Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обновление общества непосредственно зависит от личности, ее самостоятельности, инициативности, способности управлять своей жизнью, в связи с этим, проблемы человека, его саморазвития становятся все более актуальным. В соответствии с общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности специалиста.
Наиболее эффективное средство для развития – изобразительная деятельность, а именно нетрадиционные техники рисования, так как они вызывают положительные эмоции, создают неординарное видение замысла, а также формируют способность к быстрому «вхождению» в образ. Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и др. отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [22, с.13].
В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, затрагивающих развитие детского творчества. Однако в работе специалистов дошкольного образования недостаточно научно-методических и практических разработок, что приводит к недостаточным знаниям педагогов технологии осуществления творческого развития. На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, мы выделили противоречия между:
- социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности;
- возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольной образовательной организации по развитию.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования: процесс изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и содержание процесса развития у детей старшего дошкольного возраста;
2) определить возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить критерии, показатели и уровни развития у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Методы теоретического и эмпирического исследования: анализ, обобщение, классификация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опрос; анкетирование; педагогический эксперимент.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема развития детского творчества в психолого-педагогических исследованиях
Проблема развития детского творчества рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов Л.Г. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдовой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Флериной и др.
Развитие творчества волновало умы исследователей со времен античности и до наших дней. Вероятнее всего, главная причина интереса к проблеме творчества в том, что оно рассматривается как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф.Шеллинг). Согласно Н. А. Бердяеву, постановка проблемы творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры», «космическим принципом мира, имманентным человеку». Творчество практикуется как «синоним жизни», «сущность человеческого бытия» (К. Маркс) [40].
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) во все времена, начиная с первых ступеней развития человечества, когда появлялись первые наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки, высоко ценилась. В Древней Греции обозначали необходимость предоставление возможности детям творить. Именно в этот период появляется множество трактатов, посвященных проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст]/ А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009. – 344 с.
2. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей [Текст]/О.Е. Белобрыкина. – М.: Никея, 2016. – 216 с.
3. Белошистая, А. В. Волшебные краски. 3 – 5 лет [Текст]/ А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. // Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Азбука, 2016. – 346 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
6. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст]/ Г.В. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с.
7. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст]/ Т.Н. Доронова. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 1. – с. 21-29.
8. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей: [монография] / В.Н. Дружинин; Рос. акад. наук, Ин-т психологии [Текст] /В.Н. Дружинин.// Учеб. пособие. – М.: Academia, 1996. – 216 с.
9. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 128 с.
10. Ефимова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный словарь [Текст]/ Т.Ф. Ефимова. – М.: Академия, 2000. – 770 с.
11. Ильин, Е.В. Психология творчества, креативность и одаренности [Текст]/ Е.В. Ильин. //Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2009. – 312 с.
12. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
13. Колль. Рисование красками [Текст] / Колль, Энн Мери. – М: ООО Издательство «АСТ», 2005. – 63 с.
14. Колль. Наука через искусство [Текст] / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер. – М.: ООО «Попурри», 2005. – 144 с.
15. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в старшей группе [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с.
16. Комарова, Т.С. Детское изо-творчество: что под этим следует понимать? [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2011. – 15 с.
17. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с.
18. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]/ Г.Г. Кравцов. // Учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 41 с.
19. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Текст]/ В.Г. Колягина. // Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей,2016. – 154 с.
20. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать [Текст]/ М.Д. Лахути. – Москва «Росмэн», 2008. – 96 с.
21. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
22. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 208 с.
23. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ А.В. Никитина. – М.: КАРО, 2014. – 112 с.
24. Одинокова, Г. Ю. Шлеп…Ежик [Текст]/ Г.Ю. Одинцова. – Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15 с.
25. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст]/ Л.А. Парамонова. – М.: Олмамедиа групп, 2014. – 944 с.
26. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст]/ Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. - №2. - с. 23.
27. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
28. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками [Текст]/ О.М. Сахарова. – Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
29. Смирнова, М.М. Изобразительная деятельность старших дошкольников [Текст]/ М.М. Смирнова. – М.: Учитель, 2009. – 272 с.
30. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в наследии А.В. Запорожца [Текст]/ Н.И. Титова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
31. Утробина, К. К., Утробин, Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир [Текст]/ К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]/ О.С. Ушакова. // Игры. Упражнения. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. – 176 с.
33. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст]/ А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
34. Фиона Уотт. Я умею рисовать [Текст] – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003. – 96 с.
35. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.
36. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Г.С. Швайко. // Старшая группа. Программа, конспекты – М.: Владос, 2013. – 160 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
38. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
39. Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru
40. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/