Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня человечество переживает третий этап развития общества – постиндустриальный, который характеризуется высоким уровнем развития информационной культуры и постоянным ростом степени влияния средств массовой информации на социум. И если в доиндустриальном обществе общество решало проблему самоорганизации, в индустриальный период – проблему самообеспечения, то сегодня, в постиндустриальный период, главной целью общественного движения является самоидентификации. Безусловно, самоидентификация предполагает развитие духовной составляющей, а значит, и культуры.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Понятие и сущность информационного общества
Для начала разберемся, что же такое информация? Дадим разные определения
Большой энциклопедический словарь дает нам такое определение: Информация (от лат. informatio – изложение разъяснение, ) первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным способом, но с середины 20 века.(общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в живом и растительном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму) [6, с. 6].
Информация - это «отчужденное знание (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления), которое может быть записано на материальный носитель для того, чтобы быть доступным кому-либо» [11, с. 94].
Слово «информация» в переводе с латинского означает «сообщение», «разъяснение».
Первоначально смысл слова «информация» трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению – знания, сведения, известия. Затем смысл этого слова начал расширяться и обобщаться. Так, одним из всеобщих свойств материи (наряду с движением, развитием, пространством,временем и др.) было признано отражение, заключающееся в способности адекватно отображать одним реальным объектом другие реальные объекты, а сам факт отражения одного объекта в другом и означает присутствие в нём информации об отражаемом объекте. Если состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта (например, соответствие между положением стрелки вольтметра и напряжением на его клеммах или соответствие между нашим ощущением и реальностью), то один объект отражает другой, т. е. содержит информацию о другом. Высшей, специфической формой отражения является сознание человека. Особенностью понятия «информация» является его универсальность - оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.
До появления компьютерной техники слово информация использовалось редко, в основном в специальной и технической литературе. Вплоть до начала ХХ века слово «информация» не встречалось ни в одном периодическом издании, ни в одном толковом словаре.
В России оно появляется лишь в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Н .Д. Ушакова, изданном в 1935 году, и определяется как действие по глаголу «информировать», как осведомление о чём-либо.
В обычном разговорном языке слово «информация» появилось гораздо раньше. Оно пришло из латинского, в центре Европы имело хождение в основном в журналистских кругах и означало процесс информирования, как сейчас говорят «широких кругов общественности» о важнейших событиях (войны,коронации, географические открытия и т. п.) в жизни общества. В этом же значении во времена Петра I оно пришло в русский язык (в основном — в официальный), как полагают, - из Польши [2].
Человек пользуется пятью группами органов чувств:
1) глазами воспринимается визуальная информация;
2) органами слуха воспринимаются звуки;
3) органы обоняния помогают чувствовать запахи;
4) органы вкуса дают информацию о еде;
5) органы осязания формируют представление о предметах на ощупь.
Информация может существовать в различных видах: Например, текст, рисунки, чертежи, фотографии и др.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
По способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Звуковая — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков (символов), обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи [8, с. 194].
По назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По значению:
Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная — информация, полученная без искажений с надежных источников.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Ценная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
По истинности:
Истинная.
Ложная.
1.2. Основные критерии информационного общества
У. Мартин попробовал выделить и сформулировать основные свойства информационного общества по следующим критериям.
Технологический: ключевой фактор - анализируются информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальный: информация выступает в качестве очень важного стимулятора преобразования качества жизни, определяется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует воспринимать не в дословном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом этот пример ориентирован на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые доказывают концепцию информационного общества.
Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
1) структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
2) растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
3) широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
4) развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
5) поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
6) широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
В свете этих изменений, как считает Мартин, информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе образцы жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания [17, с. 115].
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. История становления информационного общества
Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в 1970-е гг. глубокие сдвиги в технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. А в начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин — «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
Коммуникация посредством Интернета приобрела совершенно новые формы: веб-сайты, тематические форумы, мессенджеры. Источником сообщения может быть как один человек – в случае с электронными письмами, так и целая социальная группа.
