Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические и нормативные аспекты роли органов государственной власти в реализации реформы местного самоуправления 6
1.1 Понятие и история концепции реформирования местного самоуправления в России 6
1.2 Современный этап реформирования местного самоуправления в России 11
1.3 Система органов государственной власти субъектов России и их полномочия в реализации реформы местного самоуправления 16
2 Анализ роли органов государственной власти Пермского края в реализации реформы местного самоуправления 21
2.1 Укрупнение муниципальных образований как реформа местного самоуправления в Пермском крае 21
2.2 Оценка деятельности органов государственной власти Пермского края в реализации реформы местного самоуправления 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение – Динамика количества муниципальных образований в Пермском крае 35
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Россия, согласно статье 1 Конституции Российской Федерации , является «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления».
Демократия сегодня, и вообще всегда, являлась наиболее приемлемой формой сосуществования общества и государства. Важнейшей характеристикой демократического устройства в России является местное самоуправление (далее – МСУ) как одна из форм осуществления народом своей власти.
Хотя в России уже более тридцати лет проводятся реформы МСУ, все же при ее реализации существует проблема неполного представления конституционных основ в российской политической и правовой действительности.
На территории России на современном этапе реализуется двухуровневая система территориальной организации МСУ. На первом уровне находятся городские и сельские поселения. А на втором уровне находятся городские округа (далее – ГО) и муниципальные районы. Вопросы местного значения с учетом местной специфики на каждом уровне органы местного самоуправления решают самостоятельно.
Первоначально, двухуровневая система территориальной организации МСУ считалась вполне эффективной мерой. Данная система предоставляла гражданам возможность формировать свои органы управления и принимать решения по вопросам местного значения, реализуя тем самым принцип доступности органов МСУ. Однако существует проблема, что муниципальные образования первого уровня из-за недостатка собственных средств не могут решать значительные вопросы местного значения. При этом минимальная численность населения в законодательстве не установлена, которая необходимая для создания муниципального образования. Это приводит к увеличению количества муниципальных образований (сегодня их около 25 тысяч) и расходов на их содержание.
В этой связи мы можем наблюдать динамику передачи полномочий с сельских поселений на муниципальные районы, и обратно. Создание муниципальных округов, по мнению инициаторов данного нововведения, устранит вышеуказанные проблемы. В этом случае нужно выделить два положительных момента. Во-первых, ответственность, полномочия и ресурсы консолидируются на уровне муниципального округа, который не имеет муниципальные образования первого уровня. Во-вторых, это будет способствовать оперативно решать вопросы местного значения. Это является очевидной перспективой для улучшения качества и уровня жизни населения муниципальных образований.
Важно отметить, что данные изменения не являются абсолютной новеллой. В последние годы в России, в том числе Пермском крае, уже наблюдается тенденция к укрупнению муниципальных образований.
Объект исследования – реформы местного самоуправления в Пермском крае.
Предмет исследования – деятельность органов государственной власти в реализации реформ местного самоуправления в Пермском крае.
Цель и задачи исследования. Цель работы – анализ роли органов государственной власти Пермского края в реализации реформы местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Охарактеризовать понятие и изучить историю концепции реформирования местного самоуправления в России.
2. Рассмотреть особенности современного этапа реформирования местного самоуправления в России.
3. Изучить систему органов государственной власти субъектов России и их полномочия в реализации реформы местного самоуправления.
4. Изучить укрупнение муниципальных образований как реформа местного самоуправления в Пермском крае.
5. Провести оценку деятельности органов государственной власти Пермского края в реализации реформы местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Информационная база. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались действующие нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, официальные данные из интернет-источников.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложение.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и история концепции реформирования местного самоуправления в России
Под МСУ в Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. (далее – Хартия МСУ) понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» .
Россия в 1998 г. ратифицировала Хартию МСУ. Тем самым Россия обязалась соблюдать в ней изложенные основные нормы. Однако до ратификации Хартии МСУ было принято ряд законов, которые послужили переходным направлением к демократическому правлению в России.
Значимость МСУ, как одного из основ конституционного строя нашей страны, определена в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция России) . Эффективная местная власть способствует формированию демократического общества. Поэтому можно утверждать, что МСУ является не просто формой самоорганизации населения и предназначено не только для решения вопросов на уровне муниципального образования. МСУ также является одним из основных элементов демократического общества.
На советском этапе развития нашего государства института МСУ можно сказать – не существовало. Первым этапом реформы МСУ в советское время было принятие Закона СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» . Все базовые принципы реализации норм данного закона в основном не противоречили положениям Хартии МСУ.
Далее в значительной мере отвечал реалиям новой действительности и отражал курс на демократизацию Закон РСФСР от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» , позже переименованный в Закон Российской Федерации «О МСУ в Российской Федерации».
