Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. На современном экономическом этапе развития государства одно из ведущих мест занимает развитие систем мотивации трудовой деятельности. Мотивация является состоянием личности, которым определяется степень активности и направленности человеческих действий в данной конкретной ситуации. Мотив можно представить в качестве повода, причины, объективной необходимости что-то выполнить, побуждения к какому-либо действию. В данном случае говорят о мотивации как о процессе, который происходит непосредственно в самом человеке, направляет в какое-нибудь русло его поведение, побуждает человека определенным образом вести себя в конкретной ситуации. Сущность рыночной мотивации труда состоит в определяющем воздействии условий труда социально-экономического плана на характер потребностей, интересов и ценностей, а в конечном результате - мотивом поведения работающих, взаимоотношениях с обществом в производственном процессе, а также в ходе процессов распределения и потребления.
Цель работы – исследовать существующую систему мотивации в совре-менном гостиничном предприятии и разработать рекомендации по ее совер-шенствованию. Задачи работы:
- охарактеризовать сущность, содержание и принципы мотивации труда персонала; особенности формирования системы мотивации труда в гостинич-ном предприятии;
- проанализировать систему мотивации труда персонала гостиничного предприятия;
- определить направления совершенствования системы мотивации труда персонала в гостиничном предприятии.
Объект исследования – ООО «Рестоград» г. Москвы». Предмет исследования – организация мотивации труда на предприятии.
Методы исследования: метод сравнения, табличный и графический методы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, содержание и принципы мотивации персонала
Мотивация - влечение или потребность, которая является побудителем людей к действию с некоей четкого характера целью. Потребность выступает в качестве внутреннего аспекта мотивации, а цель - ее внешнего аспекта .
Мотивация является внутренним состоянием человека, которое нераз-рывным образом связано с потребностями, выступает в качестве активатора действий человека и приводит его к заданной цели .
Мотивация отражает такое состояние личности, которым определяется уровень активности и направленности человеческих действий в данной ситуа-ции . Мотив может быть представлен в качестве повода, причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждения к определенного рода действию.
Мотивация труда представляет собой стремление работника удовлетво-рить собственные потребности (приобретать определенные блага) с помощью своей трудовой деятельности. В состав мотива труда включают следующие элементы :
1) потребности, удовлетворения которых хочет рабочий;
2) блага, которые являются способными удовлетворить данного рода потребность;
3) трудовые действие, являющиеся необходимыми для получения данного рода благ;
4) цена (то есть затраты материального и морального характера, которые неразрывным образом связаны с осуществлением данного трудового действия) .
Мотивы труда могут появляться тогда, когда в распоряжении общества (или же самого субъекта управления) имеется необходимый набор благ, кото-рый соответствует социально обусловленным потребностям человека. С целью приобретения данного рода благ необходимыми являются трудовые усилия работника. Именно трудовая деятельность предоставляет возможности работнику приобрести данного рода блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем прочие виды деятельности.
Мотив труда появляется только тогда, когда труд (или работа) являются если не единственной, то, во всяком случае, важной предпосылкой получения блага .
Мотивы труда весьма различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить при помощи трудовой деятельности; вместе с тем по благам, которые являются необходимыми человеку для удовлетворения соб-ственных нужд; вместе с тем по уровню цены, которую работник способен за-платить за получение необходимых благ . Однако во всех данных случаях удовлетворение потребностей обязательно связано с его трудовой деятельностью.
Могут быть выделены группы мотивов труда, которые представляют в совокупности единую систему. К примеру, характерными являются мотивы содержательности производительности труда; общественной полезности труда; статусные мотивы, которые связаны с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности человека; мотивы приобретения материальных благ; вместе с тем мотивы, которые ориентированы на определенную интенсивность выполняемой работы .
Далее будут рассмотрены важнейшие виды мотивации.
1 вид - внешняя мотивация (которую иначе называют экстринсивной) является мотивацией, у которой нет связи с содержанием определенного рода деятельности, но при этом она обусловлена по отношению к компании внешнего характера обстоятельствами.
2 вид - внутренняя мотивация (которую иначе называют интринсивной) является мотивацией, которая связана не с обстоятельствами внешнего харак-тера, а с непосредственно самим содержанием деятельности.
3 и 4 виды - положительного и отрицательного характера мотивация. Мотивацию, которая базируется на стимулах положительного плана, называют мотивацией положительной. Мотивацию, которая базируется на стимулах отрицательного плана, именуют мотивацией отрицательной.
