Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Товарооборот – это объем продаж товаров в магазине, торговой или коммерческой компании за отчетный период времени, выраженный в денежном или натуральном измерении. Этим же термином называют процесс обращения готовой продукции, реализуемого сырья и материалов. В структуру валового товарооборота входят все товарные категории, продовольственная и непродовольственная продукция всех видов, сортов и размеров, реализуемая конкретной компанией.
Актуальность темы заключается в том, что основная задача управления товарооборотом фирмы сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности относительно пороговых их величины с минимальным значением соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия.
Объект – розничный товарооборот.
Предмет – управление розничным товарооборотом.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Цель работы – проанализировать розничный товарооборот предприятия и оценить эффективность управления им.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность товарооборота
- описать принципы управления товарооборотом
- проанализировать товарооборот предприятия
- спрогнозировать товарооборот компании.
Работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе рассматривается сущность товарооборота, принципы его организации и задачи на предприятии.
Во втором разделе анализируется товарооборот предприятия, оценивается эффективность управления им.
Данная тема достаточно хорошо разработана в таких трудах, как Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля, Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля, Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети, Иванов Г.Г. Основы торговли, Каплина С.К. Технология оптовой и розничной торговли, Коваль И.В. Трансформация розничных торговых услуг в современных условиях на примере города Владивостока.
Для написания темы были использованы учебные пособия по торговому делу, экономике, ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты управления товарооборотом на предприятиях розничной торговли
1.1 Понятие и сущность розничного товарооборота торгового предприятия
Для эффективной работы торговой точки необходимо анализировать показатели и структуру выручки от реализации. Общий объем проданных товаров в определенном магазине или торговой компании называется товарооборотом. Фиксация показателей розничного и оптового товарооборота и их анализ дает возможность оценить результативность работы магазина и каждого продавца, правильно прогнозировать продажи, определять оптимальный объем закупок.
Рисунок 1 – Содержание товарооборота [23]
Товарооборот – это объем продаж товаров в магазине, торговой или коммерческой компании за отчетный период времени, выраженный в денежном или натуральном измерении [3, c.112].
Фиксация объема товаров необходима для бухгалтерского и налогового учета, планирования продаж, принятия важных управленческих решений, разработки инвестиционных проектов.
Для эффективного анализа валовой (общий) товарооборот разбивается на розничный и оптовый товарооборот (если компания реализует продукцию оптом и в розницу). Отдельный анализ розницы и опта необходим для оценки рентабельности различных каналов сбыта, реализации товаров через розничную сеть, дилеров и оптовиков.
Для расчета применяют специальные формулы и методики, от простых до более сложных. Небольшому розничному магазину не стоит углубляться в математику, можно ограничиться упрощенными способами. Самая простая формула, которую с успехом можно использовать, выглядит так [15, c.127]:
Товарооборот = количество товара х цена товара (1)
Пример. За календарный месяц было реализовано 100 упаковок туалетной бумаги. Стоимость одной упаковки - 100 рублей. В этом случае товарооборот туалетной бумаги будет равен:
100 х 100 = 10 000 рублей
В точности также рассчитывается товарооборот по все позициям розничного магазина. Общий товарооборот розничного магазина равен сумме товарооборотов всех товаров [15, c.129]:
Суммарный товарооборот = ТО1 + ТО2 + ТО3 + … ТОn (2)
Куда более интересен другой показатель, характеризующий динамику товарооборота. Условно назовем его динамическим коэффициентом товарооборота. Он дает возможность сравнить показатели за разные промежутки времени. Объясним на примере.
В мае месяце товарооборот розничного магазина составил 100 тысяч рублей, а в июне он вырос до 120 тысяч. Коэффициент рассчитывается по формуле [15, c.130]:
К = (ТО1 х 100) / ТО2 (3)
где:
• К - коэффициент динамики товарооборота;
• ТО1 - товарооборот текущего отчетного периода;
• ТО2 - товарооборот отчетного периода, с которым сравнивается текущий.
Для нашего случая К равен:
К = (120 х 100) / 100 = 1,2
Это значит, что товарооборот магазина в июне вырос в 1,2 раза по сравнению с маем.
