Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В процессе тренировки основной проблемой является повышение физических качеств. В настоящее время существует многообразие средств, применяемых в тренировке. Большинство специалистов пользуется часто применяемыми, традиционными средствами, в том числе разминкой.
В связи с интенсификацией занятий изменилось и значения разминки, которая не только создает хорошие условия для проведения основной части урока, но и является составляющей всего комплекса тренировочных воздействий. Поэтому подбор упражнений, выполняемых в разминке, и методов их проведения решает задачи не только врабатываемости, но и сопряженного воспитания двигательных способностей и умение управлять разнооб¬разными движениями.
Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значитель¬ное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов ды¬хания и кровообращения. В силу того, что органы и систе¬мы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности. Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходи¬мо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений.
Разминка оказывает на организм физиологическое и пси¬хологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная венти¬ляция и снабжение кислородом работающих мышц. Психо¬логическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.
В научной литературе во внутренней структуре разминки выделяют несколько обязательных разделов: вводный, общий и специально-подготовительный. Помимо этих разде¬лов нами предлагается использовать специально-дополни¬тельный раздел разминки.
Это обосновывается тем, что основным методическим приемом использования средств физической и технической подготовки в учебно-тренировочном процессе по физиче¬скому воспитанию является комплексная подготовка, кото¬рая предусматривает одновременно решение ряда обучаю¬щих, тренирующих и воспитывающих задач. Например, вклю-чение в одно занятие развития от одного до трех компонен¬тов двигательных способностей и их различные сочетания. Такое построение занятий требует при переходе от одного вида деятельности к другому дополнительной подготовки.
Большинство авторов предлагают общие требования для проведения каждого подраздела разминки.
Вводный подраздел состоит из: построения, сдачи рапорта, сообщения задач урока, усвоения строе¬вых навыков, формирования правильной осанки, четко¬сти выполнения команд, слаженности действий и т.д.
Общеподготовительный подраздел разминки направлен на повышение функциональных возможностей и работо¬способности. Задача специально-подготовительного подраздела за¬ключается в восстановлении координационных возможно¬стей занимающихся и настроенности их на выполнение упражнений основной части занятий. Специально-дополнительный подраздел разминки решает задачи переключения с одного вида деятельности на дру¬гой.
Анализ практики показывает, что разминка в большинстве занятий состоит из первых двух подразделов, третий используется редко, а четвертый, как правило, не прово¬дится. Применяемая на практике схема разминки не учиты¬вает функций ее четвертого подраздела, а проводится как самостоятельная часть занятия без взаимосвязи с предыду¬щим материалом, задачами основной части урока, условия¬ми его проведения, контингентом занимающихся и т.д.
Проводя разминку по шаблонной схеме без решения конкретных задач, образовательной и тренирующей на¬грузки, преподаватель занимает формальную позицию, не¬продуктивно затрачивает время.
Передовая практика доказывает, что разминка не яв¬ляется самостоятельной частью занятия, а служит состав¬ным звеном единого педагогического процесса, выступаю¬щего во взаимосвязи как с другими частями одноразового занятия, так и в цепи многоразовых занятий.
Отход от общепринятой схемы разминки открывает широкую дорогу творческому ее проведению, позволяет целесообразно использовать время, отведенное на нее, и преодолевать методические штампы.
Актуальность темы курсовой работы побудили нас избрать темой исследования «Методика целесообразного обеспечения общей и специальной "разминки" в занятиях физическими упражнениями».
Объект исследования: общая и специальная разминка в занятиях физическими упражнениями.
Предмет исследования: методика обеспечения общей и специальной разминки в занятиях физическими упражнениями.
Целью курсовой работы является анализ влияние разминки в занятиях физическими упражнениями.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические аспекты проблемы применения разминки в процессе занятий физическими упражнениями.
2.Проанализировать общие основы построения разминки.
3.Исследовать влияния на процесс тренировки специально разработанный раздел разминки.
Гипотеза исследования: процесс занятий физическими упражнениями будет эффективным:
-если будет осуществлен системный подход к изучению и применению разминки ;
-будут совершенствоваться формы работы в процессе тренировки;
-будут учитываться дополнительный раздел разминки;
- будут использоваться дополнительные физические упражнения.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:
- анализ научной литературы по заявленной проблеме исследования;
-наблюдение, изучение передового опыта, методы математической обработки результатов исследования.