5 и 6 виды - устойчивая и неустойчивая мотивация. В качестве устойчи-вой называется мотивация, которая базируется на человеческих нуждах, так как она не требует какого-либо подкрепления на дополнительной основе .
С целью увеличения уровня трудовой мотивации весомое значение имеет характер усвоенных индивидуумом норм и ценностей труда, которые дают смысл всей трудовой деятельности в дальнейшем, определяют его образ жизни. Участие детей в производительном труде, к примеру, само по себе на мотивацию не влияет. Но достаточно важно, какие нормы и правила трудовой жизни здесь будут реально усвоены.
Поведение, которое называется трудовым, определяют мотивацией труда, формирование которой, вместе с тем, происходит под определенного рода воздействием потребностей, интересов, ценностей и разных идеалов, ориентаций ценностного характера, мотивов и разных установок. Потребности выступают в качестве глубинных источников возникновения разных интересов. Формирование интересов происходит посредством идеалов, ценностей и мотивов. Вместе с тем, на интересы и ценности оказывает воздействие непосредственного характера трудовая ситуация в компании, которая определяется всей совокупностью показателей планового и оценочного характера, решений в административном плане и разной системы стимулов.
1.2. Особенности формирования системы мотивации труда персонала гостиничного предприятия
В гостиничном бизнесе именно персонал способен организовать работу предприятия в заданном векторе и обеспечить достижение установленных це-лей предприятия. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска новых механизмов, инструментов системы управления персоналом для обеспечения его эффективной работы.
В настоящее время, как на российских, так и на зарубежных предприяти-ях сферы гостеприимства подбираются и реализуются наиболее подходящие и удовлетворяющие их требованиям системы управления персоналом. Вопрос мотивации - один из самых проблематичных и важных вопросов, стоящих пе-ред руководителями и отделом кадров гостиничных предприятий.
Мотивация выступает основным средством для мобилизации кадрового потенциала гостиничного предприятия, обеспечения оптимального использования человеческих ресурсов с целью повышения его конкурентоспособности. В связи с вышесказанным актуальность темы не вызывает сомнения. Процесс стимулирования труда заключается в определении (формировании) материальных и духовных интересов и мотивов сотрудников, использовании стимулов труда, соответствующих этим интересам с целью формирования устойчивых мотивов трудовой деятельности (мотивов труда) . Сущностью стимулирования работников к достижению целей предприятия является использование стимулов (материальных и социальных благ) для формирования устойчивых мотивов и необходимого уровня мотивации труда.
В системе работы с персоналом в гостиничном предприятии выделяют следующий ряд фундаментальных задач: управление планированием и использованием персонала, управление аттестацией персонала, обучением и его развитием, управление мотивацией и формирование корпоративной культурой .
Рассмотрим систему стимулирования и мотивации персонала в гостиничном предприятии с точки зрения пирамиды потребностей Маслоу, начиная с верхушки пирамиды:
– потребность в самовыражении выражается в стремлении к полноценному использованию своих способностей, знаний, умений. Мотивация людей с данной потребностью должна содержать в себе нечто оригинальное. Организационные методы, наделяющие сотрудника управляющими обязанностями, например, повышение или ведение проекта. Материальные методы стимулирования и мотивации присутствуют и здесь. Подарки, премии и прочие эквивалентные способы, которые справедливо оценивают работу. Нематериальные методы выражены в виде качественной корпоративной культуры, то есть совместные поездки, спортивные и прочие мероприятия ;
– потребность в уважении и признании существуют у менеджеров разных отделов, потому что им необходимо повышать свой статус. В рамках управления этой потребностью следует применять материальные, нематериальные, организационные и имиджевые рычаги. Здесь значительную роль играет имидж гостиничного предприятия, статус работника и престиж;
– потребность в принадлежности к социальной группе важна для работ-ника любого отдела гостиницы. Для этого фактора необходимо использовать следующие методы: нематериальный (обратная связь от управленца, грамоты), материальный (экономическая конкуренция), имиджевые (статус), организационные (тренинги, перспективы);
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-законодательные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. - №237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №7. – Ст.609.
Учебно-монографическая литература
3. Асалиев А.М. Экономика труда: Учебное пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Л.И. Сланченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 176с.
4. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Мето-дики. Практика / Е.Н. Ветлужских. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 150с.
Периодические издания
5. Алоян О.Ф. Место и роль мотивации труда на предприятии / О.Ф. Алоян // Научно-практические исследования. – 2020. - №4-2. – С.7-10.
