Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Ритм современной жизни общества напрямую зависит от таких составляющих как урбанизация, глобализация и виртуализация. Расширение границ, рост городов, стремление государств к упрощению въезда на территорию иностранным гражданам способствуют динамичному развитию туризма.
На сегодняшний день большинство туроператоров предлагают идентичные турпродукты по известным курортам Европы, Азии, Карибскому бассейну, которые включают экскурсионные программы и пляжный отдых, однако современный турист характеризуется избирательностью и стандартные туры, представленные на рынке, становятся для него все менее привлекательными. С целью поддержания спроса и улучшения конкурентных позиций туроператорам необходимо рассмотреть возможность проектирования тематических турпродуктов, опираясь на культуру и традиции стран.
Одним из перспективных направлений, на которые необходимо обратить внимание при разработке турпродукта, на сегодняшний день является гастрономический туризм, который на текущий момент мало популяризирован и представлен на рынке в ограниченных вариантах, в частых случаях незначительные компоненты гастрономии (в виде заезда в ресторан с местной кухней в промежутках между экскурсиями) добавляют в основные программы культурно-познавательных и экскурсионных туров.
Именно с данным аспектом связана актуальность настоящей работы: создавая гастрономические туры, оператор предоставляет возможность туристу получить новые эмоции и впечатления, прочувствовать культуру страны через людей и пищу, которую они едят, совмещая при этом экскурсионную программу и в некоторых случаях пляжный отдых. Грузия выступает одним из приоритетных направлений развития гастрономического туризма. Грузинская кухня включает разнообразные блюда, хранящие многовековую традицию многих народов, на территории страны находится множество культурно-исторических и природных памятников, а мягкий морской климат располагает к комфортному отдыху. В свою очередь участие в грамотно спроектированных гастрономических турах ведет к продуктивному распределению свободного времени путешественников, позволяя решить многие проблемы, с которыми сталкивается общество на протяжении многих лет.
Цель исследования: разработать гастрономический тур в Грузию и рассмотреть мероприятия по его продвижению.
Объект исследования: гастрономический туризм в Грузии.
Предмет исследования: деятельность по разработке и продвижению гастрономического туризма в Грузии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность гастрономического туризма.
2. Проанализировать регионы Грузии с точки зрения потенциала для развития гастрономического туризма.
3. Разработать гастрономический тур в Грузию.
4. Рассмотреть мероприятия по продвижению гастрономического тура в Грузию.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, 2 приложения».
1. Теоретические аспекты изучения гастрономического туризма в Грузии
1.1. Понятие и сущность гастрономического туризма
Сфера туризма, как и другие сферы экономики, активно подвергается нововведениям, изменениям, инновациям. На смену традиционным пляжным и экскурсионно-познавательным турам приходят инновационные турпродукты, основанные на узконаправленных предпочтениях потребителя с учетом тенденции спроса.
В настоящее время все больше путешественников, приезжая в другую страну, стараются в первую очередь насладиться шедеврами кулинарных искусств, приобщиться к национальной кухне и оценить всю полноту вкуса местных блюд. Таким образом, с целью удовлетворения данных потребностей на туристском рынке появляется новое направление – гастрономический туризм.
В основу понятия «гастрономический туризм» заложен термин «гастрономия», который следует отличать от термина «кулинария». Понятие
«кулинария» означает определённую систему методов и технологий приготовления пищи, в то время как «гастрономия» подразумевает связь между культурой и пищей, понимание и знание тонкостей кулинарного искусства [9, с. 45].
Гастрономическим туризмом является путешествие с целью ознакомления с особенностями национальной кухни страны, производства и приготовления продуктов и блюд [13, с. 1026]. Следует отметить, что гастрономический туризм подразумевает не только регулярное посещение ресторанов традиционной кухни, а представляет собой тщательно продуманный комплекс мероприятий, включающий знакомство с технологией приготовления блюд и самостоятельное участие в процессе готовки, посещение традиционных кулинарных праздников, посещение кулинарных и винных курсов, экскурсии в музеи, экспозиции которых рассказывают об истории изготовления продукта, совершенствовании сбора и переработки сырья, участие в мастер-классах и дегустациях.
Гастрономический туризм имеет общие черты или некоторые признаки других видов туризма, по которым можно провести его классификацию (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация гастрономического туризма
Согласно рисунку, гастрономический туризм подразделяется на следующие виды:
1. Сельский гастрономический туризм.
