Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы. Недостаточное количество классных часов по английскому языку в школах не позволяет уделить большое внимание изучению иностранного языка, поэтому внеурочная деятельность – это отличная возможность для реализации данной цели. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся и формирует их мотивацию.
Состояние изученности проблемы. Проблемами организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности занимались Д.В. Григорьев, В.И. Шепелева и Т.Н. Калечиц.
Т.Н. Калечиц обращала свое внимание на задачи внеурочной деятельности. В.И. Шепелева выделила основные принципы организации внеурочной деятельности и определила ее формы. Д.В. Григорьев занимался проблемами разработки программ внеурочной деятельности и диагностики ее эффективности.
Глава 1. Теоретический аспект внеурочной деятельности по иностранному языку
1.1 Внеурочная деятельность: общие положения
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом нового поколения обновленная система образования ставит цель взрастить и выпустить в социум человека, образ которого определяется приоритетными для нашей страны задачами развития и современными потребностями общества. Это личность, вобравшая в себя все нравственные, эстетические, культурные, исторические, социальные ценности нашего многонационального общества, обладающая творческим потенциалом, а также готовностью к непрерывному росту и развитию, самообразованию на протяжении всей жизни, к конкурентной борьбе в условиях постоянно возрастающих требований современного высокотехнологичного, информационного мира. Формирование такого рода личности возможно лишь через обновленную образовательную среду, частью которой является предмет «иностранный язык».
Новые требования предполагают применение новых подходов к преподаванию этого предмета. Обучение иностранному языку, а именно иноязычное образование, обладает миссией развития обучающихся в диалоге культур. На первое место выступает именно формирование личности с помощью реализации воспитательного потенциала иностранного языка, усвоения системы универсальных учебных действий для приобретения иноязычной коммуникативной компетенции. Непосредственно по этой причине при обучении учащихся иностранному языку целесообразно сочетать урочную и внеурочную формы работы над предметом.
Изучением методов внеурочной работы (далее – ВД) занимались многие отечественные ученые–методисты, в том числе Г. В. Рогова, Н. И. Гез, Н.Д. Гальскова [8, 9,16].
Г. В. Рогова отмечает, что внеурочная деятельность является значимой, неотъемлемой частью педагогического процесса и способствует результативному усвоению содержания образования, формированию познавательных интересов обучающихся, раскрытию творческого потенциала личности, внушительному расширению кругозора, эрудиции и познавательных мотивов учебной деятельности. Внеклассные занятия по иностранному языку базируются на владении навыками и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка. Необходимо, чтобы учащиеся не просто применяли эти навыки и умения, но и в тоже время совершенствовали и всесторонне развивали их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы [16].
1.2 Задачи и формы внеурочной деятельности по английскому языку
Английский язык становится одним из самых востребованных языков мира. В связи с этим в настоящее время изучению английскому языку в школах уделяется особое внимание. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 года основная образовательная программа общеобразовательной организации должна быть реализована через урочную и внеурочную деятельности, следовательно внеурочная деятельность также играет важную роль в развитии личности ребенка и его универсальных учебных действий [20].
В рамках реализации ФГОС, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов образовательной программы [20].
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд задач:
‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе (для обучающихся в начальной школе);
‒ улучшить условия всестороннего развития ребенка;
‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
‒ повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка.
Несмотря на тесную связь урочной и внеурочной деятельности, существуют важные различия между ними, учет которых необходим для правильной организации последней. Главными отличиями являются:
‒ добровольный характер, то есть обучающиеся в праве сами выбирать направление своей внеклассной деятельности;
‒ внеурочный характер занятий, выражающийся в отсутствии строгой регламентации занятий, что позволяет их проводить за пределами школы, выбирать различные продолжительность и формы занятий;
‒ большая самостоятельность обучающихся, которая позволяет раскрыть их творческий потенциал и проявить индивидуальность.
