Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений дизартрии. Широкая распространенность, отсутствие спонтанной компенсации этих нарушений обусловили необходимость разработки специальной методики развития интонационной выразительности речи детей.
При определении последовательности и содержания логопедической работы были учтены данные о становлении интонационной выразительности речи в онтогенезе. Становление интонационной системы - сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление
интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным
моделям взрослых.
Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний. В связи с этим работа по формированию интонационной выразительности речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; от различения и усвоения повествовательной к вопросительной (общий и специальный вопрос) и восклицательной интонации.
Развитие восприятия и опознания высказываний основных коммуникативных типов происходит в процессе ознакомления детей с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и способами их обозначения.
В настоящее время сфера выразительности речи в изучении дизартрии остается недостаточно разработанной.
Актуальность нашей работы заключается в том, что при всем разнообразии диагностических методик, направленных на изучение интонационной стороны речи, нет достаточно разработанной диагностической методики по изучению интонационной стороны речи у детей с дизартрией.
Цель: Изучить особенности формирования интонационной выразительности у дошкольников с дизартрией.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование интонационной стороны речи в онтогенезе;
2. Изучить особенности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией;
3.Провести диагностику актуального уровня сформированности интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией;
4.Разработать программу коррекционной работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.
Объект: Проявления дизартрии у дошкольников.
Предмет: Интонационная выразительность у дошкольников с дизартрией.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогическое наблюдение;
3.Педагогический эксперимент.
Глава 1
Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Понятие «интонация» в психолого-педагогической литературе
Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Сам термин «интонация» происходит от латинского «intonatio». Это слово образовано от глагола «intono», «intonare» - «громко произносить». Ряд отечественных исследователей, таких как О. С. Ахманова, Т. С. Богомазова, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина, С. В. Кодзасов, О. Г. Козьмин, П. С. Кузнецов, Л. И. Хицко считают, что интонация - достаточно общее понятие, включающее в себя просодические элементы. Так, например, по мнению О. С. Ахмановой и М. А. Поваляевой под интонацией понимается «сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций» [4].
Л. А. Кантер, в свою очередь, характеризует речевую интонацию как «совокупность системно обусловленных просодических характеристик речи, к которым относятся частота основного тона, интенсивность и длительность, что в плане восприятия соответствует мелодическому, силовому и темпорaльному компонентам» [5]. Это - широкое понимание интонации. В более узком смысле термин интонация может выступать синонимом мелодики. Интонация - это своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса человека [6]. Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение [1]. Также под интонацией понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове, фразе и целом высказывании [3].
По определению Л. В. Щербы, интонация - это мелодия, то есть музыкальное движение голоса во время речи. Л. Р. Зиндер считает, что интонация – это ритмомелодический рисунок речи, сложное единство речевой мелодики, ритма, темпа, тембра речи, фразового и логического ударения, пауз. Н.Д. Светозарова, в свою очередь, подчеркивает, что в понятие интонации входит «содержательный аспект» [8].
Л. З. Андронова указывает, что интонация - звуковая форма высказывания, система изменений громкости, высоты и тембра голоса, организованная при помощи темпа, пауз, ритма и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. А. С. Никифоров говорит о том, что интонация - совокупность нюансов речи (звучность, мелодичность, тембр, темп, ударения), обычно соразмерная с ее смысловым содержанием и передающая эмоциональное состояние говорящего [9].
В лингвистическом энциклопедическом словаре, как и в толковом словаре Ожегова, добавлены следующие компоненты: интенсивность и длительность. А в Оксфордском толковом словаре по психологии интонация рассматривается как общий термин, охватывающий модуляции голоса, модели ударения, повышения и понижения тона во время говорения [7].
По данным Н. И. Жинкина, интонация увеличивает объем сообщения и способствует его более полному пониманию, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи.
Интонация - совокупность ряда компонентов, таких как мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски [10].
Интонация рассматривается в работах О. С. Ахмановой, Р. И. Аванесова и А. А. Шахматова, которые указывают на ее основные компоненты: мелодию, паузы, изменение регистра, силу голоса и темп. М. Ф. Фомичёва определяет интонацию, как совокупность звуковых средств языка, которые устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, фонетически организуют речь и позволяют говорящему выражать разные чувства и эмоции. В письме, по мнению М. Ф. Фомичёвой, интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания [2].
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные компоненты интонационной стороны речи. К ним можно отнести мелодику, темп речи, паузы, ритм речи, тембр речи, логическое ударение, высоту и силу голоса.
Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Такой элемент интонации придает речи разнообразные оттенки: мягкость, нежность, выражает строгость в голосе, игривость, укор, недовольство. Он позволяет избежать монотонности монолога. Также мелодика речи выражает эмоциональное состояние собеседника, является средством образной выразительности сказанного. Темп речи - представляет собой длительность речи во времени. На практике принято выделять медленный, нормальный и быстрый темпы речи. Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду человек произносит от 9 до 14 фонем.
Важным условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения. Живой речи свойственна постоянная смена и чередование темпа, а однообразность темпа в речи приводит к монотонности, ровности речи и её обесцвечиванию. Также темп играет немаловажную роль в передаче эмоционально-модальной информации.
Резкие отклонения темпа речи от средних величин, которые были обозначены ранее, - как ускорение, так и замедление - мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Ритм речи, представляет собой звуковую организацию речи, выражающуюся в смене ударных и безударных слогов, ритму присуща регулярность. Также речевой ритм рассматривается как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, которые выполняют структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию. По мнению лингвиста Г. Н. Гумовской, речевой ритм представляет собой совокупность фонематического ритма, то есть смену гласных и согласных, повторение одинаковых звуков или группы звуков и просодического ритма, в состав которого входят такие компоненты, как ударение, мелодика, паузация и тембр. На формирование нормального ритма оказывают непосредственное влияние процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Нарушения ритмической организации речи приводит к искажению речи и затруднению ее восприятия.
Индивидуальный компонент интонации - тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Окраска голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток и некоторых других факторов, влияющих на изменение данного компонента интонационной стороны речи. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Тембру присуща индивидуальная акустическая окрашенность, тембр представляет собой так называемый «цвет голоса».
Одним из сильных интонационных средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Пауза - это временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют. Она как бы разрывает поток речи. Паузы могут быть действительными и нулевыми. Действительные паузы - это перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет перерывов в звучании, но меняется мелодика речи. Чаще такого рода паузы появляются на стыке между синтагмами. Паузация отражает не только факт членения потока речи на смысловые отрезки или синтагмы, но и характер смысловой связи между этими отрезками. Паузы, темп и ритм речи органически взаимосвязаны и образуют темпо-ритмическую организацию речи, делают её живой.
Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука. Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Также сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Громкость голоса зависит от его силы. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения для создания подходящего выражения высказывания. Гибкое изменение громкости голоса - это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Высота голоса - это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Она определяет культуру произношения. Чтобы избежать монотонности, надо использовать в разговоре или выступлении разную высоту голоса, пользоваться разными тонами и мелодическими рисунками. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.
Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение - это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Логическое ударение - это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи и для развития интонационной стороны речи.
Единицей интонации является интонема. Она образована с помощью элементов интонации и связана в языковой традиции с определенным значением, т. е. обладающая семантикой. Является интонационной постоянной. Если это почитало, то можно подумать, что у меня шила. Просодические нарушения отмечаются при заикании, дизартрии, в том числе и минимальных дизартричческих расстройствах, ринолалии, нарушениях голоса, снижении слуха, ЗПР.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л. Г. Развитие речи [Текст] / Л. Г. Антонова. - М. : Астрель, 2012. – 299 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. – 400 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009. - 200 с.
4. Блудов, А. А. Дизартрия. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых [Текст] / А. А. Блудов, Н. В. Белова. - М. : Наука и техника, 2009. - 340 с.
5. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии. Учебнометодическое пособие [Текст] / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь : Радуга, 2008. - 390 с.
6. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М. : Рус. яз., 2011. - 279 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2011. - 320 с.
8. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. - 2012. - № 12. - С. 13-16.
9. Запорожец, А. В. Развитие речи у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, М. Н. Лисина. - М. : Владос, 2014. - 400 с.
10. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов [Текст] / В. А. Киселева. - М. : Школьная пресса, 2017. - 48 с.
11. Копачевская, Л. А. формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л. А. Копачевская, Е. В. Лаврова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - 2011. - № 12. - С. 222-235.
12. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - М. : Астрель, 2010. - 192 с.
13. Муханов, И. Л. Пособие по интонации [Текст] / И. Л. Муханов. - М. : Русский язык, 2013. - 182 с.
14. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. Г. Никуленко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 199 с.
15. Самосенкова, Т. В. Фонетика. Интонация [Текст] / Т. В. Самосенкова. - Белгород : БелГУ, 2014. - 177 с.