Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению участия правоохранительных орга-нов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и при-родного характера.
Актуальность рассматриваемой темы определяется несколькими факто-рами. Прежде всего, необходимо признать, что несмотря на то, что настоящих катастроф с введением режима ЧС на территории всей России не было, в отдельных населенных пунктах регулярно происходят чрезвычайные ситуации как природного, так и техногенного происхождения. Ликвидации последствий и оказанию помощи пострадавшим в них государство уделяет пристальное внимание. Ведь защита населения и оказание пострадавшим помощи - это одна из важнейших функций современного государства. Этот процесс вовлекает в работу с населением все органы, чьей функцией выступает защита прав человека в стране. А на органы охраны правопорядка в подобных ситуациях возлагается двойная нагрузка: и обеспечение правопорядка, и недопущение массовых беспорядков, и фиксация причиненного вреда для последующего обращения за помощью. Необходимость обеспечить силами МВД нескольких отличающихся друг от друга целей порождает необходимость детальной регламентации работы сотрудников правоохранительных органов в период ЧС.
Также актуальность рассматриваемой темы связана с экономическими и техногенными особенностями страны. До сих пор, несмотря на проводимую модернизацию в России наблюдается явное преобладание предприятий топливно-энергетического комплекса, не оснащенных при этом в достаточной мере современными механизмами защиты производства и населения. Поэтому вероятность возникновения ЧС техногенного характера в России до сих пор велика.
Цель работы – изучение правовых и организационных особенностей участия правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Задачи исследования:
1) определить понятие и особенности режима чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;
2) очертить круг задач органов внутренних дел и внутренних войск МВД при чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
3) определить правовые основы организации деятельности правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4) определить организационную структуру органов внутренних дел при-влекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
5) описать процесс планирования действий органов внутренних дел и применение внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятель-ствах.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с организа-цией и непосредственным осуществлением функции органов внутренних дел и внутренних войск МВД при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Предмет исследования - совокупность организационных аспектов и пра-вовых норма организации деятельности ОВД при ЧС природного и техногенного характера.
Источниковую базу исследования составили нормы Конституции РФ , федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» , федерального закона «О полиции» и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов правопорядка в чрезвычайных ситуациях .
Теоретическую основу работы составили исследования Н.И. Арзамасце-ва, Н.И. Архиповой, В.А. Владимирова, Ю.Л.Воробьева, М.А. Громова, А.Н. Дюкова, А.А. Жижко, В.В. Кульбы, И.Е. Ложкина, А.Ф. Майдыкова, А.К. Микеева, В.Н. Морозова и др.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена общим теоретическим аспектам организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД при чрезвычайных ситуациях техногенного характера Во второй главе работы нами рассматриваются практические проблемы организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
1. Теоретические основы участия правоохранительных органов в ликви-дации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера
1.1. Понятие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного харак-тера
В федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» указывается, что данный специальный правовой режим вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, к числу которых относятся и чрезвычайные ситуации различного характера . При этом закон не содержит иного более точного ле-гального определения «чрезвычайных ситуаций техногенного характера». Т.е. мы пользуемся обобщенным критерием ситуации - обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу. Для целей нашего исследования мы обращаемся за определением «чрезвычайных ситуаций техногенного характера» к научным исследованиям.
Наиболее распространенной и полной формулировкой выступает: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера – неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей» .
По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий ЧС техногенного характера делятся на локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные, глобальные.
По характеру явлений ЧС техногенного характера делятся на шесть групп :
1. Аварии на радиационно-опасных объектах.
2. Аварии на химически опасных объектах.
3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
4. Аварии на транспорте.
5. Аварии на гидродинамических сооружениях.
6. Аварии на коммунально-энергетических сетях.
Основные причины возникновения ЧС в промышленности и на транспорте следующие :
– нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;
– грубые нарушения требований безопасности;
– износ основного технологического оборудования;
– снижение степени воздействия руководителей и специалистов на ис-полнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;
– ухудшение материально-технического обеспечения качества работ, из-нос и разрушение систем противоаварийной защиты.
При введении режима ЧС на той или иной территории власти руковод-ствуются рядом критериев и практика на данный момент не унифицирована в полной мере. Если говорить о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, то по этому основанию в России режим ЧП еще не вводился. Но теоретические наработки на этот случай разработаны и проводятся различные учения .
1.2. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск МВД при чрез-вычайных ситуациях техногенного и природного характера
Правовой основой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. № 23. Ст. 2277.
3. О военном положении: Федеральный конституционный закон Рос-сийской Федерации от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. № 5. Ст. 375.
4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации - 1994 г. N 35 ст. 3648
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
6. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011, N 7, ст. 900.
7. Положение о МВД Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.08.2021)// Официальный интернет-портал правовой информации" www.pravo.gov.ru
8. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 (ред. от 12.10.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2004 г. N 2 ст. 121
9. О силах и средствах единой государственной системы предупрежде-ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 (ред. от 17.04.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации" www.pravo.gov.ru
10. О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»: Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555 (ред. от 25.04.2015)// Собрание законодательства РФ. - 2011 г. N 30 (часть II) ст. 4633.
11. Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019)// Официальный интернет-портал правовой информации" www.pravo.gov.ru
12. Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 // Официальный интернет-портал правовой информации" www.pravo.gov.ru
13. Постановление Правительства РФ от 18.04.1992 N 261 (ред. от 23.10.1993) "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" //Утратил силу
2.Литература
14. Арзамасцев Н.И. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2002
15. Балтовский А.А. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях действия экстраординарных административно-правовых режимов : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
16. Васильев, Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России: учеб. пособие в 7 частях / Ф.П. Васильев. Часть 1. Администра-тивный регламент в государственном управлении. - М.: ДГСК МВД России, 2011
17. Гольцов В.Б. Некоторые проблемы организационного единства в правосубъектности добровольных подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Военно-юридический журнал. 2009. N 1
18. Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях : автореф. дис. … доктор юрид. наук. Москва, 1998
19. Демидов, Ю.Н. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю.Н. Демидов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2014. – 527 с
20. Меньших В.В. Автоматная модель действий подразделений МЧС при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, А.В. Корчагин // Вестник Воронежского института ГПИ МЧС России. – 2014. – Выпуск 1 (10). – С. 57-60.
21. Меньших В.В. Структурные модели взаимодействия подразделений силовых ведомств, силовых ведомств при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера / В.В. Меньших, А.В. Корчагин // Труды Академии управления МВД России. – 2015. – № 2 (34). – С. 54-58.
22. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В. Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах крими-нального характера (на примере массовых беспорядков) // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4(28).
23. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Корчагин А.В. Модель действий органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 2.
24. Назаренко И.А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Автореф. Дисс…канд.юрид.наук. М., 2003
25. Федоров А.Ю. Организация деятельности ОВД при авариях и ката-строфах технологического характера: монография. — 2009
3.Интернет-ресурсы
26. Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru/
27. Информационно-правовой портал Гарант - http://www.garant.ru/
28. Информационно-аналитический портал правовой статистики Гене-ральной прокураторы Российской Федерации - http://www.crimestat.ru/
29. Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/
30. Официальный сайт Следственного комитета РФ: http://sledcom.ru