Внеурочная деятельность также должна строиться по некоторым принципам. В.И. Шепелева [19] выделяет следующие принципы внеучебной деятельности:
1. принцип коммуникативной направленности;
2. принцип связи обучения с жизнью;
3. принцип межпредметных связей;
4. принцип сочетания индивидуальных, коллективных и групповых форм работы;
5. принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
6. принцип учета уровня языковой подготовленности обучающихся.
По организационно-структурному принципу выделяются индивидуальная, групповая и массовая формы внеурочной деятельности [24] (таблица 1).
Глава 2. Аналитическое описание организации внеурочной деятельности по обучению иностранному языку
2.1 Планирование работы по изучению английских фразеологических единиц во внеурочной деятельности
Общепризнанно, что овладение грамматическим строем языка необходимо, но недостаточно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Применение фразеологических единиц преподавателем английского языка, будет содействовать комплексному овладению этим предметом, расширению знания о языке и особенностях его функционирования.
Нередко в урочной деятельности преподавателю не представляется возможным уделить достаточное количество времени на отработку и закрепление фразеологических единиц, поскольку они являются вспомогательным, но не основным источником знаний. Тем не менее, фразеологизмы находят свое заслуженное место во внеурочной деятельности, когда отсутствует строгая урочная регламентация, и можно ввести элемент игры в процесс овладения иноязычной речью. Именно тщательно спланированная работа во внеурочное время по изучению фразеологии дает возможность познакомить учащихся с теми особенностями языка, которые не изучаются в урочное время, но знание которых нужно в речевой практике. Обширные функциональные возможности фразеологических единиц делают их применимыми практически во всех аспектах изучения английского языка: фонетическом, грамматическом, лексическом, коммуникативном, социокультурном.
На основе технологии работы с ФЕ и проведенного анализа УМК нами были разработаны три внеклассных мероприятия, базирующиеся на активном изучении эквивалентных ФЕ: викторина «I am good at phraseology», и конкурс «Phraseology experts» для учащихся 10 класса УМК О. В. Афанасьева «Spotlight 10», а также тематический праздник «Thanksgiving Day» для учащихся 8 класса УМК Ю. Е. Ваулина «Spotlight 8».
Разработанные нами внеклассные мероприятия, направленные на изучение и закрепление ФЕ, реализуют воспитательные, развивающие и образовательные задачи:
‒ развитие умения отстаивать свою точку зрения;
‒ развитие культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
‒ создание условия для развития памяти, внимания, воображения;
‒ формирование самостоятельной познавательной деятельности;
‒ расширение общий и филологический кругозор учащихся;
‒ актуализация знаний учащихся по английской фразеологии.
Задачи викторины «I am good at phraseology»:
Воспитательные задачи:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Развивающие задачи:
создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
расширить общий и филологический кругозор учащихся;
актуализировать знания учащихся по английской фразеологии.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.
Метапредметные результаты:
реализация регулятивных действий по самонаблюдению, самоконтролю, самооценке в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
развитие у обучающихся мышления, внимания, воображения.
Предметные результаты:
применять изученные грамматические структуры в новых речевых ситуациях (Present Perfect/ Continuous, passive voice, word formation);
расширять активный и пассивный словарный запас учащихся путем подбора эквивалентных фразеологических единиц.
2.2.2 Конкурс «Phraseology experts»
УМК: О.В. Афанасьева «Spotlight»
Тема: Module 6. Food and health
Класс: 10
Количество участников: 12-14
Место проведения: классная комната
Оснащение: доска, раздаточный материал (распечатанные задания для каждой команды)
Время проведения: учебный год, четвертая четверть
Продолжительность: 1 академический час
Конкурс по английскому языку «Phraseology experts» создан в рамках темы Module 6. Food and health на базе утвержденного УМК О. В. Афанасьевой «Spotlight 10» с привлечением материалов, которые способствуют расширению и углублению знаний учащихся по этой теме. Класс делится на две соревнующиеся команды. Участники должны продемонстрировать сообразительность и смекалку, а самое главное – знание английских фразеологизмов.