Президент Б.Н. Ельцин в 1993 г. указами № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и № 1797 «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» инициировал реформы МСУ. Они были направлены на десоветизацию и упразднение местных Советов народных депутатов. Этим и завершился первый этап реформ МСУ.
Второй этап реформы МСУ начался с принятия Конституции России 1993 г., в котором нашли свое законодательное выражение основные принципы МСУ из Хартии МСУ. В Конституции России 1993 г. окончательно утвердился принцип организационного обособления органов МСУ от органов государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.11.2021).
3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (в ред. от 9.11.2020) // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
7. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 22. – Ст. 2770.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 03 апреля 2017 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2017. – № 15 (Часть I). – Ст. 2137.
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 01 мая 2019 г. № 87-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2019. – № 18. – Ст. 2211.
10. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации (вместе с «Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы»): Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 (ред. от 22.12.1993) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 44. – Ст. 4188.
11. Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797 (ред. от 10.01.2003) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 44. – Ст. 4197.
12. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 // Собр. законодательства РФ. – 2018. – № 20. – Ст. 2817.
13. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 09 апреля 1990 г. № 1417-1 (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 267.
14. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-I (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1991. – № 29.
15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.
16. Антонова А.Н. Выборы главы муниципального образования: деформация принципов избирательного права / А.Н. Антонова // Гражданин. Выборы. Власть: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Пятигорск, 17 - 20 октября 2018 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Л.А. Тхабисимова. – Пятигорск: Пятигорский университет, 2019. – С. 7-10.
17. Бахарев К. Эффект объединения. В Перми оценили процесс укрупнения муниципалитетов / К. Бахарев // Российская газета – Неделя – Пермский край. – 2019. – № 268 (8026).
18. Боброва Н.А. Итоги муниципальной реформы – 2014 / Н.А. Боброва // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2018. – № 1. – С. 27-31.
19. Боброва Н.А. Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области / Н.А. Боброва, А.А. Иванов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2020. – № 4. – С. 21-25.
20. Выдрин И.В. Региональное законодательство и реформы местного самоуправления в Российской Федерации / И.В. Выдрин, Д.А. Ефременкова, А.С. Морозова, Т.В. Слюсаренко // Современное право, – 2016. – № 12. – С. 27-39.
21. Городецкая Н. Совет Европы проинспектирует российские регионы / Н. Городецкая // Газета Коммерсантъ. – 2018. – № 202 (6440).
22. Ковров Э.Л. Кризис реформы местного самоуправления в России: опыт междисциплинарного анализа / Э.Л. Ковров, В.Л. Кукушкин, А.Е. Ухов // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 5. – С. 185-202.
23. Нарутто С.В. Муниципальная демократия: от теории к практике: монография / С.В. Нарутто, Е.С. Шугрина. – М.: Юрлитинформ, 2020. – 270 с.
24. Петухов Р.В. Доверие российского общества к органам местного самоуправления / Р.В. Петухов // Полис. Политические исследования. – 2017. – № 6. – С. 61-75.
25. Сергеев С.Г. Конституционное право / С.Г. Сергеев. – М.: Дашков и К, 2018. – 576 с.
26. Сибилева А.Ю. Муниципальный округ – новый вид муниципального образования: проблемы и перспективы реформы территориальной организации местного самоуправления / А.Ю. Сибилева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2020. – Т. 6. – № 2. – С. 86-91.
27. Хайретдинов Ф.Ф. Функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Ф.Ф. Хайретдинов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 3-1(54). – С. 265-269.
28. Штукин В.В. Структурная и финансовая эффективность реформ местного самоуправления: европейский и российский опыт / В.В. Штукин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 3. – С. 83-92.
29. Единое «окно» власти: зачем в Прикамье объединяют территории // Официальный сайт «Рамблер» [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://news.rambler.ru/sociology/46363983/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 04.11.2021).
30. Кидяев В. Не пятое колесо в телеге государства / В. Кидяев // Официальный сайт Парламентской газеты. Издание Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.pnp.ru/social/ne-pyatoe-koleso-v-telege-gosudarstva.html (дата обращения: 04.11.2021).
31. Официальный отзыв Правительства на законопроект о совершенствовании территориальной организации местного самоуправления от 27 марта 2019 года // Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://government.ru/activities/selection/303/36184/ (дата обращения: 04.11.2021).
32. Укрупнение муниципальных образований // Официальный сайт Министерства территориального развития Пермского края [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://minter.permkrai.ru/deyatelnost/ukrupnenie-munitsipalnykh-obrazovaniy/ukrupnenie-munitsipalnykh-obrazovaniy (дата обращения: 04.11.2021).
33. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 г. База данных показателей муниципальных образований. 2015 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 04.11.2021).
34. Ross, Cameron. Local Politics and Democratization in Russia. London; New York, Routledge, 2009, p. 27.