Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на рынке преобладает большая конкуренция. Это связано с тем, что в мире много компаний, которые завоевали доверие покупателей, поэтому Российским предприятиям сложно расположить к себе потенциальных клиентов.
Одним из важных критериев успешного ведения бизнеса является конкурентоспособность организации. Конкурентоспособность предприятия -это умение предприятия превзойти другие организации этой сферы деятельности и достичь поставленных целей.
В наше время на рынке присутствует достаточно большое количество организаций, поэтому начинающим предпринимателям довольно трудно противостоять в борьбе с конкуренцией. Однако применение новых технологий в производстве и подходов к управлению поможет стать предприятию конкурентоспособным. Также важным аспектом конкурентоспособности является использование новых тенденций, следование инновациям и подбор стратегии конкуренции.
Майкл Портер писал: «Правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами. Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала».
В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать выгодную для себя цену.
Различают разные виды конкуренции: конкуренция определенного товара; видовая конкуренция (по цене и качеству); ценовая и неценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция и др.
Целью моей курсовой работы является изучение модели рынка совершенной и несовершенной конкуренции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие совершенной и несовершенной конкуренции;
- рассмотреть эластичность спроса;
-рассчитать возможность диверсификации производства предприятия в условиях несовершенной конкуренции.
1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие совершенной и несовершенной конкуренции
Конкурентоспособность - это способность компании завоевать больший сегмент рынка, путём удовлетворения потребностей потенциальных покупателей за счет привлекательной цены и свойств товара в отличие от других производителей аналогичного товара.
Ф. Котлер писал: «Конкурентоспособность - это свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с ситуацией для аналогичных объектов, представленных на данном рынке» [4].
Основными элементами конкурентоспособности являются цена и потребительские свойства товаров. Но также существуют и нетоварные факторы, которые могут играть роль в борьбе с конкурентами. К ним можно отнести рекламную деятельность, позиционирование, уровень обслуживания покупателей, способность осваиваться в меняющихся условиях конкуренции.
М. Л. Калужский писал, что «конкурентная среда - это условия осуществления хозяйственной деятельности однородных хозяйствующих субъектов».
Конкуренция - это соперничество фирм между собой с целью получения наибольшей прибыли среди остальных участников рынка.
Существует два вида конкуренции по степени свободы:
- совершенная конкуренция;
- несовершенная конкуренция.
К совершенной конкуренции относят чистую конкуренцию.
Чистая конкуренция - это рыночная ситуация, когда большое количество продавцов предлагают одинаковую продукцию. По словам Чемберлина: «Чистая конкуренция означает «конкуренцию без элементов монополии»».
К несовершенной конкуренции относят монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
Монополистическая конкуренция существует в отрасли, в которой многие конкуренты могут полностью или частично дифференцировать свое рыночное предложение. Ряд конкурентов сосредоточены на выбранный сегмент рынка, где они наилучшим образом могут удовлетворить потребности клиентов, у которых они взимают соответственно более высокую цену.
Олигополистическая конкуренция состоит из нескольких компаний, производящих одинаковые или частично дифференцированный продукт. Это разнообразие может влиять на уровень качества, особенности, стиль. Компания, которая производит тот же продукт, не может определить цены их продукты на более высоком уровне, чем рынок, если он не хочет привлекать клиентов.
Чистая монополия возникает, когда одна компания обеспечивает все производство товаров или услуги в данной стране или области. Монополия такого типа может быть следствием правового регулирования, патента, лицензии и других факторов.
Также, отмечают два вида конкуренции по степени осуществления:
- ценовая;
- неценовая.
Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке.
Неценовая конкуренция представляет собой метод борьбы с конкурентами, в основу которого входит не ценовое превосходство, а совершенствование потребительских свойств товара.
В виды конкуренции по отраслевой принадлежности входят:
- внутриотраслевая конкуренция;
- межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями одной и той же отрасли, производящие и реализующие аналогичные товары и услуги, но различающиеся по цене и качеству продукции.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями разных отраслей.
В условиях конкуренции каждое предприятие старается превзойти в качестве выпускаемого продукта по приемлемой для потребителей цене.
Конкурентное преимущество - это набор уникальных характеристик компании и ее продуктов, которые воспринимаются целевым рынком как существенные и превосходящие конкуренцию. Это причина лояльности к бренду и почему вы предпочитаете один продукт или услугу другому. Существует три различных типа конкурентных преимуществ, которые компании могут реально использовать. Это стоимость, дифференциация продукта / услуги и нишевые стратегии.
Конкурентоспособность товара - это способность продукции быть привлекательнее, чем аналогичная продукция данного вида товаров, благодаря соответствию характеристик к требованиям потребителей и данному рынку товаров.
Конкуренция является ключевым инструментом и основным аспектом экономической жизни. Его важность происходит от слова «конкурировать» и означает «искать вместе», таким образом, это стимулирует уровень человеческих устремлений, позволяющих достичь самых высоких результатов, а также быть движущей силой технологических инноваций и роста производительности.
Выделяют следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий:
- продуктовые методы;
- матричные методы;
- операционные методы;
- комбинированные методы;
- методы оценки стоимости бизнеса;
- динамические методы;
- графические методы.
Для определения сильных и слабых сторон предприятия используют матрицу SWOT-анализа.
Аббревиатура SWOT расшифровывается с английского языка как:
- Strengths – сильные стороны;
- Weakness – слабые стороны;
- Opportunities – возможности;
- Threats – угрозы.
Как правило, конкуренция обеспечивает рыночный механизм ценообразования. Со времен А. Смита в экономической теории утверждается концепция исхода конкуренции. Она становится силой, возвращающей рынок через взаимодействие спроса и предложения к точке равновесия.
Радар конкурентоспособности (Многоугольник конкурентоспособности) – метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
В этом методе для оценки ключевыми свойствами объекта являются:
- ассортимент продукции и ее стоимость;
- эффективность и результат;
- внешний вид продукта;
- срок хранения;
- дистрибуция;
- уровень рекламной активности;
- уникальность торгового предложения;
- уровень знания бренда целевыми аудиториями;
- степень лояльности к марке;
- качество квалификации и работы персонала.
Для построения многоугольника создается шкала, оси которой соответствуют конкретным выделенным критериям. Каждый критерий оценивается по системе от 1 до 10 баллов, где 10 - максимальное значение. Затем, в соответствии с проведенным анализом, определяются точки- показатели, которые соединяются между собой. Одновременно выстраивается многоугольник свойств аналогичного продукта конкурента.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бардовский В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: Форум, 2018. - 542 c.
2. Григоренко О.В. Экономика предприятия и управление организацией: Учебное пособие / О.В. Григоренко, А.Н. Мыльникова, И.О. Садовничая. - М.: Русайнс, 2019. - 48 c.
3. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Л.Г. Паштова, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2020. - 848 c.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. краткий курс / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус, 2019. - 16 c.
5. Ларионов И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2017. - 408 c.
6. Мамаева Л.Н. Экономическая теория: Учебник / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 352 c.
7. Носова С.С. Экономическая теория. элементарный курс / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
8. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2019. - 650 c.
9. Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник / С.М. Пястолов. - М.: Academia, 2020. - 206 c.
10. Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
11. Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: Инфра-М, 2017. - 544 c.
12. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: Форум, 2019. - 288 c.
13. Худокормов А.Г. Экономическая теория в истор. развитии.: Монография / А.Г. Худокормов, А. Лапидюс. - М.: Инфра-М, 2018. - 190 c.
14. Чернецова Н.С. Экономическая теория / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2016. - 251 c.