Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Средства массовой информации являются производителями информационных продуктов, которые оказывают значительное влияние на общественное мнение, формируя имидж персон, организаций, государств. В связи с этим эксперты в сфере медиакоммуникации рассматривают массмедиа в качестве эффективных инструментов, позволяющих решать комплекс задач, связанных с продвижением. Так, Е.А. Войтик в монографии «Спортивная медиакоммуникация в России в начале ХХI века» отмечает, что массмедиа способны решать такие задачи, как «создание образа спортивной деятельности, ее познавательно-отражательные характеристики; формирование и выражение общественного мнения, общественного настроения по поводу тех или иных спортивных событий или явлений; выработка представлений о характере и особенностях развития того или иного вида спорта; создание имиджевого образа спортивных личностей, групп, организаций; создание модели поведения участников спортивной деятельности, околоспортивной общественности, различных аудиторных групп, системы управления и самоуправления сферой спорта».
Сегодня спортивные организации, особенно региональные, находятся в ситуации, когда они вынуждены самостоятельно искать спонсоров и заниматься продвижением, причем эта деятельность становится определяющей для их жизнеспособности. В этой ситуации важно понимать, какие медиакоммуникации являются эффективными, то есть способными решать основные маркетинговые задачи. Очевидно, что однозначного ответа на этот вопрос нет, возможны вариации в зависимости от направления деятельности спортивной организации, региона и пр. Однако при всём разнообразии возможных ответов, стоит отметить, что опыт каждой отдельной спортивной организации в отдельном регионе важен для формирования как теоретических, так и практических рекомендаций в сфере спортивного маркетинга, а именно – в сфере продвижения в медиа. Это и обуславливает актуальность данной работы, направленной на анализ освещения деятельности спортивного клуба в региональных и городских СМИ.
Объектом исследования является имидж спортивной организации.
Предмет исследования – СМИ как инструмент формирования имиджа спортивной организации.
Цель работы – исследование роли СМИ в создании имиджа организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) систематизация теоретических и методологических подходов к изучению имиджа спортивных организаций;
2) определение целей и задач спортивной медиакоммуникации;
3) анализ медийной составляющей в стратегии продвижения спортивной организации.
Теоретико-методологическую базу работы составили труды, посвященные участию СМИ в формировании имиджа спортивной организации. Особое внимание в ходе исследования уделялось работам, посвященным формированию имиджа В.М. Панасюка, Е.С. Кубряковой, В.Ю. Мамаевой и В.М. Шепеля. Имидж в спорте рассматривали в свих исследованиях авторы С.А. Васягина и О.В. Гадючкин. Понятие брендинг был рассмотрен В.Ю. Костиковым и И.В. Максименко. Медиакоммуникация как неотъемлемая часть в продвижении была изучена Е.А. Войтиком и Е.А. Курмачевой.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы: метод критического изучения источников для теоретического осмысления предмета; комплексный анализ текстов для изучения содержательных характеристик публикаций.
Цели и задачи обусловили структуру работы: она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Формирование имиджа с помощью СМИ
1.1. Теоретические подходы к исследованию имиджа
Рост конкуренции в современном обществе заставляют организации заботиться о своём имидже. От того, как к организации будут относиться клиенты, поставщики и партнеры во многом зависит успех продвижения товаров или услуг, увеличение продаж и укрепление позиций на рынке. Организации, особенно если она крупная или известная, в своей деятельности, так или иначе, приходиться взаимодействовать со средствами массовой информации (СМИ). СМИ занимает одну из ведущих ролей в формирование имиджа организации. Почему так происходит?
Для начала необходимо разобраться, что означает понятие «имидж организации». В целом, имидж представляет собой портрет, который отражается в сознание людей и имеет характер стереотипа. А имидж организации – это известность и репутация организации, которая формирует имидж товара, т.е. потребительский образ, который вызывает ассоциации с полезностью и престижностью товара или услуги. У организации всегда есть свой собственный имидж, независимо от того, работает ли она над ним или нет. Однако имидж не всегда бывает положительным, что во многом в дальнейшем сказывается на деятельности. Поэтому очень важно изначально создать положительный имидж организации .
По мнению британского журналиста Паркинсона С., «для имиджа важен размах, а не итог». Этот размах как раз и можно достичь за счёт СМИ. Средства массовой информации помогают привлечь потребителей в короткие сроки ещё только для начинающей свою деятельность организации, тем самым помогая сформировать ей имидж, или же поддержать интерес потребителей к уже давно функционирующей на рынке организации.
Имидж – это стихийно или целенаправленно формируемый образ, который оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих с целью получения признания. Обратимся к истории вопроса понятия «имидж». В научной литературе выделяют пять исторических этапов формирования определения имиджа.
1. Древнейший (9 тыс. до н.э. – ХVIII в. н. э.) – на данном этапе имидж не являлся сознательной деятельностью. В первобытном обществе появляются зачаточные формы данного явления. Они выражаются в форме знаков, символов, жестов, нарядов и пр. Основная функция протоимиджа демонстративная, идентифицирующая самопрезентация.
2. Систематизации (ХVIII – середина ХХ в.) – начинается начальное систематизированное изучение определенных аспектов имиджа. Это приводит к появлению отдельных теорий и гипотез. В политике и журналистике имиджмейкинг постепенно становится видом профессиональной деятельности. Имидж становится средством психологического воздействия на адресата, потребителя, читателя.
3. Информационный (1960 – 2000 г.) – Имидж становится объектом изучения PR. В рамках которого он рассматривается как средство манипулирования общественным сознанием. В области имиджелогии появляются философские, психологические, социологические и маркетинговые исследования. Полученные представления об имидже распространяется на новые области знаний.