Имеет взаимосвязь с агротуризмом. Основу таких туров составляет пребывание туристов в естественной природной среде, в которой они познают культуру и быт сельской местности, изолируясь от современного ритма жизни в мегаполисах, помогают фермерам в сборе урожая и по хозяйству, питаются здоровой экологически чистой продукцией [4, с. 54].
2. Деловой гастрономический туризм.
Представляет собой путешествия с деловыми целями, во время которых туристы посещают производственные цеха и фабрики, знаменитые ресторанные сети, которые организуют презентации и мастер-классы для туристов с целью установления бизнес-контактов [4, с 53].
3. Культурно-познавательный гастрономический туризм.
Основу данного вида гастрономического туризма составляет комбинаторность, например, поездка в страну с богатыми кулинарными традициями, знакомство с ее достопримечательностями, включая особенности кухни во время обедов с элементами национальной кухни [5, с. 97].
4. Событийный гастрономический туризм.
Представляет собой путешествия, основной целью которых является посещение популярных национальных гастрономических праздников, которые проводятся по всему миру. Например, ежегодно в сентябре в Ирландии проводится «Устричный фестиваль», в этот же месяц в Мюнхене отмечают «Октоберфест», в Италии в июле традиционно ежегодно проводят «Фестиваль тунца», а в ноябре во Франции отмечают праздник молодого вина «Божоле Нуво» и «Фестиваль белых трюфелей» в Сан-Миниато [5, с. 98].
Каждый кулинарный опыт, который приобретает турист во время гастрономического тура является воспоминанием о месте пребывания и о стране, таким образом пища и местность имеют взаимосвязь, формируя основу, которая составляет современное развитие экономики впечатлений, дающей возможность увидеть потенциал территорий и их дальнейшее развитие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Бабкин А.Б. Специальные виды туризма. Учеб. пособие / А.Б. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 252с.
5. Балынин К. А. Аспекты диверсификации гастрономического туризма / К. А. Балынин // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – Т. 11, № 1 (71). –
С. 97-108.
6. Бархаш Л. Особенности экскурсионного обслуживания / Л. Бархаш. – М.: Альянс, 2018. – 329 с.
7. Бобкова А. Правовое обеспечение туризма / А. Бобкова. – М.: ЭСКМО, 2019. – 155 с.
8. Валявский В.К. Рекреационные ресурсы Грузии / В.К. Валявский. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 215 с.
9. Воробьёва М. С. Понятия и особенности гастрономического туризма / М. С. Воробьёва, Н. Е. Нехаева // Тенденции развития науки и образования. – 2017. – № 32-3. – С. 45-49.
10. Гордин В.Э. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение / В.Э. Гордин. – М.: АСТ, 2019. – 125 с.
11. Деточенко Л.В. Особенности развития туризма в Грузии как отрасли, способствующей экономическому росту страны / Л.В. Деточенко // Социальная и экономическая география. – 2018. – № 7. – С. 45-49.
12. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка / М.Н. Дмитриев. – М.: Белый город, 2015. – 260 с.
13. Железова О.Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов / О.Р. Железова // Молодой ученый. – 2017. – № 3. С. 1026-1028.
14. Жуков А.А. Технология и организация туроператорских услуг / А.А. Жуков. – М.: ИНФРА -М, 2017. – 387 с.
15. Иванов В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии / В.Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – № 2. – С. 105-113.
16. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е.Н. Ильина – М.: Финансы и статистика, 2008. –256 с.
17. Корнекова С. Ю. Роль национальных кухонь и продовольственных брендов туризма в регионах / С. Ю. Корнекова // Эколого-географические аспекты природопользования, рекреации, туризма : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. году экологии в России / отв. ред. Н. П. Несговорова. –Курган: Курган. гос. ун-т, 2017. – С. 159-163.
18. Гастрономический туризм по Грузии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zavodila.com/otdyx/puteshestviya/vkusnye/gastronomicheskij-turizm-po-gruzii/
19. Гастрономический туризм в Грузии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advantour.com/rus/georgia/tourism/food-tourism.htm
20. Simple Travel. Гастрономическое путешествие в Грузию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.simpletravel.ru/journal/gastronomiya/gastronomicheskoe-puteshestvie-v-gruziyu/