Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основы двигательных возможностей обучающихся с ОВЗ 4
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом 4
1.2 Особенности двигательных возможностей обучающихся с ОВЗ 6
2 Изучение двигательных возможностей обучающихся с ОВЗ (ДЦП) младший школьный возраст 8
2.1 Организация констатирующего эксперимента 8
2.2 Описание методик изучения, комплекс методик 10
2.3 Анализ результатов по исследованию 13
3 Количественная и качественная оценка 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С появлением инклюзии образовательное пространство должно существенно поменяться и способствовать физическому развитию, повышению уровня знаний, благоприятной адаптации к современным условиям жизнедеятельности и реализации резервных способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья [1]. В настоящее время особое внимание ученых направлено на младших школьников, для которых развитие двигательной деятельности является одним из главных направлений обучения и воспитания. Для гармоничного формирования младших школьников с ОВЗ, особенно при сенсорных нарушениях, качественное образование объединяет в себе интеллектуальное и физическое развитие. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) полноценно не реализовал двигательную деятельность у младших школьников с сенсорными нарушениями
Цель исследования – изучить и проанализировать изучение двигательных возможностей, обучающихся с ОВЗ.
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологические основы двигательных возможностей, обучающихся с ОВЗ
2) выполнить изучение двигательных возможностей, обучающихся с ОВЗ (ДЦП) младший школьный возраст.
Объект исследования – изучение двигательных возможностей, обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования – младшие школьники с ДЦП.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретико-методологические основы двигательных возможностей обучающихся с ОВЗ
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич – широкое понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, прогрессирующих на фоне повреждения мозговых структур в перинатальном периоде. Для патологии характерны нарушения интеллекта, расстройства психики, нарушения походки и координации движений. На первом году жизни дети заметно отстают от сверстников в моторном и психическом развитии. Люди с ДЦП нуждаются в пожизненной реабилитации, медикаментозном, физиотерапевтическом и хирургическом лечении по показаниям.
ДЦП – это расстройство двигательной функции, появляющееся в результате серьезных изменений в мозговых структурах. По статистике, частота этого диагноза – 2-7 случаев на 1000 человек среди детей возрастом до 1 года. Распространенность среди недоношенных новорожденных увеличивается в 10 раз.
В зависимости от области локализации пораженного участка головного мозга, различают поражения 5 видов.
Спастическая диплегия. Распространенность – около 40% от общего числа случаев. Характерно поражение двигательных центров, приводящее к развитию парезов, затрагивающих ноги. Для гемипаретической формы характерно повреждение двигательных центров одного из полушарий.
Гиперкинетическая форма. Характеризуется повреждением подкорковых структур. Гиперкинезы усиливаются на фоне чрезмерного волнения или страха ребенка.
Атонически-астатическая форма. Диагностируется при обнаружении очага поражения в области мозжечка. Для этой формы характерно нарушение статики и координации, мышечная атония.
Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма, являющаяся следствием объемного поражения обеих полушарий головного мозга. Дети не в состоянии сидеть и стоять, не могут держать голову самостоятельно.
Смешанные формы. Характерно сочетанное проявление симптомов, присущих в той или иной степени каждому типу.
В первые несколько дней или даже месяцев жизни ребенок не отличается от своих ровесников. Симптомы ДЦП способны проявиться гораздо позже. Их тяжесть зависит от степени поражения мозга, своевременной диагностики и лечения. Клиническая картина, присущая для патологии, выглядит так:
- снижение или повышение тонуса мышц;
- деформация скелета;
- сохранение рефлексов, которые исчезают у здоровых детей в возрасте до 6 месяцев;
- судороги;
- проблемы в работе органов зрения и слуха;
- нарушение глотательного рефлекса.
Главная причина, провоцирующая болезнь – отрицательное воздействие разных поражающих факторов на ребенка. Такое влияние провоцирует отмирание отдельных участков головного мозга. Предпосылки для развития болезни проявляются на фоне патологий беременности и инфекций.
Диагностика ДЦП начинается с полноценного осмотра детского невролога. При подозрении на расстройства неврологического спектра, применяется инструментальная диагностика:
- энцефалография;
- транскраниальная магнитная стимуляция;
- электромиография;
- электронейрография.
Лечение ДЦП с восстановление качества жизни до полноценного уровня возможно при соблюдении рекомендаций врача. Рассчитывать на достижение быстрого результата не следует, это многолетние занятия, курсы терапии, иногда операции. Многое зависит от тяжести течения болезни и того, насколько вовремя детский церебральный паралич выявлен. При раннем выявлении симптоматики прогноз обнадеживающий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивная физическая культура - 2016 - №02 (66) - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга. — 52 с.
2. Иванов В.А., Ермакова В.В., Негребецкий В.А. Социализация детей с детским церебральным параличом (ДЦП) Учебно-методическое пособие. — Курск: Курский государственный университет, 2017. — 40 с.
3. Кабанова Е.С. Особенности мелкомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ДЦП на занятиях по изодеятельности [Текст] / Е.С. Кабанова, Л.М. Лапшина // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015–2016 учебный год; под научной ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. Челябинск, 2016. С. 71–74
4. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: Картотека тематических пальчиковых игр. – Учитель, 2015.
5. Максимов А.Е. Развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с применением тренажерных устройств в условиях коррекционного учреждения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. Москва. 2014. — 157 с.
6. Мартин Зиглинда. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. — 336 с.
7. Основные рекомендации по организации занятий по физической культуре для детей с церебральным параличом / Н. А. Тулупова, Кудрявцева Л. П. // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 99–103.
8. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
9. Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, 2017 январь). Молодой ученый. Научное издание : материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, 2017 январь). — СПб.: Казань : Издательство «Бук», 2017.— iv, 126 с.
10. Ткаченко П.В. (ред.) Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Часть 1. Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. 23-25 ноября 2018 г. — Курск: КГМУ, 2017. — 389 c.
11. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2018. Выпуск 3 (сентябрь-декабрь). Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2018. — 352 с.
12. ДЦП (детский церебральный паралич). URL: https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/dcp/