Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы определяется тем, что комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые влияют на функционирование и деятельность таможенных органов, позволяет руководству ФТС России более четко доводить стратегические цели ведомства до непосредственных исполнителей, формировать углубленное представление у подчиненных о выполняемых ведомством операциях и выделять важнейшие факторы повышения эффективности и результативности работы подразделений.
Цель настоящей работы – определить основные проблемы и перспективы развития системы показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов.
провести исследование системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить сущность и раскрыть содержание результативности и эффективности деятельности таможенных органов.
2. Охарактеризовать нормативно-правовую базу оценки деятельности таможенных органов.
3. Проанализировать результативность и эффективность деятельности таможенных органов в 2020-2021гг.
4. Выявить проблемы обеспечения результативности и эффективности деятельности таможенных органов.
5. Разработать рекомендации по повышению результативности и
эффективности деятельности таможенных органов.
Объектом исследования являются показатели результативности и эффективности деятельности таможенных органов.
Предмет исследования – пути оптимизации системы показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов.
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные анализу системы показателей деятельности таможенного органа, их модернизации и гармонизации (А.В. Кнышова, Д.В. Лапиной, В.В. Макрусева, Ю.Г. Кишинского, Е.О. Любкиной и др.).
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод логического анализа.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе проанализированы показатели результативности и эффективности деятельности таможенных органов ФТС России. В третьей главе проведена оценка путей оптимизации системы показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованных источников включает 14 наименований, из которых 4 – нормативно-правовые акты.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
1.1. Сущность и содержание результативности и эффективности
деятельности таможенных органов
В своей деятельности таможенные органы стре¬мятся к выполнению обя¬занностей, определенных Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 02.07.2021) № 311-ФЗ «О тамо¬женном регулировании в Российской Федерации». К ним относятся: содействие реализации единой торговой политики и обеспечение таможенного законодатель¬ства Таможенного союза ЕАЭС; выполнение таможенных операций и проведение таможенного контроля; взимание таможенных платежей и пошлин; соблюдение мер таможенно-тарифного регу¬лирования в пределах своей компетенции; предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступле¬ний.
Оценка деятельности таможенных органов проводится с помощью системы показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов путем сопоставления значений показателей за несколько периодов. Анализ показателей оценки эффективности и результативности таможенной деятельности представлен в трудах многих исследователей. А.Г. Стецюра и Р.М. Рахматуллина отмечают, что критерии оценки эффективности деятельности таможенных органов должны основываться на следующих требованиях:
- соответствовать функциям (задачам) таможенных органов;
- устанавливаться на основе отчетности;
- демонстрировать, в какой степени государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а выполнение функций соответствует установленным регламентам.
Ж.С. Чупина и А.В. Кузнецова подчеркивают, что тактическая панель индикаторов представляет интерес для основного управленческого сегмента таможенной службы России – РТУ ФТС России. По значениям относящихся к этой категории показателей можно судить о достижении стратегических целей таможенного ведомства в зоне ответственности отдельных региональных таможенных управлений. Операционные показатели не только нацелены на передачу данных между первоначальным уровнем сбора информации (таможней, таможенным постом) и итоговым уровнем ее обработки (ЦА ФТС России), но и могут быть использованы для принятия РТУ решений по подчиненным им таможням. С помощью операционной панели индикаторов отслеживаются основные операционные процессы, и используется она главным образом должностными лицами таможенных органов, имеющими непосредственные отношения с участниками ВЭД.
Очевидно, что ввиду своей многогранности отдельные направления деятельности таможенных органов должны рассматриваться не односторонне, а с позиции нескольких точек зрения, каждая из которых в свою очередь должна характеризоваться хотя бы одним показателем. В этом случае возникает опасность создания избыточного потока информации, обусловленного функционированием громоздкой и трудоемкой системы показателей. С другой стороны, анализ деятельности таможенных органов согласно ограниченному числу показателей вряд ли может привести к получению объективных результатов, так как, безусловно, без рассмотрения останутся отдельные направления работы ведомства. В связи с этим возникает вопрос об оптимальном количестве используемых при оценке показателей.
Таким образом, действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности Федеральной таможенной службы.
1.2. Нормативно-правовая база оценки деятельности таможенных органов
Современная система показателей оценки деятельности таможенных органов имеет свою нормативную правовую основу. Ее составляют:
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства России от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга»;
- приказы ФТС России, устанавливающие перечень показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов, в частности, Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159 «Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен» и Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2019 № 1399 «О внесении изменений в Приложение N 2 К Приказу ФТС России от 30.10 2017 N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 304093/ (дата обращения: (14.11.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга». – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 135976/ (дата обращения: (14.11.2021).
3. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1159 «Об утверждении показателей результативности, эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен» – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 759186 / (дата обращения: (14.11.2021).
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2019 № 1399 «О внесении изменений в Приложение N 2 К Приказу ФТС России от 30.10 2017 N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» – URL: http://www. consultant.ru/document/Cons doc LAW 100001 / (дата обращения: (14.11.2021).
5. Изосимов С.В., Шевченко А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки / С.В. Изосимов, А.Л. Шевченко // Экономикс. – 2013. – № 2. – С.29-34.
6. Кнышов А.В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации / А.В. Кнышов // Вестник российской таможенной академии. – 2018. – N 1. – С. 47-55.
7. Королев П.Ю. SWOT-анализ как инструмент структурирования информации в системе факторов формирования экономической политики в условиях единого экономического пространства ЕАЭС / П.Ю. Королев // Ученые записки СПб филиала РТА. – 2015. . – № 4 (56). – С.6-23.
8. Лапина Д.В. Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов / Д.В. Лапина // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 12 (56). – С.22-25.
9. Макрусев В.В. Кишинский Ю.Г., Любкина Е.О. Создание гармонизированной и сбалансированной системы показателей эффективности деятельности таможенных органов как базовое направление ее развития / В.В. Макрусев, Ю.Г. Кишинский, Е.О. Любкина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9. – 2017. – № 6. https://naukovedenie.ru/PDF/26EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
10. Рудакова Е.Н. Специфика контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных федеральной таможенной службы России / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». – 2015. – № 10. – С. 145-148.
11. Скударнова А.Д., Разживина Д.Д. Показатели деятельности таможенных органов российской федерации в условиях реализации концепции «Десять шагов навстречу бизнесу» / А.Д. Скударнова, Д.Д. Разживина // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 9 (53). – С.12-16.
12. Стецюра А.Г., Рахматуллина Р.М. Анализ и оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ / А.Г. Стецюра и Р.М. Рахматуллина // // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2018. – № 46. – С. 32-36.
13. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие для вузов / Я.А. Фомин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.
14. Чупина Ж.С., Кузнецова А.В. К вопросу об оценке деятельности таможенных органов: показатели, проблемы совершенствования / Ж.С. Чупина, А.В. Кузнецова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2020. – № 9. – С. 25-29.