Задачи конкурса «Phraseology experts»:
Воспитательные задачи:
привить лидерские качества, воспитать чувства дружбы и взаимопомощи;
способствовать развитию культуры речи, интереса к изучению иностранного языка;
содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Развивающие задачи:
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сравнивать, приходить к умозаключению;
развить умение осуществлять рефлексивную деятельность.
Образовательные задачи:
расширить общий и филологический кругозор учащихся;
актуализировать знания учащихся по английской фразеологии.
Ход мероприятия
Учитель. Good evening, dear students! Today we are here to dеfine who from you are real phraseology experts. Firstly, let’s divide into twо equal groups and chоose a leader for each team. Nоw you need to do all the tasks in groups. I wish you gоod luck!
Заключение
Избрав тему курсовой работы «Парадигма современной методологии альтернативного (дополнительного) иноязычного образования: клубы, кружки, летние школы, олимпиады, фестивали и т.д.» и определив ее цель - определить значение внеурочной деятельности по английскому языку в системе изучения лексики и фразеологии, мы пришли к следующим выводам.
В ходе изучения внеурочной деятельности было определено, что она нацелена на создание необходимых условий для проявления и развития ребенком своих интересов на базе независимого выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В качестве задач ВД отечественный ученый С. Ф. Шатилов отмечает следующие: содействие личностному развитию учащихся путем расширения их интересов; упрочение системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; обучение лидерству и расширение рамок общения с социумом. Формами внеурочной деятельности по английскому языку являются конкурсы, викторины, кружки, круглые столы, тематические праздники, школьные научные сообщества, конференции, олимпиады, проекты, неделя английского языка и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амосова Н. Н. Основы английской фразеологии. – М.: ЛКИ, 2017. – 216 c.
2. Английский язык. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. – 248 с.
3. Английский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подолянко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 152 с.
4. Английский язык. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подолянко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. – 216 с.
5. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: Учебное пособие. – М.: Либроком, 2019. – 376 c.
6. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 176 c.
7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Либроком, 2016. – 576 c.
8. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: АРКТИ, 2018. – 192 с.
9. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Флинта; Наука, 2016. – 222 с.
11. Кунин А. В. Большой англо-русский фразеологический словарь. – М.: Русский язык-Медиа, 2005. – 1240 c.
12. Кунин А. В. Фразеология современного английского язык. – М.: Феникс, 2015. – 288 c.
13. Леонтьев А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. – М.: Либроком, 2019. – 358 с.
14. Модестов В. С. Английские пословицы и поговорки и их русские соответствия. – М.: Русский язык, 2017. – 480 c.
15. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Лабиринт, 2018. – 309 с.
16. Рогова Г.В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2008. – 287 с.
17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Тера, 2012. – 576 c.
18. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 c.
19. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2015. – 288 c.
20. Стандарт основного общего образования по иностранному языку / Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 29.09.2016) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». – Ч. 1. – Режим доступа: http://zakonprost.ru/content/base/part/670056/. (дата обращения 02.09.2021).
21. Ярцева В. Н. Лингвистический Энциклопедический словарь // Лингвистический Энциклопедический словарь. – М.: Большая росс. энциклопедия, 2002. – 560 с.
22. Ayto J. The Oxford dictionary of idioms. – Oxford University Press, 2010. – 416 p.
23. Cowie A. P., Mackin R., McCaig I. R. Oxford Dictionary of English Idioms: Oxford Dictionary of Current Idiomatic English. – Vol. 2. – Oxford University Press, 1993. – 685 p.
24. Longman Pocket Idioms Dictionary. – Pearson Education Limited, 2017. – 310 p.
25. Sharman E. Across Cultures. – Pearson Education Limited, 2014. – 160 p.