Методика исследования включала в себя социологические, статистические и иные методы познания. Ее основу составили: анализ изучаемого объекта на основе статистической отчетности, исследование, проведение исследования школьников.
Структура курсовой работы определена в соответствии с логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты значения и места разминки в процессе занятий физическими упражнениями
1.1.Физиологические особенности разминки
Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организм. Значение этих изменений состоит в подготовке организма к успешному выполнению предстоящей деятельности.
Под разминкой понимается выполнение упражнений, которое предшествует выступлению на соревновании или основной части тренировочного занятия [11,13]. Разминка способствует оптимизации предстартового состояния, обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность. Механизмы положительного влияния разминки на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразы [16,17].
1. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции, благодаря чему создаются условия для ускорения процессов оптимальной регуляции функций во время выполнения последующих упражнений.
2.Разминка усиливает деятельность всех звеньев кислородтранспортной системы (дыхания и кровообращения): повышаются ЛВ, скорость диффузии О, из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах. Все это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и соответственно к уменьшению кислородного дефицита в период врабатывания, предотвращает наступление состояния «мертвой точки» или ускоряет наступление «второго дыхания».
3. Разминка усиливает кожный кровоток и снижает порог начала потоотделения, поэтому она оказывает положительное влияние
на терморегуляцию, облегчая теплоотдачу и предотвращая чрезмерное перегревание тела во время выполнения последующих упражнений.
4. Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением температуры тела, и особенно рабочих мышц. Поэтому разминку часто называют разогреванием. Оно способствует снижению вязкости мышц, повышению скорости их сокращения и расслабления. Согласно А. Хиллу, в результате разминки скорость сокращения мышц млекопитающих увеличивается примерно на 20% при повышении температуры тела на 2°.
При этом увеличивается скорость проведения импульсов по нервным волокнам, снижается вязкость крови. Кроме того, увеличивается скорость метаболических процессов (прежде всего в мышцах) благодаря повышению активности ферментов, определяющих скорость протекания биохимических реакций (с увеличением температуры на 1° скорость метаболизма клеток увеличивается примерно на 13%). Повышение температуры крови вызывает сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо (эффект Бора), что облегчает снабжение мышц кислородом.
Вместе с тем эффекты разминки не могут быть объяснены только повышением температуры тела, так как пассивное разогревание (с помощью массажа, облучения инфракрасными лучами, ультразвука, диатермии, сауны, горячих компрессов) не дает такого же повышения работоспособности, как активная разминка.
Важнейший результат активной разминки -регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности. В этой связи следует различать общую и специальную разминку.
Различают общую и специальную часть разминки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих. – Мн.:Полымя, 1985. – 125 с.
2. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Физкультура, образование, наука.- 2000. -256 с.
3. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 156 с.
4. Железняк, Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 1998. - 336с.
5. Ивойлов, А.В. Соревнование и тренировка спортсмена. – Мн.: Полымя, 2000. – 126 с.
6. Клещев, Ю.Н., Фурманов А.Г., Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 1596 с.
7. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры. Методическое пособие /В.С.Овчаров – Мн.: Сэр-Вит, 2008. -200 с
8. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. Учебник /Н.Г.Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 560 с.
9. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практика. Учебник /В.Н.Платонов. – М.:2005. – 820 с.
10. Подготовка юных чемпионов: Пер с англ. /Т.Бомпа. – М.:ООО Астрель, 2003. – 259 с.
11. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Учебник для высших учебных заведений физической культуры, М.: Олимпия, 2005. -528 с.
12. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. /Под ред. Ю.Д. Железнов, Ю.М. Портнов. – М.: Академия, 2001. – 520 с.
13. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед.факт.ин-ов физ.культ /Под ред.Портных Ю.И. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 320 с.
14. Спортивные игры: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 198. – 304 с.
15. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А.Хлопцев, Е.Л.Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. – 198 с.
16. Физиология человека. Учебник для техникумов физической культуры. / Под ред. В.В. Васильевой. М. Физкультура и спорт, 1984. – 319 с
17. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. Учебник, М.: Физкультура и спорт, 1989. – 269 с.
18. Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. – Мн.: Высш. школа, 2016. – 289 с.
19. Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. – М.: Физкультура и спорт. 1959. – 289 с.