4. Институционализация (2001 – 2009 г.) – на этом этапе имиджелогия выступает как теоретико-прикладная наука в процесс институционализации. В России начинают проводить исследования практико-ориентированного характера, выпускать специальную литературу по имиджелогии. Выходит первый энциклопедический словарь по имиджу. Появляются профессиональные объединения специалистов в области имиджа.
5. Цифровой (2010 – наст. время.) – Развитие интернет сферы. Появление новых медиа и цифровых технологий, которые формируют имидж, реализуемый на различных носителях средств массовой коммуникации (онлайн и офф-лайн). Концентрация аудитории в виртуальном пространстве .
В течении многих веков развивалось понятие «имидж». Вожди, государи, императоры благодаря своей речи и жестам создавали личный образ, с помощью которого могли оказывать влияние на поведение людей. В Античности мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) говорил о том, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьёшься её симпатии и благосклонности. Политический деятель, оратор Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) считал, что важно изучать психологию, интересы и вкусы аудитории. Он полагал, что задача оратора – эстетически утешать публику, влиять на волю и поведение людей. Великий полководец Юлий Цезарь (102 – 44 гг. до н. э.) благодаря своим обращениям и театрализованным представлениям добивался народной поддержки.
Первым теоретиком имиджа считается итальянский философ, писатель и политический деятель Никколо Макиавелли, которому было свойственно обострённое «чувство имиджа». Его биографию можно разделить на два ключевых жизненных этапа: годы политической деятельности (1498 – 1512) и годы изгнания (1512 – 1527), в которые создаются его великие произведения. Именно в период политического бездействия он поставил вопрос о государе, который своей доблестью мог бы соединить воедино рассыпавшиеся национальные части, с помощью своей сильной власти создать могучее централизованное государство, в рамках которого только и возможна гражданская жизнь и любая общественная инициатива. Прежде всего, здесь говорится о «прагматике» в стратегии и тактике достижения власти в непрерывно формирующейся политико-экономической реальности.
Макиавелли считал, что ни одно государство не может нормально функционировать без сильного лидера. Именно Никколо Макиавелли стал одним из первых, кто начал развивать идею о формировании имиджевой составляющей политического лидера с целью поддержания легитимности власти. Имидж он называет «личиной», то есть маской: «Государь не может нравится всем людям, но он заинтересован в их расположении к себе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). – Текст: электронный // Консультант-Плюс: справочно-правовая система.
2. Абишева В.Т. Социальные сети как эффективный инструмент PR-коммуникации [Текст] / В. Т. Абишева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №11-2. – С. 111-113.
3. Антипенко З.Г. Основы теории коммуникаций: курс лекций [Текст] / З.Г. Антипенко. – М.: Владос, 2018. – 104 с.
4. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст] / Р. Н. Абрамов. – М.: Академический проект, 2018. – 511 с.
5. Алферов Ю.Ю. Government Relations в современной России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента [Текст] / Ю.Ю. Алферов // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 20-35.
6. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2019. – №1. – С. 125-132.
7. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика [Текст] / М.П. Бочаров. – М.: Дело, 2018. – 560 с.
8. Балахонская Л.В. Особенности PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект [Текст] / Л. В. Балахонская // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – №2(22). – С. 41-59.
9. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2019. – №1. – С. 125-132.
10. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований [Текст] / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. – 2020. – № 4. – С. 98-107.
11. Варакута С.А. Связи с общественностью [Текст] / С.А. Варакута. – М.: Инфра-М, 2018. – 207 с.
12. Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и ВКонтакте: практики взаимодействия [Текст] / О.В. Дьяченко // МЕДИАСКОП. – 2020. – № 4. – С. 10-15.
13. Зигфрид Ш. Коммуникация и пиар в организации [Текст] / Ш. Зигфрид. – М.: Институт Прикладной Психологии, 2019. – 198 с.
14. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России [Текст] / Н.Б. Зазаева // Власть. – 2018. – №7. – С. 63-66.
15. Ильяхов М. Пиши, сокращай: как создавать сильный текст [Текст] / М. Ильяхов. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 440 с.
16. Коноваленко В.А. Теория коммуникации [Текст] / В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
17. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика [Текст] / Ф. Китчен. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 455 с.
18. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете [Текст] / Д.А. Каплунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 496 с.
19. Крайнова К.А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении [Текст] / К.А. Крайнова // PolitBook. – 2019. – № 2. – С. 60-67.
20. Никитин А.С. GR для малого и среднего бизнеса: монография [Текст] / А.С. Никитин. – М.: Проспект, 2018. – 112 с.
21. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент [Текст] / А.С. Орлов. – М.: Гардарики, 2019. – 368 с.
22. Паулов С.В. Масс-медиа в системе политической коммуникации современного российского общества [Текст] / С.В. Паулов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2019. – № 2. – С. 145-148.
23. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация [Текст] / Е.Н. Пашенцев. – М.: Слово, 2020. – 396 с.
24. Синяева И.М. Паблик рилейшнз. Толковый словарь [Текст] / И.М. Синяева. – М.: Дашков и К, 2020. – 200 с.
25. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации [Текст] / А.И. Соловьев // Полис. – 2018. – № 3. – С. 5-18.
26. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) [Текст] / М.И. Тимофеев. – М.: РИОР, 2018. – 192 с.
27. Трофименко Е.Ю. Использование социальных сетей в коммуникационной политике организации [Текст] / Е.Ю. Трофименко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – №3. – С. 133-137.
28. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз [Текст] / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2018. – 332 с.
29. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе [Текст] / Ф.И. Шарков // PolitBook. – 2018. – №2. – С. 121-130.