Само сообщение сейчас может быть статьей, написанной журналистом или редактором, или сообщением в чате. Самым популярным каналом интернет-коммуникации являются социальные сети, онлайн-платформы, которые обеспечивают поддержание связи между людьми и создание социальных контактов в Интернет-пространстве [7, с. 224].
Современное состояние культуры задается также Глобальной сетью Интернет. С момента массового распространения доступа к Сети общество изменилось раз и навсегда. Человек просыпается по будильнику, синхронизированному с сервером контроля времени, и, первым делом начинает проверять новые сообщения, пришедшие на e-mail, записи в онлайн-календаре, и, конечно же, сообщения и новости в социальных сетях, отклики («лайки» и комментарии) на собственные сообщения и медиафайлы, размещенные в Сети.
По словам Г. Маклюэна, появление нового способа доставки информации изменило людей больше, чем само содержание этого средства.
Маклюэн дифференцировал 3 этапа развития цивилизаций:
1) Первобытная, дописьменная культура. Здесь основа – принципы коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего. Здесь социум детерминирован устными средствами коммуникации.
2) Письменно-печатная культура. Печатный станок привел к эпохе дидактизма, индивидуализма и национализма. Так формируется «индустриальный» человек. Данная культура, как полагает Маклюэн, является элитной. Она доступна только тем, кто получает образование.
3) Современный этап развития цивилизаций. Связан с развитием электричества. Данный этап связывает всех людей на планете, теперь нет границ между ночью и днем. Мир становится «глобальной деревней». При помощи электронных СМИ социум трансформируется и возвращается в первобытное состояние, когда у человека возрождается естественное восприятие мира и коллективности [14, с. 98].
Согласно Маклюэну, телеграф, телефон, телевидение и компьютер – это следствие нервной системы человека. Они трансформируют все стороны психики и жизни личности. В такой эпохе главенствует миф, а при помощи СМИ можно будет держать под контролем климат эмоций целых культур.
Так и произошло. В конце первого десятилетия двадцать первого века при помощи СМИ оказывается влияние на население государств, чтобы изменить мировоззрение целых групп людей.
Рассматривая телевидение, Маклюэн говорил о том, что оно – мозачиный способ коммуникации, который формируется из огромного количества точек и пятен. Телевидение сталкивает на экране времена и пространства вместе. Телевидение может из малозначимого события сформировать сообщение всемирной значимости. Зритель же, как полагает Маклюэн, активно принимает участие в освоении мозаики телевидения. Из того, что увидел зритель, формируется полевидение, в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения.
Маклюэн дифференцирует все средства коммуникации на «cool» (прохладные) и «hot» (горячие) [14, с. 133]. К первым относятся телевидение и радио, так как они представляют анонимные корпорации. У них нет четко выраженной точки зрения. К «горячим» относятся печатные средства массовой информации, выражающие авторский контекст, мнение редакторов. Они всегда определенны и точечны.
Такой метод Маклюэна применяется в нашей стране, в современное время. Но итоги такой классификации отличны от данных ученого. Как правило, все современные средства массовой информации являются «прохладными», так как независимых редакций практически нет. Определенная газета, телеканал или радиостанция имеет принадлежность к определенному холдингу. В нашей же стране огромное количество холдингов связаны с государством. Исключением из «прохладных» СМИ являются интернет-редакции и блоггеры, со своим интернет-дневником. Здесь еще можно увидеть неангажированную точку зрения, которая объективно анализирует происходящее вокруг. Единственное «горячее» СМИ на сегодняшний день – это Интернет, так как до второго десятилетия XXI века Интернет не подвергался цензуре от государства.
2.2. Совершенствование информационного общества
На рубеже прошлого и настоящего веков в социуме происходили трансформации при помощи распространения информационных и коммуникационных технологий, затронувших и структуру образования.
Сейчас существует не просто информационное общество. Оно – информационно-коммуникационное общество (ИКО). Общество теперь встало на более высокую ступень развития, где техника связывается с изменением общественного сознания и сознания отдельного человека.
Информационное общество было создано на базе Web 1.0, а фундаментом ИКО является Web 2.0. В таком обществе компьютерные науки сливаются с информацией, коммуникацией. Слово переводится в невидимый и нематериальный знак. В итоге создается новая цивилизация – цивилизация знания и информации.
