Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия «норма»
1.1. Языковая норма русского литературного языка как теоретическое понятие. Разновидности нормы.
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковые нормы - это правила использования языка в определенном периоде его развития. Нормы языка включают в себя как правила правописания и произношения, так и законы словоупотребления и грамматики.
Нормой языковое явление признается в следующих случаях:
- оно соответствует структуре языка;
- его регулярно воспроизводит в речи большинство говорящих людей;
- оно признается и одобряется обществом.
Языковые нормы нельзя искусственно внедрить, изменить или отменить. Они формируются исторически и отражают определенную культурную эпоху. А перед учеными-филологами в каждый исторический период стоит задача структурировать исторически и культурно сложившиеся языковые нормы, а также пропагандировать их.
Именно нормы препятствуют прониканию в литературный язык сленга, жаргона, диалектов и пр., обеспечивая его общепонятность. Языковые нормы характеризуются устойчивостью, распространенностью, общеупотребительностью, общеобязательностью. Также важно их соответствие обычаям и возможностям языка.
Существуют также понятия «нормированность речи» и «речевая норма». Нормированность речи - соответствие ее литературно-языковому идеалу. Речевая норма - это совокупность самых устойчивых, традиционных языковых систем, которые были отобраны и закреплены в процессе коммуникации в обществе.
Нормы классифицируются по типам:
- письменного и устного общения;
- письменной речи;
- устной речи.
Нормы лексики, грамматики и стиля - общие для устного и письменного общения. Правила пунктуации и орфографии – это специальные нормы письменной речи. Правила произношения, ударения и интонации - это специальные нормы только в устной речи.
Правильность выбора слова из ряда близких ему по значению и форме определяют лексические нормы. Именно благодаря лексике мы используем слова в правильном смысле. Свод лексических норм содержат толковые словари, словари иностранных слов, словари терминологии и словари-справочники. Соблюдение этих правил является главным условием правильной и точной речевой коммуникации. Нарушение правил лексики может привести к ошибкам, которые можно типизировать следующим образом:
- конфликт замысла говорящего с эмоционально оценочной коннотацией слова;
- неправильный выбор слова: неточность выбора синонима, сочетания паронимов, ошибочность выбора единицы в семантическом поле;
- нарушение лексического сочетания;
- смешение лингво-культурных реалий;
- неправильное использование фразеологического оборота;
- использование анахронизма.
Грамматические нормы подразделяются на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Морфологическая норма подразумевает грамотное формирование грамматической формы слов различных частей речи: формы рода, числа, степени сравнения прилагательного и др. Типичные ошибки:
- использование слова в не существующей словоизменительной форме или в не соответствующем контексте (проанализированный образ, победа над фашизмами);
- ошибочный выбор рода имени существительного (железнодорожная рельса, импортная шампунь).
Орфоэпическими считают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение норм орфоэпии - важная часть языковой культуры. Нарушение их создают у слушателей неприятное впечатление о говорящем человеке, отвлекают от понимания смысла и т.д. Произносительные нормы русского языка зависят от многих фонетических факторов:
- оглушение звонких согласных на конце слов: ду[п], хле[п];
- редукция безударных гласных (изменения качества звука).
- выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных: стн, здн, стл, лнц (праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е);
- ассимиляция – уподобление согласных по звонкости и глухости на стыке морфем. Перед звонкими согласными произносятся только звонкие, перед глухими – только глухие (обставить - о[п]ставить, сбежать - [з]бежать).
Свод орфоэпических норм содержат орфоэпические словари русского языка и словари ударений. Нормы ударения (акцентологические нормы) и их функции изучает акцентология.
Ударение – выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (повышение тона, усиление голоса, громкость, длительность). Важной и вызывающей трудности при изучении русского языка особенностью является разноместность ударения (в разных словах ударение падает на разные слоги: выдумать – выдумывать) и его подвижность (в одном слове при изменении его формы ударение может перемещаться с одного слога на другой: земля – землю).
В орфоэпический словарь включаются слова:
- произношение, которых не может быть однозначно установлено;
- образующие грамматические формы нестандартными способами;
- слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах;
- имеющие подвижное ударение в грамматических формах.
Орфоэпический словарь вводит шкалу нормативности: часть вариантов признаются равноправными, часть - разделяет основные и допустимые варианты. В словаре делаются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи. Основными из них являются:
- изменения, происходящие в группах согласных (например произношение стн как [сн], местный);
- смягчение согласных (мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия, -и);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.. Русский язык орфография и пунктуация 334 стр. 2005 г. Издательство: Махаон
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык, 2006 Издательство: Айрис-Пресс
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. 13-е издание,544 стр., 2005 г. Издательство: Феникс
4. Учебник Культура русской речи: 560 стр. Издательство:Норма, 2004
5.Сёмушкина Л. Культура русской устной речи. Словарь-справочник,2006
Издательство: Айрис-Пресс
6.Лексика разговорной речи в системе функциональных стилей современного русского литературного языка Издание 2 под редакцией Сиротинина О.Б , 2003 г.Издательство: Едиториал УРСС
7. Зильберт Орфоэпический словарь , 2003 г. Издательство: Мир книги
Электронные ресурсы
8. Васильева А. А. Научно-исследовательская работа «Обобщенный речевой портрет старшеклассника» . [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://multiurok.ru/files/nauchno-issledovatelskaia-rabota-obobshchionnyi-re.html
9. Добротина И. Н. Сопоставительный анализ учебников русского языка
для 10–11-х классов Журнал «Русский язык» №21 2007
[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702109
10. Кузьмина И. В. Статья «О преподавании синтаксиса в старших классах»(из опыта работы)
[электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/175404-o-prepodavanii-sintaksisa-v-starshih-klassah
11. Отдел русского языка и литературы. Анализ УМК по русскому языку и литературе. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://kabruss.blogspot.com/2021/01/blog-post_96.html
12. Таблица "Синтаксические нормы" (10-11 классы) [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://infourok.ru/tablica-sintaksicheskie-normi-klassi-1611436.html
13. Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://infourok.ru/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1419107.html
14. Целикова М. П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования. Автореферат диссертации [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-razvitie-analiticheskih-sposobnostey-uchaschihsya-pri-izuchenii-sintaksisa-v-usloviyah-nepreryvnogo-obrazovaniya