Этой формулой можно пользоваться при одном условии: закупочные и розничные цены сравниваемых отчетных периодов должны быть одинаковыми. То есть, это работает только на небольших отрезках времени - неделях, максимум месяцах. На более длинных дистанциях цены нестабильны, поэтому используют поправочный индекс. Обычно они рассчитываются как отношение цен отчетного и базового периодов. Затем в формуле расчета коэффициента динамики товарооборота показатель ТО1 умножается на поправочный коэффициент, учитывающий колебания цен.
Показатель дает массу полезной информации о состоянии бизнеса. Вот что можно узнать, если его проанализировать:
• динамику развития магазина. Сравнивая показатели товарооборота за различные периоды времени мы видим, растет бизнес или наоборот, переживает падение;
• зависимость между выручкой и проведением различных маркетинговых и рекламных мероприятий;
• влияние на бизнес таких факторов, как сезонность, события на мировых рынках, колебания курса валют и так далее;
• влияние ассортимента на выручку магазина и выявление позиций, формирующих основной товарооборот;
• соответствие ожидаемых темпов развития реальным;
• зная товарооборот, можно составить план продаж. А самое главное - относительно точно спрогнозировать динамику развития магазина.
Рисунок 2 – Анализ товарооборота [21]
А вот что не показывает товарооборот, так это прибыль. Теоретически можно уйти в минус даже при огромных значениях показателя. Поэтому при расчете рентабельности бизнеса следует опираться на другие критерии, такие, как маржинальность, торговая наценка и так далее.
Розничный товарооборот – это все товары, которые реализуются конечным потребителям через торговые сети, супермаркеты, магазины, рыночные киоски. В эту же категорию включают услуги учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения. Оплата за розничные покупки может осуществляться за наличный или безналичный расчет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – М.: Экономика, 2018. – 485 с.
2. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Экономика, 2019. – 522 с.
3. Бертонеш М. Управление денежными потоками/М. Бертонеш. – М.: Юнити-Дана,2017. – 382 с.
4. Бочаров В.Д. Финансовый менеджмент/В.Д. Бочаров. – СПб.: Питер, 2019. – 371 с.
5. Голиков Е.А. Оптовая торговля. – М.: Экзамен, 2019. – 382 с.
6. Громова А.Ю. Оптовая и розничная торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2017. – 480 с.
7. Даненбург В. Основы оптовой торговли. – М.: Сирин, 2018. – 477 с.
8. Днянова С.Н. Оптовая торговля: организация и управление оптовой деятельностью. – М.: Инфра – М, 2017. – 228 с.
9. Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 44-48.
10. Иванов Г.Г. Основы торговли. – М.: Инфра - М, 2016 . – 377 с.
11. Ивашкин В.Б. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Альпина букс, 2018. – 507 с.
12. Каплина С.К. Технология оптовой и розничной торговли. – СПб.: Герда, 2018. – 402 с.
13. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2019. – 338 с.
14. Коваль И.В. Трансформация розничных торговых услуг в современных условиях на примере города Владивостока//Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - №5 (284).
15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: теория практика/М.Н. Крейнина. – М.: Издательство Перспектива. 2017. – 656 с.
16. Леонова М.А. Сетевая розничная торговля как бизнес / Новосибирский государственный университет экономики и управления. №11. – 2017. – С. 132
17. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в оптовой торговле. – М.: Альпина бизнес, 2019. – 377 с.
18. Патров В.В. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2017. – 381 с.
19. Рыжова О.А. Логистический формат розничной торговой сети // научно информационный журнал «Экономические науки». – 2018. – №2. – С. 56 – 59.
20. Соснаускене О.И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – М.: Экономика, 2018. – 226 с.
21. Токарь Е.В. Роль розничной торговли в развитии регионального рынка потребительских товаров//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2019. -№ 1. -С. 71-81.
22. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля. – М.: Инфра – М, 2018. – 337 с.
23. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли. – СПб.: Экономика, 2018. – 394 с.
24. Шредер Н.Г. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Экономика, 2019. – 188 с.
25. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. – СПб.: Дело и сервис, 2019. – 686 с.
26. Отчетность компании. Режим доступа: https://bo.nalog.ru/organizations-card/5836923#balance