Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная постановка торгово-технологических процессов предполагает и требует использования комплекса различных показате-лей, позволяющих рассматривать происходящие в торговле и экономике явления, проводить анализ, оценку, планирование деятельности каждого отдельного предприятия, выделять основополагающие направления, обусловленные состоянием внешней и внутренней среды функциониро-вания.
Посещая магазины, не каждый человек задумывается над тем, по-чему тот или иной товар расположен именно в том месте магазина, где мы его покупаем. Мы думаем, что это естественно, ведь посещая торго-вые точки, потребитель преследует совершенно иные цели. Когда чело-век находится в огромном мире торгового пространства, возможность задуматься об этом моменте полностью исключается, на пути появляется множество отвлекающих маневров, таких как рекламная продукция, наличие промоутеров.
Данная тема актуальна так как, подготовка товаров к продаже - это сложная трудоемкая операция технологического процесса магази-нов.
Главной целью данной работы является исследование формирова-ния ассортиментной политики на предприятии оптовой (розничной) тор-говли в современных условиях на примере АО «Торговый Дом ПЕРЕ-КРЕСТОК»
В связи с этим очень важно постоянно совершенствовать и улуч-шать технологию предпродажной подготовки товаров, именно это определяет актуальность данной темы.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следу-ющие задачи:
- Понятия и свойства товарного ассортимента
- Роль и значение формирования ассортимента товара в удовле-творении покупательского спроса населения
- Организационно-экономическая характеристика предприятия АО «Торговый дом «Перекрёсток»
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Изучение спроса и планирование ассортимента для осуществле-ния закупки товара
- Классификация и характеристика товарного ассортимента мага-зина
- Формирование ассортиментной матрицы для продажи товара в торговой сети «Перекрёсток»
Объектом исследования является предприятие АО ТД «Перекре-сток».
Предметов исследования является ассортиментная политика пред-приятия АО «Торговый Дом Перекресток»
Авторы изучающие эту проблему:
1. Бланк И.А управление торговым предприятием: учебное посо-бие-м; Торговля и склад, 2015-388с
2. Веллхофф. А Мерчандайзинг: эффективные инструменты управ-ление товарными категориями – м; Издательский дом Гребенщикова, 2014-280
3. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учеб-ник для бакалавров/ А.П Дашков, О.В Памбухчияниц – 2-е изд, пере-раб-м; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 г
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ В ПОТРЕБИ-ТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятия и свойства товарного ассортимента
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров явля-ется ассортиментная характеристика, которая определяет принципиаль-ные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товаров – это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо при-знаку (назначение, сырье, способ производства). (1, с. 12)
Ассортимент потребительских товаров подразделяется по следу-ющим признакам:
1) по местонахождению товаров:
а) промышленный (производственный) ассортимент – набор то-варов, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
б) торговый ассортимент – представляет номенклатуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле;
2) по широте охвата товаров:
а) простой – набор товаров, представленный небольшим количе-ством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограни-ченное число потребностей (характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с не-большими материальными возможностями, а также для магазинов сель-ской местности);
б) сложный ассортимент – набор товаров, представленный значи-тельным количеством групп, видов, разновидностей и наименований то-варов, которые удовлетворяют разнообразные потребности покупателей (присущ универсамам, универмагам, супермаркетам);
в) групповой ассортимент – набор однородных товаров, объеди-ненных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные по-требности (например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обув-ные, одежные объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального). Групповой ас-сортимент положен в основу формирования секций в универмагах;
г) видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он являет-ся составной частью группового ассортимента, например, ассортимент молока –пастеризованное, стерилизованное, часть ассортимента молоч-ных товаров;
д) укрупненный ассортимент – ассортимент товаров, объединен-ный по общим признакам в определенной совокупности товаров (одеж-но-обувные, парфюмерно-косметические, фрукты-овощи); (4, с. 72)
е) марочный ассортимент – набор товаров одного вида, но раз-ных наименований или торговых марок. Данные товары наряду с удо-влетворением физиологических потребностей в значительной мере наце-лены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин. (например, ассортимент пастери-зованного молока торговой марки «Домик в деревне», духи Нина Рич-чи);
ж) сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выпол-няют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (предметы ухода за обувью в обувном магазине);
Ассортиментная политика – общие намерения, возможности и ос-новные направления, сформулированные высшим руководством орга-низации в области ассортимента. Общие намерения могут быть опреде-лены в форме целей и задач для их реализации.
Цель организации в области ассортимента – формирование ре-ального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближа-ющегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потреб-ностей и получения запланированной прибыли.
Совершенствование ассортимента – количественные и качествен-ные изменения состояния набора товаров для повышения его рацио-нальности.
Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор следующих возможных путей: сокращение, рас-ширение и обновление ассортимента товаров для формирования рацио-нального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту данного направления. При этом должны учитываться научно обосно-ванные рациональные потребности, а также требования общества к обеспечению безопасности для потребителей и окружающей среды, ис-пользованию достижений научно-технического прогресса для макси-мального повышения качества жизни.
Расширение ассортимента – количественные и качественные из-менения набора товаров за счет увеличения показателей широты, пол-ноты, глубины и новизны. (3, с. 102)
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы – одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направ-лений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расшире-ние ассортимента может происходить за счет его обновления при одно-временном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Рас-ширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращени-ем ассортимента отечественных товаров, а также снижением их произ-водства в целом.
1.2 Роль и значение формирования ассортимента товара в удовле-творении покупательского спроса населения
При анализе ассортимента, конечно, не стоит забывать об абсо-лютных объемах продаж каждой из ассортиментных групп (или ассор-тиментных позиций). Известно классическое распределение «20 / 80», когда 20 % ассортиментных групп дают 80 % в общем объеме продаж (правило Парето). Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом.
При всех многочисленных плюсах данного метода существует один значительный минус: данный метод не позволяет оценивать сезон-ные колебания спроса. (2, с. 56)
Сезонные товары из группы «А» могут мигрировать и в группу «В» и в группу «С», ложась серьезным грузом в товарные компании, а непродуманное сокращение группы «С» может привести к сокращению ассортимента и как следствие снижению оборота. В тоже время, остав-шиеся товары распределятся снова по тому же принципу.
Для принятия решения об оптимизации ассортимента и структу-ры товарных запасов наиболее прогрессивные руководители использу-ют сочетание АВС-анализа и XYZ - анализа,
XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозиро-вать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуе-мость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).
Результатом XYZ-анализа является группировка ресурсов по трем категориям:
Категория X - группы товаров, характеризуются стабильной ве-личиной потребления и высокими возможностями прогнозирования.
Категория Y - группы товаров, характеризуются известными се-зонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
Категория Z - группы товаров с нерегулярным потреблением, ка-кие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%, в группу Y - от 15 до 50%, в группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающи-еся прогнозу.
В сочетании с АВС - анализом XYZ- анализ позволяет выявлять безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ). Всего при про-ведении совмещенного анализа получаем девять групп товаров:
AX, AY, AZ
BX, BY, BZ
CX, CY, CZ
Наибольшее внимание необходимо уделить наполнению групп АХ, АY, так как их формируют товары, обеспечивающие максимальный объем продаж и пользующиеся стабильным спросом. Часто необходимо уменьшить долю товаров группы Z и тем самым освободить оборотные средства, которые можно направить на наполнение более важных групп.