъект правотворчества (наиболее распространённая классифика-ция);
2) регламенты правотворчества различных государственных органов, т. е. предлагается разграничить виды правотворчества в зависимости от за-конодательно закрепленной процедуры нормотворчества;
3) виды правовых актов как цели правотворческих процессов;
4) тема, объем и содержание будущего правового акта. На основе названных критериев выявляются «пять основных видов правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное правотворче-ство местного самоуправления (как известно, признается муниципальное право), прямое, непосредственное правотворчество, договорное нормотвор-чество».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
Литература:
2. Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспе¬чения и защиты // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 67-75.
3. Артамонов А.Н. Законодательный процесс в Российской Федера-ции (теоретические аспекты). Монография. Ростов -на-Дону: РЮИ РПА Ми-нюста России, 2016. 344 с.
4. Багдасаров В.Ю. Основания классификации правотворчества. Электронный ресурс: [URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-klassifikatsii-pravotvorchestva (дата обращения: 21.10.19).
5. Баранов В. М. Юридическая техника : обзор материалов научно-методического семинара // Юрист. 2016 N 1 С. 54-70.
6. Берг О. В. О применении юридической техники в законотворче-стве //Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 25-27.
7. Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государ-стве // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 29-35.
8. Григорьева И. В. Теория государства и права: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 304 с.
9. Иванюк О. А. Качество закона и проблемы юридической техники : обзор научно-практической конференции // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 150-162.
10. Каменская Е.В. Региональное правотворчество в Российской Фе-дерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 32 с.
11. Лебедев В.А. Реализация права законодательной инициативы субъек¬тов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное пра-во. 2017. № 5. С. 76-85.
12. Лившиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Совет-ское государство и право. 1984. № 2. С. 47.
13. Лисюткин А. Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Гос-ударство и пра¬во. 2014. N 11. С. 22-28.
14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / под ред. М.Н. Марченко. М: Проспект, 2001. 760 с.
15. Миронов В.О., Зин Н.В. Систематизация законодательства: поня-тие и виды // Право и государство: теория и практика. 2019. № 7 (175). С. 48-50.
16. Общая теория права: Учебник для юридических вузов //Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТК им. Н.Э. Баумана, 1996. 562 с.
17. Осипов М. Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества. М., 2010. 241 с.
18. Павлушкин А.В., Павловский А.С. Современное правотворче-ство: новые возможности для общества и государства // Журнал российского права. 2015. № 3.
19. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2017. 646 с.
20. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 95.
21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2012. 524 с.
22. Шитов Г.А. Методологические подходы к изучению систематиза-ции современного законодательства // Закон и право. 2020. № 10. С. 59-62.
23. Юридический словарь. Электронный ресурс [URL]: https://petroleks.ru/dictionaries/ dict_big_law.php (дата обращения: 21.05.2021).