6. Аполосова В.С. Мотивация и стимулирование / В.С. Аполосова // Вестник науки и образования. – 2020. - №11-1. – С.51-53.
7. Бексултанова А.И., Влияние мотивации на трудовую деятельность и стимулирование работников / А.И. Бексултанова, Х.М. Бетрахмадова, У.М. Ахмадов // ФГУ Science. – 2018. - №1. – С.18-21.
8. Богомолова З.Н. Мотивация и стимулирование труда / З.Н. Богомолова // Вестник науки и образования. – 2020. - №12-1. – С.38-41.
9. Гвоздев А.А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности управления персоналом / А.А. Гвоздев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. - №6. – С.21-25.
10. Илларионова С.А. Мотивация в управлении трудовой деятельно-стью / С.А. Илларионова, Е.В. Гордеева // Форум молодых ученых. – 2018. - №5-1. – С.1318-1323.
11. Капленкова А.Ю. Актуальные проблемы управления персоналом в российских организациях / А.Ю. Капленкова // Студенческий вестник. – 2020. – 31-4. – С.24-25.
12. Коптякова С.В. Анализ системы управления персоналом на пред-приятии ООО «ММК-ИНФОРМСЕРВИС» / С.В. Коптякова, Зиновьева Е.Г., Шкурко Н.С. // Муниципалитет: экономика и управление. – 2019. - №2. – С.47-56.
13. Кузнецова Е.М. Типы управления персоналом / Е.М. Кузнецова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. - №3. – С.141-143.
14. Куренкова А.О. Структура, методы и показатели эффективности системы мотивации и стимулирования труда персонала организации / А.О. Ку-ренкова // Современные исследования проблем управления кадровыми ресур-сами: Сборник научных статей по результатам III международной научно-практической конференции. – М.: Формат, 2018. – С.136-143.
15. Курникова Е.В. Исследование мотивации персонала предприятий гостеприимства / Е.В. Курникова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36. – С.153-157.
16. Масюкевич Е.П. Особенности моделей мотиваций и стимулирова-ния труда работников за рубежом / Е.П. Масюкевич, Сланченко Л.И., Валько-вич О.Н. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №11-2. – С.134-138.
17. Мыльникова Л.А. Проблемы совершенствования мотивации труда при управлении персоналом в современных условиях / Л.А. Мыльникова // Наука Красноярья. – 2020. - Т.9. - №1-2. – С.72-76.
18. Налетова Е.К. Управление человеческим капиталом, как способ повышения конкурентоспособности организации / Е.К. Налетова // Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий: сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. – М.: КОНВЕРТ, 2020. – С.98-99.
19. Николаев А.А. Мотивация трудовой деятельности / А.А. Николаев // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2018. - №1. – С.26-34.
20. Робканова О.А. Совокупность методов и инструментов управления трудовым персоналом / О.А. Робканова // Colloquium-journal. – 2020. - №2-11. – С.113-115.
21. Самадова А.К. специфика управления персоналом гостиничного сервиса / А.К. Самадова // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т.10. - №10. – С.2522-2531.
22. Саркисян Л.Ю. Теоретические аспекты оценки уровня мотивации трудовой деятельности / Л.Ю. Саркисян // Наука Красноярья. – 2018. – Т. 7. - №1-2. – С.143-149.
23. Стрекопытова Д.М. Анализ систем мотивации в индустрии госте-приимства / Д.М. Стрекопытова // Сервис plus. – 2020. – Т.14. - №1. – С.33-40..
24. Терновский О.А. Управление человеческими ресурсами как совре-менная концепция управления персоналом на предприятии / О.А. Терновский, Е.Н. Шумская // Вестник Российского нового университета. – 2020. - №2. – С.39-44.
25. Фаттахова С.Р. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала / С.Р. Фаттахова // Вестник современных исследова-ний. – 2018. - №6.3. – С.377-381.
26. Фролова А.С. Совершенствование системы управления персоналом / А.С. Фролова, И.Е. Фадеева // Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования: материалы III Национальной науч.-практ. конференции. – Астрахань: АГАСУ, 2020. – С.122-126.
27. Шипелин К.А. Мотивация и стимулирование персонала, как эле-менты системы мотивации персонала / К.А. Шипелин // Академия педагогиче-ских идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2020. - №6. – С.31-34.
28. Ян К.В. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятель-ности в организациях гостиничной сферы / К.В. Ян, О.А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №12-3. – С.236-239.