Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной действительности Россия находится в процессе становления правового государства и гражданского общества. На этом пути основной движущей силой должно быть осознание гражданами своей роли в этом процессе, ответственности за свою судьбу. Именно высокий уровень правовой культуры в решении каждодневных вопросов способен сделать Россию правовым государством. За последние десятилетия в России сложилось новое общество, создано иное государство. Единственно правильный в современных условиях путь развития человечества - путь формирования гражданского общества и построения социально-правового государства.
При переходе к рыночной экономике в России возникли проблемы расслоения населения, в связи с чем появляются социально уязвимые слои населения, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Причины могут быть различные: инвалиды детства, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи и другие.
Объект исследования – государственная социальная помощь.
Предмет исследования – особенности государственной социальной помощи в Российской Федерации.
Цель работы – изучить государственную социальную помощь в Российской Федерации.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
охарактеризовать понятие и сущность государственной социальной помощи в российской федерации;
рассмотреть виды государственной социальной помощи;
перечислить субъекты государственной социальной помощи в Российской Федерации;
проанализировать современное состояние и развитие государственной социальной помощи;
выявить проблемы развития государственной социальной помощи;
определить пути решения проблем в сфере государственной социальной помощи.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.
Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как А.В. Горшков, Т.С. Гусева, К.В. Добромыслов, А.А. Кауфман, С.И. Кобзева, А.М. Лушников, Е.Ю. Николаева, Д.А. Никонов, С.И. Самыгин, Г.В. Сулейманова, Т.Д. Телегина и др. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили официальные данные, представленные в сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Общая характеристика государственной социальной помощи в Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность государственной социальной помощи в Российской Федерации
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) «государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, социальных доплат к пенсиям, субсидий, социальных услуг и товаров первой необходимости малообеспеченным семьям, одиноко проживающим малообеспеченным гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе» [5].
Государственная социальная помощь предоставляется в следующих целях:
поддержание уровня жизни малообеспеченных семей, а также одиноко проживающих малообеспеченных граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
целевое использование бюджетных средств;
усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и социально приемлемого качества социальных услуг;
снижение уровня социального неравенства;
увеличить доходы населения.
В компетенцию Российской Федерации в области государственной социальной помощи входит:
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о создании основ правового регулирования в сфере государственной социальной помощи;
разработка и реализация федеральных программ по оказанию государственной социальной помощи гражданам на территории Российской Федерации путем предоставления субсидий на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам;
становление видов государственной социальной помощи, предоставление которой является обязательным на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Законом № 178-ФЗ.
В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами реализуется государственная социальная политика, направленная на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание государственной помощи наиболее уязвимым группам населения, а именно малообеспеченным семьям и одиноко проживающим малообеспеченным гражданам.
Проводимые в государстве преобразования в политической, экономической и социальной сферах предусматривают активную социальную политику, которая должна основываться на правильно структурированной системе приоритетов, поэтапном решении ряда социальных проблем, разработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, координации государственных обязательств и реальных возможностей их финансирования [13, с. 140].
Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих, что нуждающимся категориям населения предоставляются равные права и свободы с другими гражданами, предусмотренные Конституцией Российской Федерации [1]. Однако из-за сложной финансовой ситуации на федеральном и региональном уровнях их реализация зачастую носит ограниченный характер.
Отличительной особенностью получения поддержки от государства является целевой характер предоставления средств в денежной или натуральной форме. Поскольку подать заявление на нее могут только малообеспеченные люди и граждане, столкнувшиеся с финансовыми трудностями по независящим от них причинам, необходимо не только подготовить необходимые документы, но и знать порядок предоставления поддержки.
К малообеспеченным гражданам, лица, оказавшиеся в трудной финансовой ситуации относятся:
одинокие пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых и не имеющие возможности получать дополнительный заработок;
многодетные семьи с детьми до 18 лет (при условии, что ребенок учится полный рабочий день, планка установлена в 23 года);
инвалиды;
граждане, ухаживающие за инвалидом 1 группы;
дети, воспитывающиеся в неполных семьях;
дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей;
дети-сироты;
дети, один или оба родителя которых являются пенсионерами или инвалидами;
родители, которые являются студентами дневной формы обучения образовательных учреждений;
лица, награжденные званиями, наградами, знаками отличия;
беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
лица, ухаживающие за ребенком - инвалидом, независимо от присвоенной группы;
беженцы;
трудоспособные граждане, попавшие под сокращение.
Государственная социальная помощь в России регулируется рядом нормативных правовых актов. Главным документом является Конституция Российской Федерации, согласно которой государство обязуется поддерживать своих граждан в целях обеспечения их достойного существования.
Что касается отдельных групп населения, то необходимо руководствоваться федеральными законами:
об основах социального обслуживания населения [6];
о социальной защите инвалидов [2];
о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. –Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – № 234.
3. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. – 1996. – № 248.
4. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 210.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. – 1999. – № 142.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2013. – № 295.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2014. –№ 17. – Ст. 2059.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. –№ 47. – Ст. 5489.
9. Горшков А. В. Право социального обеспечения: монография / А.В. Горшков. – М.: Омега-Л, 2020. – 160 c.
10. Государственная социальная помощь в 2021 году - понятие и основания для предоставления, виды и размеры дотаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sovets.net.
11. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. – М.: Юркомпани, 2018. – 276 c.
12. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2018. – 416 c.
13. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2020. – 207 c.
14. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. – М.: Проспект, 2018. – 266 c.
15. Котляров С. Б., Чувакова А. С. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2020. – С. 45-49.
16. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2018. – 476 c.
17. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. – М.: РИОР, Инфра-М, 2021. – 559 c.
18. Никонов Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – М.: СИНТЕГ, 2019. – 608 c.
19. План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. Самыгин С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2020. – 224 с.
21. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://programs.gov.ru.
22. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2020. – № 9-1. – С. 90-92.
23. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – Ростов н/Д..: Феникс, 2021. – 352 c.
24. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2019. – 208 c.
25. Чернятьева З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2021. – № 14. – С. 325-327.
26. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2021. – С. 260-263.