Сегодня мы наблюдаем новую цивилизационно-техническую революцию. Это, в том числе, новая Интернет-концепция. Так, в основе web лежат ссылки. При создании нового контента пользователи при помощи тех, кто разыскал этот контент и поставил на него ссылки, попадают в структуру web5. Новая Интернет-концепция и образ всего Интернета начинают усиливаться при помощи коллективного разума. Это и есть Web 2.0.
Web 1.0. – это создание контента, который выкладывается в сеть экспертами.
Web 2.0 – это перемещение приоритета в сторону коммуникаций, создания социальных сетей. Контент в таком случае выкладывается пользователями. Свобода пользователей растет, но увеличивается и уровень ответственности за контент. Актуальным становится вопрос фильтра контента.
О том, что существует Web 2.0, говорит развитие блогов, википедий, ссылок и др. В новом обществе происходит изменение понятий «данные», «авторское право», «свобода творчества» и т.д.
Web 2.0 дает возможность стать независимым от того, что их произвел, можно получать информацию с огромного числа сайтов и доставлять ее на свой сайт, чтобы найти ей применение. Но это – не плагиат.
Web 2.0 дает возможность контенту работать как отдельной субстанции, которую можно изменять, комбинировать на свой вкус.
Также функционируют законы синергийного кооперирования, когда начинается самоорганизация, когда в итоге контент становится отдельным организмом, а сеть – не просто совокупность сайтов.
Создается паутина сайтов, которые могут коммуницировать между собой, обрабатывать контент. Web 2.0 – это реализация идеи открытого ресурса, когда программное обеспечение становится открытым. Феномен свободного программного обеспечения сформировался еще в академической среде. Изначально программное обеспечение для компьютеров являлось академическим трудом. Для IT-специалистов каждая программа была итогом научного исследования. Исходный текст программы был доступен научному сообществу. Создание программного обеспечения коррелирует с научным процессом. Ученый берет программы, корректирует их в соответствии со своим мнением и публикует исправленные программы как новый продукт.
С 80-х гг. начинается процесс «коммерциализации», распространяющийся не только на само «железо», но и на «софт». Чтобы защитить свои интересы, производители компьютеров и обеспечения стали применять лицензии – договор между обладателем авторских прав и пользователем программного обеспечения.
Проникновение виртуальных социальных сетей, социальных медиа в жизнь каждого человека не может не оказывать влияния на его жизненный мир. При этом наибольшее воздействие оказывается на подростков и молодежь – активных пользователей самых современных устройств и технологий, которые являются субъектами длящегося процесса социализации. Социальная среда, социальное пространство человека окончательно изменилось, расширившись до мегалитических масштабов. При этом включение в киберреальность приводит как к возникновению совершенно новых явлений, так и к трансформации уже существовавших ранее. Меняется отношение к своей личности, телу, социальному и физическому окружению. Подобно тому, как в рыночной экономике существует явление «рыночной тяги», которое, с одной стороны, обоснованно стремлением рынка потреблять, а с другой – представляет собой необходимость для экономического субъекта постоянного производства инноваций, так и в современной социально-информационной коммуникации социальных сетей возникает явление «социальной тяги».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам по себе Интернет сегодня представляет собой беспрецедентное явление, значительное прежде всего из-за его виртуальной сущности: будучи анархичным по своей структуре, не имеющим непосредственно руководящих структур, он, тем не менее, обладает очень высокой степенью самоорганизации, что наиболее ценно в наше динамично развивающееся время.
Интернет создает «виртуальное сообщество людей», превращая тем самым современную культуру в так называемую «глобальную деревню», где нет границ для коммуникаций.
Специфика виртуальной цивилизации, реализуемой за счет технических средств, заключается в том, что, не прибегая к усложненным способам идентификации личности, предоставляет возможность одновременного присутствия и участия в событийности двух реальностей, онтологически разделённых. Притом, в отличие от сновидения, это участие не обусловлено иллюзией, притворяющейся действительностью: в виртуальной реальности иллюзия – это не причина и не условие, а следствие доходящего до полного вживания соучастия происходящему, и хотя она может затмевать в сознании геймера онтологическую условность происходящего, но все же не скрывает ее.